Папки-передвижки

Конспект занятия «Театр кукол на Руси» (старшая группа)

Марина Катакова
Конспект занятия «Театр кукол на Руси» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с историей возникновения театра на Руси, с традициями и обычаями русского народа. Познакомить детей с Петрушкой, с главным героем русских народных кукольных представлений. Воспитывать уважение и интерес и бережное отношение к народной игрушке Познакомить с интересными сведениями из истории кукол. Приобщать детей к вековым традициям своего народа.

Публикация «Конспект занятия „Театр кукол на Руси“ (старшая группа)» размещена в разделах

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие, здравствуйте, мои пригожие! Слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну, чтобы вы, ребятки, знали о делах родной земли.

2. Слушаем. Люди Древней Руси очень боялись грозных и загадочных явлений природы, таких как буря, гроза, ураган. А еще они боялись различных диких животных. И вот, во время праздничных гуляний возник такой обычай – рядиться животными. Люди хотели таким образом подчинить животных своей воле, добиться от них послушания, смирения. (Показ слайда)

Народные праздники всегда были связаны с природой: растительным и животным миром. Через ряженье, игры, песни, хороводы народ проявлял свое отношение к природе. Постепенно, с течением времени, обряды превратились в представления, даваемые на улицах. Люди устраивали их уже не для того, чтобы воздействовать на поведение животных или явления природы, выражая свое к ним отношение, а просто для веселья и развлечения. Эти увеселительные представления стали называть игрищами, от слова игра, а еще позже – гуляниями. (Показ слайда)

Давным - давно жили - были люди смелые и веселые. Им нравилось народ веселить, на посмешище зло да недостатки всякие выставлять, а добро да смекалку славить. И назвали этих людей - скоморохи. Они придумывали веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью.

А чтобы скоморохам было перед кем выступать были зазывалы. Зазывалы – это тоже веселые, звонкоголосые люди, которые приглашали всех на праздник. Они привлекали толпу громко, весело, чтобы люди захотели прийти на ярмарку. «Красны девицы! Добры молодцы! Слушайте и смотрите! И не говорите потом что слыхом не слыхивали и видом не видывали! Приглашаем всех на поляну зеленую да на ярмарку веселую! И начнется на ярмарке веселое представление с играми-потехами, с хороводами да с песнями! С плясунами да скоморохами! Ждем всех вас на нашей веселой ярмарке!

Скоморохи были странствующими актерами, переезжали из города в город и давали свои представления на улицах и площадях в дни ярмарок, на праздниках. (Показ слайда) Скоморохи выступали с настоящими дрессированными медведями или сами наряжались в медвежью шкуру, устраивая смешные медвежьи представления и распевая веселые скоморошины или по-нашему – частушки. Скоморохи запросто общались со зрителями, вовлекая в свою игру. Чтобы привлечь внимание к своему представлению скоморохам быть и музыкантами, и дрессировщиками, и акробатами, и жонглерами, и актерами. А уж искусство скороговорки они знали в совершенстве, переговорить могли кого угодно. Хочу вам предложить представить себе на месте этих веселых скоморохов и приговорить некоторые заклички и шуточные скороговорки:

Солнце красное встает, всех на ярмарку зовет. Разливай и квас, и мед, веселись честный народ.

Расфуфырилась Марфута: Фу-ты, фу-ты, фу-ты, фу-ты. На Марфуте три фуфайки, десять фартуков из байки.

Немного позднее добавился еще один вид театра – кукольный. Некоторые скоморохи в своих представлениях стали использовать куклу - Петрушку. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы оживить его. (Ответы детей). Правильно актеры надевали Петрушку на руку и оживляли его при помощи движения кисти и пальцев. В современном театре тоже есть такие куклы, они показывают перчаточными. Петрушка быстро стал главным героям русских народных кукольных представлений и очень нравился зрителям. Как вы думаете, почему? (дети говорят о том, что петрушка веселый, смешной). Правильно ребята, а одевали Петрушку в красную рубаху и колпачок с кисточкой. В петрушечных представлениях обычно участвовали два актера: один играл на шарманке, а другой, которого называют петрушечником из-за ширмы показывал кукол (на правой руки был Петрушка, а на левой- все остальные персонажи). И вот в конце представления, жадный цыган, и обманщик лекарь, и даже сам черт были наказаны смелым и веселым Петрушкой.

А сейчас мы переключаемся в те далекие времена на одно из таких представлений. Педагог с куклой начинает представление.

Собирайся, народ! К вам Петрушка идет. На голове колпак, В кармане медный пяток. Я сейчас веселье затею, И от улыбок ваших разбогатею!

Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что это за игрушка?

А я – Петрушка! Петрушка! Петрушка!

Остер колпачок, еще острей язычок!

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами.

Да так, что и вы расхохочетесь сами!

Ну, ребятишки, девочки и мальчики, мое вам почтение, расстаемся с вами до следующего представления!

Наверное, каждый ребёнок видел кукольный спектакль. Существуют целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актёрами-кукловодами. Куклы бывают разные: пальчиковые,перчаточные, Пмарионетки, куклы для театра теней, куклы ростовые.

В нашей стране одним из ведущих является Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова. Театр имеет 2 сцены, располагает самой полной и единственной в России библиотекой, в которой собрана вся известная литература о куклах. В театре находится крупнейший в мире музей театральных кукол. (Показ слайда). Ребята, а где делают кукол сейчас? На фабриках. В Москве есть несколько фабрик игрушек: «огонёк», «кругозор», «кукольный мир».

3. Беседуем:

- Кто был главным героем русских народных кукольных представлений? (Петрушка)

- Как вы думаете, почему? (Дети говорят о том, что Петрушка веселый, смешной).

- Как был одет Петрушка? (Одевали Петрушку в красную рубаху и колпачок с кисточкой)

-Как назывались люди, которые веселили народ, выставляя на посмешище зло да недостатки, а добро да смекалку славили? (Скоморохи).

- Что делал Петрушка? (Петрушка так же, как и скоморохи, высмеивал различные недостатки людей).

- Как вы думаете, какие? (ответы детей)

- Кто такие скоморохи? (Скоморохи придумывали веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью).

- Кто появлялся перед выступлением скоморохов? (Перед тем как выступали скоморохи выступали зазывалы,они приглашали всех на праздник)

4. Обобщаем. На праздничные гулянья водили хороводы, пели песни, устраивали игры. Помимо хороводов устраивали балаганы. Балаган – старинное театральное зрелище комического характера. Петрушка был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух люди, громко выкрикивал на площадях и ярмарках Петрушка. (Показ слайда). Петрушке более 300 лет. (А знаете ли вы, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия- Пётр Иванович Уксусов).

5. Играем: Я, думаю, вам очень хочется рассмотреть поближе Петрушку, замечательную игрушку наших предков и поиграть с ним. Садитесь за столы и аккуратно бережно поиграйте с ним.

6. Творим, рисуем, радуемся. А сейчас каждый из вас может сделать себе такую же куклу из бумаги. Во время аппликации звучит тихая русская народная мелодия.

7. Прощалочка. На ярмарочных гуляниях были не только скоморохи, но и лотошники – люди, которые продавали разный товар. Лотошник покупателю рад – у него весь товар нарасхват. А особенно нарасхват были сладости, очень пользовались спросом сладкие петушки. Вот и я вас сегодня угощаю. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Князь Владимир — креститель Руси» (подготовительная группа) Цель: Рассказать детям, как христианство пришло на Русь. Познакомить детей с князем Владимиром - крестителем Руси объяснить смысл крещения.

Долгосрочный проект «Театр сказок» старшая группа. Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1552, дошкольное подразделение 6, г. Москва Проект «Театр сказок» «Сказка.

Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа Программные задачи. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения, интереса к обычаям старины, к русскому фольклору; воспитание.

Конспект занятия по ФЭМП (старшая группа) Конспект «Путешествие на кораблике Брызг – Брызг» Цель: Развивать интеллектуально – творческие способности дошкольников Задачи: 1. Продолжать.

Конспект занятия «Театр кукол» Цель: 1) Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность.

Практикум для воспитателей «Изготовление кукол на Руси и в наши дни»Практикум для воспитателей «Изготовление кукол на Руси и в наши дни» Цель: знакомство с техникой изготовления кукол из салфеток. Задачи: научится изготавливать кукол из салфеток, Развить познавательный интерес.

НОД по речевому развитию через театральную деятельность «Мы играем в театр» (старшая группа) Цель: Создание условий для развития речевой активности через игру в театр. Задачи: Создать условия для развития устойчивого интереса к.

Театр кукол Би-ба-бо на тему «ПДД» своими рукамиТеатр кукол Би-ба-бо на тему «ПДД» своими руками Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию театр кукол Би-ба-бо, сделанный своими руками, на тему: "Правила дорожного движения". Вполне.

Театрализованная деятельность «Путешествие в театр» (старшая группа) Тема: «Путешествие в театр» ЦЕЛЬ: Формирование творческой личности школьника средствами театральной педагогики. ЗАДАЧИ: Изучение.

Конспект занятия «Театр вежливости» (средняя группа) Цели: -обучать детей элементам театрализованной деятельности (инсценировки); -совершенствовать эффективность взаимодействия педагогов и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Театр кукол на Руси» (старшая группа)
Опубликовано: 24 марта 2017 в 23:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Театр кукол на Руси» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Катакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД