Светлана Ивановна
Консультация «Возраст упрямства, или Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Возраст упрямства или кризис трех лет»
Ребенок:
Мама, дай машинку! Мама дает со словами:
- Возьми, сынок.
Малыш раздраженно:
- Не хочу машинку!
Мама забирает игрушку.
Малыш гневно:
- Дай машинку! А-а-а!
- Как знакома нам эта ситуация, не правда ли? Что же происходит? Наш любимый малыш меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону.
Публикация «Консультация „Возраст упрямства, или Кризис трех лет“» размещена в разделах
К трем- четырем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс, кризис трех лет : это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы.
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Суть кризиса 3-х лет :
1. Ребенок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них».
2. Стремление к самостоятельности.
3. Изменение в социальных отношениях с окружающими людьми.
4. Изменяется отношение ребенка к себе и людям.
5. Ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.
6. Перестраивается социальная позиция ребенка к авторитету матери и отца.
7. Ребенок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребенка.
8. С одной стороны, ребенок хочет признания своей самостоятельности и независимости, с другой – к такой форме поведения он еще не готов.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.
Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности :
• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
• Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
• Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
• Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
• Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
• Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
• Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
• Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
• Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
• Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Любите ребенка не за что-то, а просто так.
Любите его всяким: счастливым и заплаканным, во время истерик и во время достижений, настойчивым и упрямым. Любите его всегда.
Пусть он это знает и видит!