Елена Гаврилова
Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: дети имеют низкий уровень речевого развития.
Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.
Срок работы над темой: 2023 - 2024 уч. г.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег (в сети Интернет, в ДОУ).
2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
Публикация «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
3. Способствовать речевому развитию детей.
4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров, с театральными профессиями, жанрами, с театральной терминологией, приемами кукловождения.
5. Создавать условия для проведения театрально-игровой деятельности.
6. Привлечь родителей в образовательное пространство ДОУ.
7. Привлечь педагогов ДОУ к проблеме речевого развития дошкольников.
8. Организовать развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС) в группе в рамках выбранной темы.
9. Разработать и оформить картотеку театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, картотеку малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр.
10. Изготовить и оформить различные виды театра при участии родительской общественности и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.
11. Подобрать и оформить фонотеку сказок, песенок-потешек.
12. Обобщить материал по теме, определить перспективы для дальнейшей работы.
Прогнозируемые результаты: на основании изученной литературы и опыта коллег разработан и реализован план работы с родителями, детьми и коллегами.
Дети познакомились с различными видами театра и проявляют к нему повышенный интерес. У воспитанников активизировался словарь через знакомство:
• с театральными профессиями (актер, режиссер, дублер и т. д.);
• с театральными жанрами : драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и др. ;
• с разными видами кукольных театров;
• с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.
У детей усовершенствовались речевые навыки, звуковая культура речи, интонационная выразительность, монологическая и диалогическая речь. Дети могут чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие, принимать на себя разные роли, выступать на сцене. Воспитанники проявляют творческую самостоятельность и инициативность.
У родителей повысился уровень компетентности в вопросе организации детско-родительского творческого взаимодействия с целью речевого развития своих детей.
В группе оформлен центр театрализованной деятельности (при участии родителей) «Мир театра», который систематически пополняется. Также при участии родительской общественности изготовлены и оформлены различные виды театра и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.
Разработана и оформлена картотека театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, а также картотека малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр, которыми успешно пользуются педагоги ДОУ и родители воспитанников. Подобрана и систематизирована фонотека сказок, песенок-потешек.
Коллеги проявили интерес к теме, приняли в работу опыт, который был представлен их вниманию.
Определены перспективы для дальнейшего направления работы в рамках данной темы.
Актуальность
Проблема развития связной речи дошкольников была и остается одной из наиболее актуальных. На ее решение ориентирован ФГОС ДО, который обособляет «Речевое развитие» в самостоятельную образовательную область, ведь оно необходимо не только для вербального развития воспитанников, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, дальнейшей социализации их в обществе. Речь – важнейший инструментарий, которым должен овладеть ребенок для успешного развития.
Задача современного воспитателя в области речевого развития детей - своевременная помощь в освоении ими разговорной речи, что предполагает создание условия для развития таких умений, как понимание обращенной речи с опорой и без опоры на наглядность, контакт с окружающими, выражение своих мыслей, чувств, впечатлений, используя речевые средства.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется основной принцип обучения в ДОУ – учить играя.
Учитывая выше сказанное, возникла идея использования средств театрального искусства, кукольного театра, для повышения уровня речевого развития дошкольников и темой моей работы по самообразованию является «Речевое развитие детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности».
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – проектировочный;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь, октябрь)
- Изучение методической литературы и опыта коллег по теме «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет», в т. ч. в сети Интернет;
- обобщение материала;
- диагностика уровня речевого развития детей средней группы;
- разработка перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями;
- разработка плана работы с РППС в групповом пространстве.
2 этап (октябрь - март)
- Организация в групповом помещении центра театрализованной деятельности «Мир театра», для свободного доступа детей (октябрь, в течение года центр пополняется).
- Разработка и оформление картотеки театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, картотеки малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр.
- Изготовление и оформление различных видов театра при участии родительской общественности и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.
- Подборка и оформление фонотеки сказок, песенок-потешек.
Для работы с детьми:
- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми, театральных костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности, декораций, ширм;
- организация в групповом помещении центра театрализованной деятельности «Мир театра» для свободного доступа детей.
Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся в рамках учебного года. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников средней группы. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с ФГОС ДО. Продолжительность занятий соответствует нормам СанПиН и составляет 20 минут. Самостоятельная деятельность детей в центре театрализованной деятельности «Мир театра» не прописана в плане работы с детьми, она осуществляется на регулярной ежедневной основе.
Для работы с родителями:
- Разработка анкетирования, мастер-классов, рекомендаций, консультаций, буклета для родителей.
3 этап (сентябрь - май)
Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь (диагностика, октябрь
1. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления уровня речевого развития.
2. Игровая ситуация «К нам в гости пришли театральные куклы».
Цель: познакомить детей с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними) и простейшими приемам кукловождения.
3. Дидактическая игра «Из какой сказки кукла?».
Цель: систематизировать и обобщить представления детей об известных ранее сказках и сказочных персонажах, стимулировать речевую активность, умение отвечать полными предложениями.
4. Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом» - театр на прищепках.
Цель: активизировать речевую деятельность детей, формировать умение импровизировать под музыку, побуждать эмоционально, воспринимать сказку, учить инсценировать знакомую сказку совместно с воспитателем посредством театра на прищепках, развивать словесное творчество. 1. Анкетирование «Речевое развитие ребенка в домашних условиях».
2. Участие родителей в оформлении центра «Мир театра».
3. Детско-родительский мастер-класс «Театр на ложках».
4. Рекомендовать родителям дополнить персонажей «ложечного» театра в домашних условиях, придумать и проиграть с ребенком сюжет.
Ноябрь
1. Игровая ситуация «К нам в гости пришли куклы би-ба-бо».
Цель: познакомить детей с куклами би-ба-бо, со спецификой владения ими, создать условия для эмоционального подъема детей и снятия напряжения.
2. Игра-драматизация (имитация) «Зеркало».
Цель: Развитие монологической речи воспитанников.
3. Самостоятельная деятельность с куклами би-ба-бо.
Цель: вызвать у детей желание играть куклами, сопровождать игру диалогами, практиковать навыки смены интонации и тембра голоса, принимая на себя ту или иную роль. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас, используя кукольный театр.
4. Игровая ситуация «Покажем куклам, кто как говорит?» - театр на ложках.
Цель: развивать навыки звукоподражания детей со сменой интонации, тембра и громкости голоса. Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально - игрового оборудования. 1. Родительское собрание «Что мы знаем о речевом развитии и театрализованной деятельности детей?».
2. Индивидуальные консультации и беседы по запросу родителей.
3. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.
4. Рекомендовать родителям обыграть с ребенком его любимое литературное произведение.
Декабрь
1. Игра-имитация «Зверята».
Цель: Формировать у детей навыки звукоподражания.
2. Игра с пальчиками (пальчиковый театр) по замыслу детей.
Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности, формировать навыки сочетания слов с движениями.
3. Игра-пантомима «Медвежата».
Цель: развивать пантомимические навыки детей.
4. Игра «Повтори за мной». Шагающий театр.
Цель: практиковать навыки синхронного повторения текста с действиями пальцев и кистей рук. 1. Рекомендовать родителям посетить с ребенком детский кукольный театр.
2. Консультации по запросу родителей.
3. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.
4. Мастер-класс «Театр варежек».
Январь
1. Беседа «Кто работает в театре?».
Цель: познакомить детей с театральными профессиями (режиссер, дублер, актер и т. д.). Продолжать практиковать и совершенствовать навыки диалогической речи.
2. Режиссёрская (стендовый театр на фланелеграфе) игра «Кошкин дом».
Цель: Учить разыгрывать несложные представления, входить в роль режиссёра, использовать для воплощения образа выразительные средства речи : интонацию, тон голоса.
3. Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки детей.
4. Беседа «Хороший и плохой поступок» (по мотивам предложенных детьми сказок).
Цель: побуждать детей думать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую активность, навыки ведения диалога и монолога. 1. Консультация «Организация кукольного театра в домашних условиях».
2. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.
Февраль
1. Режиссёрская (кукольный театр, перчаточные куклы) игра «Кошки-мышки».
Цель: развивать умение детей определять отдельные черты характера персонажа, передавать их, самостоятельно находя выразительные средства; продолжать формировать умение инсценировать знакомый литературный материал.
2. Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…».
Цель: развивать пантомимические способности воспитанников.
3. Игра «Придумай костюм своему герою и расскажи кто он».
Цель: продолжать поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, развивать мышление, творчество, воображение, элементарные навыки презентации своей работы, речевую активность, умение говорить полными распространенными предложениями.
4. Игра-драматизация по мотивам стихотворений А. Барто. Куклы – игрушки.
Цель: продолжать стимулировать речевую активность детей посредством театральной деятельности, вспомнить стихотворения Агнии Барто, практиковать навыки пользования театральной ширмой. 1. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей».
2. Рекомендовать родителям дома с ребенком обыграть известные ребенку стихотворения, потешки.
3. Консультации по запросу родителей.
Март
1. Режиссёрская игра (конусный театр) «Репка».
Цель: формирование умения режиссировать игровые действия по собственному замыслу, продолжать формировать умение инсценировать знакомый литературный материал.
2. Игра-драматизация «Два жадных медвежонка» - театр на кружках. Венгерская народная сказка в обр. А. Краснова и В. Важдаева.
Цель: учить детей обыгрывать сказку, передавать образы, входить в роль. Учить понимать содержание сказки, правильно вести диалог, развивать умение передавать движения персонажей.
3. Игровая ситуация «Сегодня мы расскажем куклам свою сказку!».
Цель: развивать речевую активность детей, фантазию, воображение, мышление, навыки коллективного творческого взаимодействия (коллективное придумывание сказки – элемент ТРИЗ, стремление в игровой ситуации строить диалоги с игрушками и сверстниками, используя собственную фантазию.
4. Прослушивание аудиосказок по выбору детей.
Цель: развитие слухового внимания, воспитания интереса к художественному слову.
1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
2. Рекомендовать дома с ребенком придумать свою сказку и нарисовать к ней иллюстрацию.
3. Буклет «Виды театра, которые вы можете изготовить совместно с вашими детьми».
Апрель
1. Игра-драматизация «Теремок» - театр масок.
Цель: формирование умения играть по собственному замыслу, закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.
2. Игра-драматизация «Цыпленок» К. И. Чуковского - магнитный театр.
Цель: Формировать у детей интерес к играм - драматизациям. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. Продолжать формировать умение детей передавать образ героев сказки. Развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное мышление. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, как с детьми, так и со взрослыми.
3. Детско-родительское совместное изготовление декораций для придуманной сказки в рамках апрельской серии творческих вечерних встреч.
Цель: познакомить детей с понятием «декорация», при участии родителей придумать и изготовить декорации.
4. Обыгрывание потешек, дразнилок, считалок, скороговорок по выбору детей.
Цель: развивать у детей самостоятельность и инициативность, навыки владения всеми имеющимися видами театра. Развивать правильное звукопроизношение, дикцию, артикуляцию. 1. Детско-родительское совместное изготовление декораций для придуманной сказки в рамках апрельской серии творческих вечерних встреч.
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
3. Презентация картотек. Рекомендовать использовать данные картотеки в домашних условиях.
Май
1. Детско-родительская квест-игра «По страницам любимых сказок или сказки оживают».
Цель: создать условия для эмоционального подъема детей, привлечь родителей к детско-родительскому игровому взаимодействию с целью речевой и творческой активизации детей и обобщения их представлений о театре и его видах.
2. Итоговое мероприятие. Детский спектакль по мотивам придуманной сказки для детей второй младшей группы.
Цель: развивать навыки монологической и диалогической речи у воспитанников, интерес к театрализованной деятельности, артистичность, уверенность в себе, самостоятельность, творческую и речевую активность, умение пользоваться декорациями.
3. Проведение итогового диагностического обследования детей с целью выявления уровня речевого развития воспитанников. 1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
2. Детско-родительская квест-игра «По страницам любимых сказок или сказки оживают».
3. Ознакомление с результатами диагностики речевого развития (индивидуально).
4 этап (май) – подведение итогов, рефлексия, определение перспектив для дальнейшей работы по теме «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет».