Марина Катакова
Конспект занятия «Театр кукол на Руси» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей возникновения театра на Руси, с традициями и обычаями русского народа. Познакомить детей с Петрушкой, с главным героем русских народных кукольных представлений. Воспитывать уважение и интерес и бережное отношение к народной игрушке Познакомить с интересными сведениями из истории кукол. Приобщать детей к вековым традициям своего народа.
Публикация «Конспект занятия „Театр кукол на Руси“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Ход занятия.
1. Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие, здравствуйте, мои пригожие! Слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну, чтобы вы, ребятки, знали о делах родной земли.
2. Слушаем. Люди Древней Руси очень боялись грозных и загадочных явлений природы, таких как буря, гроза, ураган. А еще они боялись различных диких животных. И вот, во время праздничных гуляний возник такой обычай – рядиться животными. Люди хотели таким образом подчинить животных своей воле, добиться от них послушания, смирения. (Показ слайда)
Народные праздники всегда были связаны с природой: растительным и животным миром. Через ряженье, игры, песни, хороводы народ проявлял свое отношение к природе. Постепенно, с течением времени, обряды превратились в представления, даваемые на улицах. Люди устраивали их уже не для того, чтобы воздействовать на поведение животных или явления природы, выражая свое к ним отношение, а просто для веселья и развлечения. Эти увеселительные представления стали называть игрищами, от слова игра, а еще позже – гуляниями. (Показ слайда)
Давным - давно жили - были люди смелые и веселые. Им нравилось народ веселить, на посмешище зло да недостатки всякие выставлять, а добро да смекалку славить. И назвали этих людей - скоморохи. Они придумывали веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью.
А чтобы скоморохам было перед кем выступать были зазывалы. Зазывалы – это тоже веселые, звонкоголосые люди, которые приглашали всех на праздник. Они привлекали толпу громко, весело, чтобы люди захотели прийти на ярмарку. «Красны девицы! Добры молодцы! Слушайте и смотрите! И не говорите потом что слыхом не слыхивали и видом не видывали! Приглашаем всех на поляну зеленую да на ярмарку веселую! И начнется на ярмарке веселое представление с играми-потехами, с хороводами да с песнями! С плясунами да скоморохами! Ждем всех вас на нашей веселой ярмарке!
Скоморохи были странствующими актерами, переезжали из города в город и давали свои представления на улицах и площадях в дни ярмарок, на праздниках. (Показ слайда) Скоморохи выступали с настоящими дрессированными медведями или сами наряжались в медвежью шкуру, устраивая смешные медвежьи представления и распевая веселые скоморошины или по-нашему – частушки. Скоморохи запросто общались со зрителями, вовлекая в свою игру. Чтобы привлечь внимание к своему представлению скоморохам быть и музыкантами, и дрессировщиками, и акробатами, и жонглерами, и актерами. А уж искусство скороговорки они знали в совершенстве, переговорить могли кого угодно. Хочу вам предложить представить себе на месте этих веселых скоморохов и приговорить некоторые заклички и шуточные скороговорки:
Солнце красное встает, всех на ярмарку зовет. Разливай и квас, и мед, веселись честный народ.
Расфуфырилась Марфута: Фу-ты, фу-ты, фу-ты, фу-ты. На Марфуте три фуфайки, десять фартуков из байки.
Немного позднее добавился еще один вид театра – кукольный. Некоторые скоморохи в своих представлениях стали использовать куклу - Петрушку. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы оживить его. (Ответы детей). Правильно актеры надевали Петрушку на руку и оживляли его при помощи движения кисти и пальцев. В современном театре тоже есть такие куклы, они показывают перчаточными. Петрушка быстро стал главным героям русских народных кукольных представлений и очень нравился зрителям. Как вы думаете, почему? (дети говорят о том, что петрушка веселый, смешной). Правильно ребята, а одевали Петрушку в красную рубаху и колпачок с кисточкой. В петрушечных представлениях обычно участвовали два актера: один играл на шарманке, а другой, которого называют петрушечником из-за ширмы показывал кукол (на правой руки был Петрушка, а на левой- все остальные персонажи). И вот в конце представления, жадный цыган, и обманщик лекарь, и даже сам черт были наказаны смелым и веселым Петрушкой.
А сейчас мы переключаемся в те далекие времена на одно из таких представлений. Педагог с куклой начинает представление.
Собирайся, народ! К вам Петрушка идет. На голове колпак, В кармане медный пяток. Я сейчас веселье затею, И от улыбок ваших разбогатею!
Эй, мальчишка из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь, что это за игрушка?
А я – Петрушка! Петрушка! Петрушка!
Остер колпачок, еще острей язычок!
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами.
Да так, что и вы расхохочетесь сами!
Ну, ребятишки, девочки и мальчики, мое вам почтение, расстаемся с вами до следующего представления!
Наверное, каждый ребёнок видел кукольный спектакль. Существуют целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актёрами-кукловодами. Куклы бывают разные: пальчиковые,перчаточные, Пмарионетки, куклы для театра теней, куклы ростовые.
В нашей стране одним из ведущих является Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова. Театр имеет 2 сцены, располагает самой полной и единственной в России библиотекой, в которой собрана вся известная литература о куклах. В театре находится крупнейший в мире музей театральных кукол. (Показ слайда). Ребята, а где делают кукол сейчас? На фабриках. В Москве есть несколько фабрик игрушек: «огонёк», «кругозор», «кукольный мир».
3. Беседуем:
- Кто был главным героем русских народных кукольных представлений? (Петрушка)
- Как вы думаете, почему? (Дети говорят о том, что Петрушка веселый, смешной).
- Как был одет Петрушка? (Одевали Петрушку в красную рубаху и колпачок с кисточкой)
-Как назывались люди, которые веселили народ, выставляя на посмешище зло да недостатки, а добро да смекалку славили? (Скоморохи).
- Что делал Петрушка? (Петрушка так же, как и скоморохи, высмеивал различные недостатки людей).
- Как вы думаете, какие? (ответы детей)
- Кто такие скоморохи? (Скоморохи придумывали веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью).
- Кто появлялся перед выступлением скоморохов? (Перед тем как выступали скоморохи выступали зазывалы,они приглашали всех на праздник)
4. Обобщаем. На праздничные гулянья водили хороводы, пели песни, устраивали игры. Помимо хороводов устраивали балаганы. Балаган – старинное театральное зрелище комического характера. Петрушка был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух люди, громко выкрикивал на площадях и ярмарках Петрушка. (Показ слайда). Петрушке более 300 лет. (А знаете ли вы, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия- Пётр Иванович Уксусов).
5. Играем: Я, думаю, вам очень хочется рассмотреть поближе Петрушку, замечательную игрушку наших предков и поиграть с ним. Садитесь за столы и аккуратно бережно поиграйте с ним.
6. Творим, рисуем, радуемся. А сейчас каждый из вас может сделать себе такую же куклу из бумаги. Во время аппликации звучит тихая русская народная мелодия.
7. Прощалочка. На ярмарочных гуляниях были не только скоморохи, но и лотошники – люди, которые продавали разный товар. Лотошник покупателю рад – у него весь товар нарасхват. А особенно нарасхват были сладости, очень пользовались спросом сладкие петушки. Вот и я вас сегодня угощаю. До свидания!