Наталья Седоплатова
Третий год жизни ребенка: кризис упрямства
▼ Скачать + Заказать документы
Протокол родительского собрания №
Присутствуют 15 человек.
Отсутствуют 18 человек.
Секретарь: Христачева О. Н.
Воспитатели:
Жеребцова А. Н.
Седоплатова Н. А
___
Впервые родители встречаются с феноменом упрямства и непослушания, когда их ребенку исполняется три года, и он любое свое действие начинает со слов «Я Сам!», постигая азы самостоятельности. Этот период сложен не только для малыша, но и для любящих взрослых. Что такое «кризис трех лет» и как помочь ребенку его преодолеть – об этом вы узнаете на родительском собрании.
Публикация «Третий год жизни ребенка: кризис упрямства» размещена в разделах
Цель мероприятия:
1. Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».
2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
3. Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.
. Игра «Наш малыш»
Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.
Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних детей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз.
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
- Наш малыш любит с нами играть.
Капризы детские – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями капризов детских чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики".
Упрямство – особенность поведения, в устойчивых формах – черта характера; выступает как дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести… У детей появление упрямства может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.
Период упрямства и капризности начинается примерно с полутора лет. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже возможны. Пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
Причины появления капризов:
Особенности психического развития ребенка : в своем развитии ребенок проходит определенные стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости. В норме естественным (хотя и необязательным) является учащение капризов в периоды возрастных кризисов, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.
Смена обстановки. Например, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Единственный приемлемый для ребенка способ преодолеть ощущение одиночества — бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Недостаток родительской любви — пожалуй, главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.
Различие природных темпераментов ребенка и взрослых. Часто родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Даже самый спокойный флегматик начнет капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника.
Признак или следствие физического недомогания. Ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут чувствовать так, как чувствуют взрослые, что происходит в организме.
Капризы могут быть и на этапе выздоровления ребенка. Когда он уже хочет принимать активное участие в подвижных играх, а ему еще нельзя, необходимо продолжать лечение. Он этого не осознает и начинает капризничать.
Могут возникнуть капризы и от переутомления, и от перенапряжения, и от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя нагружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.
Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека. Ребенок хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, любви. Особенно часто капризы по этой причине встречаются у тех детей, которые окружены излишней заботой и вниманием. Этим малыши начинают злоупотреблять уже на бессознательном уровне.
Реакция на родительский запрет. Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
Подобная реакция может возникнуть, если запрет касается свободы ребенка. Подумайте, сколько раз за день он слышит: «Не бегай, не вертись, не ползай, не шали!»
Самоутверждение. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Он должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают право самостоятельного выбора, понимают и уважают его.
Заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требовании к нему (так называемые "капризы баловня").
Безразличное (мало эмоциональное) или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и негативным образцам поведения и действиям ребенка, отсутствие четкой системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного").
Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».
1. В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
2. Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
3. Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
4. Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
5. Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
6. Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
7. Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
8. Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
9. Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
10. Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!
5. Вопросы к психологу «Капризы и упрямство у детей : в чем причины?»
1. Капризы и упрямство могут являться следствием переходного возраста (кризисный период развития).
2. Если капризы и упрямство возникают в поведении детей, значит, где-то есть непоследовательность в требованиях к воспитанию малыша у обоих супругов или близких родственников.
3. Особенности семейных взаимоотношений супругов влияют на поведение ребенка, так как общение родителей является моделью (образцом) для поведения малыша.
4. Другой причиной капризов и упрямства может быть не соблюдение режима дня. Велика вероятность появления капризных, непослушных поступков из-за физического недомогания, переутомления малыша.
А сейчас Вам предлагается поучаствовать в игре, где будут представлены некоторые интересные приемы общения и взаимодействия с ребенком в период кризиса трех лет.
6. Игра «В яблочко».
Цель: обучение родителей определению истинных мотивов поведения ребенка, и выбору соответствующего способа взаимодействия с ним, развитие эмпатии.
Ход игры
Воспитатель читает ситуацию (см. примеры). Задача родителей: определить причину (мотив) поведения ребенка и выбрать способ взаимодействия. Верный ответ отмечается плюсом в таблице (Приложение 1) и стрелой в центре яблочка на мишени, а так же дополняется комментарием психолога. В конце игры участникам, кто заработал больше баллов, раздаются конфеты в качестве приза.
Вопросы родителей
1. Ребенок нацелился гулять, а вы хотите сначала покормить его кашей.
Комментарий воспитатель В данном случае можно использовать метод компромисса. Например, предложить ребенку 5 мин вместе постоять на балконе, посмотреть на машины, а потом пойти кушать. Дело в том, что малышу 3-х лет трудно сразу перестроиться на другие планы, ему необходимо помочь отвлечься. Родительский авторитет зарабатывается не грубой силой, а способностью рассмотреть интересы ребенка, и по возможности, пойти им на встречу.
2. Малыш старается построить башенку, но кубики разваливаются.
Комментарий. Поддержка ребенка взрослым – наиболее эффективный прием взаимодействия. Нужно помогать ребенку спокойно искать способ решения проблемы, например: «Давай подумаем, что тут можно сделать». Можно подсказать несколько возможных вариантов решения: «Лучше сделать так!», но выбрать и осуществить один из них должен сам ребенок.
3. Ребенок говорит вам «нет!» просто для того, чтобы не согласиться с вами, даже если ему очень хочется то, что вы ему предлагаете.
Комментарий воспитателя Можно попробовать провести игру «Все наоборот». Такая тактика позволяет избежать многих ненужных ссор, конфликтов и наказаний, но ее нельзя использовать часто: «Ни за что не успеешь умыться раньше меня!», «Наверное, гулять сейчас не стоит. Давай дома посидим».
4. Вы неоднократно пытались привлечь ребенка к уборке его игрушек, а сейчас он не может найти любимую машину в общей «игровой» свалке.
Комментарий воспитателя Метод «естественных последствий» или естественное наказание учит ребенка осознавать последствия поступков. Можно сказать малышу: «Видишь, как жалко, что машина не находится. Вот если вечером ты все свои машины «завезешь в гараж», будет хорошо видно, где какая и они не потеряются».
5. Ребенок отказывается вечером ложиться спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.
Комментарий воспитателя При укладывании малыша спать лучше использовать ритуал последовательных действий: проговаривать вслух привычные для малыша действия: «Сейчас мы будем собирать игрушки, потом умываться, потом читать книжку, и спать». Этот способ имеет эффект при регулярном повторе.
6. Ребенок явно пытается манипулировать вами, настоять на своем с помощью истерики или упрямства.
Комментарий воспитателя Здесь необходимы четкие правила поведения. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Единство требований родителей обязательно, а также потребуется педагогическая мудрость. Если ребенок бурно протестует, можно ненадолго оставить его одного в комнате (метод игнорирования).
7. Получение обратной связи от родителей.
На стенде помещен рисунок, рядом в красивой коробочке нарезаны кружочки желтого, зеленого и синего цвета. Задание родителям: «Каково Ваше отношение к занятию? Если Ваш ответ: «Было полезным, интересным», то «подарите» ребенку (приклейте) «мяч» желтого цвета. Если «Было скучно, впустую провели время» – то синего цвета. Если Вам необходима дополнительная информация о Вашем ребенке на индивидуальной консультации – зеленого цвета».