Елена Спиркова
Конспект ООД в подготовительной группе «Семья. Традиции семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с детьми подготовительной к школе группе по образовательной области ПОЗНАНИЕ
тема: «СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
подготовила и провела
Воспитатель 1 кв. кат
Спиркова Е. А.
Цель: Закреплять знания и представления детей о семье, о семейных традициях русских людей
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Семья, Традиции семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Задачи:
• Стимулировать эмоционально-содержательное общение детей со взрослыми и сверстниками
• Расширять и углублять понимание понятия «семья», «отчество», «традиции»
• Закреплять знание и умение называть свое имя и фамилию, понимать их происхождение и ценность
• Закреплять знания о таких традициях, как знакомство, гостеприимство, ведение родословной, изготовление оберегов и пр.
• Активизировать словарь на основе знаний о своей семье, знания и понимания смысла пословиц
• Побуждать к общению, желанию высказать свое мнение на основе имеющихся представлений и личного опыта
• Закреплять умение отвечать на вопросы полным, распространенным предложением, грамматически правильно выстраивать ответы.
• Воспитывать познавательный интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре русского народа
• Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой деятельности
Интеграция ОО: Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
Методические приемы: беседы, игра, сюрпризные моменты, метод поощрительного словесного стимулирования, метод вопрос-ответ.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с русскими пословицами, приметами; составление генеалогического древа своей семьи совместно с родителями; составление рассказов о своей родословной; беседы о современных семейных традициях и давно сложившихся традициях русского народа; обсуждение традиций, сложившихся в детском саду; беседы на тему «Моя семья»; рассматривание тематических иллюстраций; рисование «Моя семья», «Наши традиции»; оформление стенгазеты «Традиции нашей группы»; ТИКО - конструирование «Дерево нашей детсадовской семьи»; игра «Карусель»
Материалы и оборудование: Обруч с лентами для игры «Карусель»; народные костюмы для девочки и мальчика; полотенце – рушник; каравай с солью; атрибуты для оформления русской горницы (самовар, прялка, половик, чайный сервиз, скатерть); сундук с предметами (фотоальбом, фотография, вышитая салфетка, шкатулка с семейными ценностями, праздничный колпак); генеалогические деревья, выполненные с родителями; куколки - «Веснянка» для подарков гостям.
Ход ООД Дети входят в группу становятся в круг
Орг. Момент.
Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Сообщение темы
В. Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг, вы заметили, что у нас сегодня гости? А мы гостей как встречаем?
…здравствуйте дорогие гости.
В: Ребята, я знаю, что все дети любят кататься на карусели. Вот сегодня я хочу предложить вам отправиться в небольшое путешествие на карусели по семейным традициям. Вы согласны? А кто может сказать, что такое традиция?
Варианты ответов: обычаи, правила, секреты, которые приняты в семье и передаются из поколения в поколение
В: Я согласна с вами, с давних времен в каждой семье зарождались и передавались из поколения в поколение различные традиции. Их хранили и не забывали. Вот в нашем путешествии мы и вспомним о тех семейных традициях, которые вам знакомы. Но сначала нам нужно познакомиться с гостями, которые тоже будут наблюдать за нашим путешествием. Скажите, пожалуйста, как по традиции люди знакомятся?
Варианты ответов: Называют свое имя…фамилию
В: Давайте начнем знакомство!
Варианты ответов: Дети называют свое полное имя и фамилию (Меня зовут Алексеев Роман) Можно предложить гостям представиться (Я – Иванова Мария Ивановна)
В: Ребята, а ведь гости представились чуть иначе,чем вы…В чем вы заметили разницу?
Варианты ответов: Назвали ФИ и О
В: Верно, а что такое – отчество? Как оно появляется и кто его дарит человеку?
Варианты ответов: Отчество образуется от имени отца ребенка. Если папу зовут Иван – у сына будет отчество Иванович. Отчество передается от отца к детям, как и фамилия.
В: Отлично! Молодцы! А кого и когда мы называем по ИО?
Варианты ответов: Когда обращаемся ко взрослым, к старшим людям, к воспитателям, учителям в школе…; называя человека по ИО, мы показываем свое уважение к нему, вежливость.
В: Верно, ну, вот мы и познакомились. Отправляемся путешествовать по традициям.
Занимают места на карусели и под словесное сопровождение перемещаемся в «Русскую горницу». Встречают девочка и мальчик в костюмах, с хлебом-солью.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим к нам в дом!
Здороваемся, с поклоном.
В: Ребята, скажите, почему нас здесь так встречают?
Варианты ответов: это старая традиция – встречать гостей на пороге дома; хозяин показывает, что рад гостям, что для гостей предлагает самое ценное в доме – хлеб; так хозяйка дома показывает свое гостеприимство; про такие семьи говорят – гостеприимные – всегда рады гостям…и т. п.
В: Согласна с вами, мы действительно попали в гостеприимную семью. Скажите, а что для вас семья?
Варианты ответов: Мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки…это люди, которые живут вместе, в одном доме…это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают…это люди, которые носят одну фамилию…
В: Верно, в семье человеку дарят не только ФИО, только в семье человек получает преданную любовь близких, заботу, воспитание, пример поведения. Вот как раз о воспитании есть одна русская пословица. Кто помнит?
Варианты ответов: Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
В: Да, слагать пословицы, которые несут смысл – это тоже давняя традиция. Скажите, а какая традиция, связанная с походом в гости, сохранилась с давних времен по сегодняшний день?
Варианты ответов: Чаепитие! Друзья чаще всего приглашают в гости «на чай»… за чаем обсуждали разные проблемы, решали вопросы…просто беседовали…
В: Ребята, скажите, а с хлебом – солью встречали всех гостей?
Варианты ответов: Только добрых и желанных гостей встречали с хлебом-солью…тех, кто не желает хозяину зла, не причинит ему вреда…есть пословица «Русский человек хлеб-соль водит» - значит, этот человек дружелюбный, добрый.
В: Мы обязательно еще вернемся в этот дом на чаепитие, а сейчас давайте попрощаемся с гостеприимными хозяевами и продолжим наше путешествие.
Занимают места на карусели и под словесное сопровождение перемещаемся в «Лес»
На столе оформлена выставка «ЛЕС» - представленные домашние работы детей – родословные деревья.
В: Ребята, посмотрите, куда мы попали. Это настоящий исторический лес! Все деревья в нем необычные, нет ни одного похожего друг на друга. Скажите, почему?
Варианты ответов: Это наши родословные деревья…это деревья, которые мы оформили вместе с родителями… по этим деревьям можно узнать свою родословную… такие деревья составляли с давних времен, чтобы каждый новый член семьи знал свои корни, своих родных, предков…это давняя семейная традиция – составлять генеалогическое древо (и т. п)
В: А кто скажет, почему историю семьи чаще всего оформляю в виде дерева? Почему называют – родословное дерево?
Варианты ответов: Потому, что семья как дерево – растет, увеличивается…семья мощная, сильная, крепкая как дерево…
В: Вы все молодцы, постарались с родителями и сделали небольшую экскурсию по своей родословной. Каждый из вас познакомил нас со своими семьями. Скажите, пожалуйста, а есть какое то правило, которое учитывается при составлении родословного дерева?
Варианты ответов:
• у корней дерева отмечаем самых старших членов семьи – бабушки, дедушки--- они как крепкая и мудрая основа семьи, наши предки…
• ствол – это наши родители – мамы, папы…это молодые люди, которые работают, трудятся, заботятся о старших и младших членах семьи
• на веточках и листочках располагаем детей…это мы…дерево разрастается и появляются братья, сестры…потом и у нас будут свои семьи и появятся новые веточки.
В: Верно, вы все хорошо разобрались в правилах составления родословного дерева, я надеюсь, эту замечательную традицию вы будите хранить и продолжать вести свою родословную. А мы отправляемся дальше…
Занимают места на карусели и под словесное сопровождение перемещаемся к «Сундуку», в котором лежат: фотоальбом, книжка, фотография, вышитая салфетка, шкатулка с семейными ценностями
В: ребята, скажите, кто знает что это?
Варианты ответов: это сундук, в нем могли хранить разные ценные вещи…могли хранить вещи, которые передавались из поколения в поколение…
В: Я раскрою вам секрет – этот сундук – хранитель традиций. Здесь собраны старые традиции, многие из которых и сегодня существуют в современных семьях. Давайте посмотрим, что в нем лежит и попробуем понять, о каких традициях нам могут рассказать эти вещи. Возможно, здесь есть подсказки из ваших семейных традиций.
Варианты ответов:
• фотоальбом – это давняя семейная традиция – хранить фотографии родственников…фотографии каких то памятных моментов…праздников
• книжка – традиция читать книги младшим детям…читать перед сном… может быть традиция сочинять и записывать сказки…
• колпак праздничный «с днем рождения» - традиция праздновать дни рождения, новый год с семьей… поздравлять друг друга…
• фото «отдых на природе» - традиция в определенные дни совершать семейные прогулки в лес…
• вышитое полотенце – традиция хранить вещи, сделанные руками предков, передавать их из поколения в поколение…
В: Ребята, вспомните, в начале нашей темы «Семейные традиции» каждый из вас уверял, что в ваших семьях нет традиций… А сейчас вы также уверены в этом?.
Варианты ответов: нет…мы узнали многое о традициях…узнали какие бывают традиции…поняли, что в наших семьях тоже есть свои традиции …
В: Да, ребята, стоит только немного глубже взглянуть на жизнь и быт в своей семье, как тут же найдется что то традиционное, свое, неповторяющееся в других семьях…то, что и называется традицией семьи.
Ребята, вот мы с вами сделали дерево нашей детсадовской семьи.
Скажите, в нашей семье есть какие то традиции?
Варианты ответов: поздравлять друг друга с днем рождения…готовить и праздновать Праздник осени, Новый год, Масленицу, 8 марта …ходить к памятнику на 9 мая, ходить на экскурсию в лес в разные времена года… участвовать в разных конкурсах, викторинах. делать подарки родителям своими руками…
В: ребята, а кто скажет, какие традиции у нас появилась в этом году?
Варианты ответов: собирать макулатуру…готовить своими руками подарки и поздравлять ветеранов с праздниками…
В: Молодцы, все вспомнили. Скажите, а вам нравится соблюдать традиции детского сада? Тогда я предлагаю вам, по традиции подарить гостям нашей группы небольшие сувенирчики, которые вы сделали своими руками.
Дарят кукол – Веснянок.
Варианты ответов: это Веснянка – куколка, которая привлекала весну. Их вешали на окошко, или даже на одежду…маленькие дети могли использовать их как игрушку.
Рефлексия
В: Спасибо вам, ребята, за путешествие. Скажите, вам понравилась наша сегодняшняя карусель? А что для вас было сложным на сегодняшнем занятии? Что понравилось больше?
Я хочу вам сказать: Любите, уважайте, берегите, радуйте своими успехами своих родителей. Цените самое дорогое, что есть у человека – свои семьи.
Будьте все вместе, друг друга цените
Обиды и ссоры подальше гоните
И пусть про вас говорят все друзья:
Какая хорошая – ваша семья.