Получи документы

Конспект урока на тему «Советская культура и интеллигенция в годы застоя» в 9 классе адаптивной школы

светлана герасименко
Конспект урока на тему «Советская культура и интеллигенция в годы застоя» в 9 классе адаптивной школы

Класс : 9

ТЕМА: «Советская культура и интеллигенция в годы застоя»

ЦЕЛЬ: Проследить динамику развития духовной сферы жизни советского общества в годы «застоя»

ЗАДАЧИ:

Образовательные:. Формировать представление об атмосфере в советском обществе в годы «застоя»; объяснить причину диссидентского движения в СССР; показать на конкретных примерах воздействие власти на творческую интеллигенцию в эти годы; познакомить с выдающимися представителями советской культуры и интеллигенции.

Публикация «Конспект урока на тему „Советская культура и интеллигенция в годы застоя“ в 9 классе адаптивной школы» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие: учить объяснять сложные понятия на основе текста учебника; закреплять навыки работы с учебником.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся патриотические чувства.

Оборудование: Учебник, проектор, карточки с заданиями, лист самооценки

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке истории. Садитесь.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Давайте мысленно скажем себе: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» и пожелаем друг другу удачи.

Кроме учебника и тетради, у вас на столе лежат карточки с заданиями и лист самооценки.

Критерии. Как мы сегодня будем оценивать себя? (На доске критерии оценивания, напечатанные на листах формата А4)

Чтобы получить отметку «5» - 8-10 баллов,

Чтобы получить отметку «4» - 5-7 баллов,

Чтобы получить отметку «3» - 2-4 балла.

Баллы вы можете получить за:

-полный и правильный ответ – 2 балла,

-самостоятельно и правильно выполненное задание – 2 балла,

-дополнение ответа одноклассника – 1 балл,

-задание выполненное с помощью или с ошибками – 1 балл.

2. Актуализация знаний:

Ребята, какой раздел мы с вами изучаем?

(Раздел 5, Советский Союз в 1945-1991)

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

«Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война»»

Сейчас мы с вами проверим ваши знания.

Возьмите на парте карточку «Внешняя политика» Учитель комментирует задания теста. (Выполняют задание)

Ребята, поменяйтесь карточками, проведите взаимопроверку.

4-5 правильных ответов – 2 балла, менее 4 правильных ответов – 1 балл. Слайд (Проверяют задание по слайду на экране) (слайд)

Оцените себя. (в течение всего урока в процессе оценивания учитель контролирует как дети оценили себя, какие ошибки были допущены и за что ученик заработал определенное количество баллов)

Итак, К каким результатам привело участие СССР в Афганской войне?

Авторитет советского правительства у населения страны был подорвал окончательно. Все усилия правительства в борьбе за разоружение оказалось напрасным. Другие страны отказались сотрудничать с СССР.

3. Сообщение темы урока.

Из прошлых уроков вы знаете, что годы «застоя» в экономике и политике оказали влияние на многие сферы. Застой был в промышленности, в сельском хозяйстве. Не обошёл он и сферу культуры и искусства.

Назовите мне тех, кто работал в этой сфере?

(писатели, артисты, поэты, скульпторы, кинорежиссёры)

Верно.

А как одним словом можно назвать этих людей?

Слайд (интеллигенция)

Как вы думаете, ребята, всё ли устраивало интеллигенцию во времена «застоя» ?

Очереди в магазинах за дефицитом, пустые полки магазинов.?

Представьте себе на их месте. Что бы вы сделали? (возмущались, высказывали недовольство, протестовали)

Да, всё верно, интеллигенция возмущалась, высказывало недовольство.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об этом, как люди культуры протестовали в годы застоя.

Как же будет называться тема нашего урока?

Тема нашего урока : «Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

Правильно, молодцы.

Откройте тетради, запишите число, тему.

Слайд

Что мы с вами узнаем сегодня на уроке?

Цель: Сегодня мы с вами узнаем

Какие меры воздействия применялись к недовольной интеллигенции?

Кто такие диссиденты?

Почему многие творческие люди уезжали из СССР?

Кто являлся представителями «неофициального искусства»?

Задачи: Мы изучим эти меры воздействия. Будем делать выводы

Как же мы будем их изучать?

Сегодня мы будем работать с учебником, прослушаем сообщение, будем заполнять таблицу, учиться оценивать себя и друг друга, правильно отвечать на вопросы, учиться отвечать полным ответом.

Мотивация Ребята, где может пригодиться нам то, что мы сегодня будем изучать? Для чего мы учим историю?

(Мы будем знать как жили люди культуры в годы застоя)

4. Изучение нового материала.

При изучении этой темы нам встретятся такие слова как :

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Инакомыслящие (дессиденты)

Самиздат

Бард

Магнитофон

(Изложение нового материала)

В 70-е годы создавались новые выдающиеся произведения.

Ребята, как вы думаете, свободно ли печатались произведения, исполнялись песни, снимались фильмы в годы застоя?

-Нет.

-Что мешало это делать?

-Я думаю, что цензура.

Слайд

-Верно. А что такое цензура?

-Это форма ограничения свободы

-Все правильно. На уроках чтения вы это изучали.

Правительство считало, что это вредная, нежелательная информация.

Если в каком то произведении цензоры усматривали малейший намёк на критику власти или партии, тут же произведение запрещалось. Авторы могли арестовать или выслать из страны. Книги из магазинов, библиотек изымались и уничтожались.

Тоже самое было с художниками. Партийные чиновники решали, какие картины показывать советским гражданам, а какие нет. Творчество многих художников было запрещено, а это значит, что их произведения ни кто не мог увидеть.

-Как вы считаете, недовольство интеллигенции возрастало?

-Да, возрастало.

-А какое появилось движение, в котором люди не боялись открыто критиковать советскую власть?

-Движение диссидентов

-Предлагаю послушать сообщение про это движение

(ученик читает сообщение)

Диссиденты тайно выпускали газеты, листовки, которые распространяли среди интеллигенции. Такую печать называли Самиздат.

Советское правительство не могло расправиться со всеми недовольными диссидентами. Особенно трудно бороться было со знаменитостями.. Их лишали гражданства, выселяли за границу. Это означало, что человеку запрещено было жить в СССР и когда либо возвращаться на Родину.

Слайд Разминка для глаз

Сейчас мы с вами будем заполнять таблицу «Неугодные знаменитости», которая лежит на столах. Для работы нам понадобиться учебник, откройте его на странице 262. (читаем и соединяем стрелочками имена и профессии знаменитостей)

Давайте проведем проверку. Внимание на слайды.

Слайд

Оцениваем себя.

Саша, как ты себя оценил. (Я оценил себя в 2 балла, т. к. я выполнил задание самостоятельно и без ошибок) Заполняем лист самооценки.

Итак, подведем итог. Почему люди добровольно покидали страну?

-Боялись преследований, ареста, отправки в ссылку.

Несмотря на то, что знаменитости покидали СССР, искусство не могло исчезнуть бесследно. Появились новые люди в искусстве, и они искали возможность высказать своё недовольство. Так в нашей стране появилось «неофициальное искусство»

Найдите в тексе, какой был самый популярный вид искусства? (Барды)

Чем они занимались? Назовите имя известного барда того времени. (Владимир Высоцкий).

Слайд

5. Закрепление изученного материала.

Сейчас мы с вами выполним задание на закрепление материала.

Вам необходимо «Дополнить текст».

Слайд

Проверка задания.

Оценивание.

6. Итог урока. А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке

Ребята, о чем говорили сегодня на уроке?

(на уроке мы говорили о том, какие меры применялись к тем, кто критиковал власть, узнали, как жили люди искусства в годы застоя.)

Мы узнали кто такие диссиденты? И «неофициальное искусство»?

А ТЕПЕРЬ ВЫ ГОТОВЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС ДЛЯ ЧЕГО МЫ ИЗУЧАЕМ ЭТУ ТЕМУ И ГДЕ НАМ ПРИГОДИТСЯ ЭТО В ЖИЗНИ. ?

Оцениваем устные ответы в листе оценивания.

Оцениваем сообщения.

Сложите ваши баллы и поставьте себе отметку. (обсудить отметки учеников, почему

каждый из них заработал именно эту отметку, какие ошибки были допущены)

7. Рефлексия.

Возникали ли трудности при изучении новой темы?

Будем ли мы применять полученные знания?

8. Домашнее задание.

Стр. 265 Дополнительный текст читать

Я благодарю вас за вашу активность и любознательность. Вы сегодня постарались. Молодцы

Лист самооценки ученика 9 класса

№ Задания Баллы

1 Тест «Внешняя политика СССР»

2 Таблица «Неугодные знаменитости»

3 Задание «Дополни текст»

4 Отвечал полным, правильным ответом

5 Дополнял ответ одноклассника

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе туркменской школы «Друзья» Урок по русскому языку в 4 классе туркменской школы. 1. Тема урока:, Друзья!". 2. Цель урока: а). Обучщая -дать понятие учащимся о дружбе.

Конспект урока «Доброта спасет мир» в 11 классе туркменской школы Тема урока:, Доброта спасёт мир". Цель урока: 1). Обучающая - дать понятие о доброте,о вежливости о гуманности. - формировать навыки.

Конспект урока по русскому языку в 11 классе туркменской школы «Семья» Тема урока:, Семья! ". Цель урока : 1) Обучающая цель дать понятие о смысле слова Семья! Какие виды семьи существует, сформировать понятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока на тему «Советская культура и интеллигенция в годы застоя» в 9 классе адаптивной школы
Опубликовано: 10 июня 2024 в 20:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока на тему «Советская культура и интеллигенция в годы застоя» в 9 классе адаптивной школы» (включая файлы) размещена пользователем светлана герасименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июня. День изобретателя и рационализатора в России. Передвижка «Ребенок -...

День изобретателя и рационализатора в России - праздник, который был введен в конце 50-х годов прошлого века по предложению Академии наук СССР и отмечался ежегодно в последнюю субботу июня.

27 июня. Праздник мыльных пузырей. Папка-передвижка «Развитие речевого дыхания»

Какой ребёнок не любит мыльные пузыри? Надувание мыльных пузырей приносит детям не только много радости, но и много пользы. Надувание мыльных пузырей - отличное упражнение для развития правильного...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД