Колпакова Ольга
Сказкотерапия в коррекции и развитии эмоциональной сферы детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказкотерапия в коррекции и развитии эмоциональной сферы детей с нарушением зрения»
1 слайд
Публикация «Сказкотерапия в коррекции и развитии эмоциональной сферы детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Этап дошкольного развития является важнейшим в становлении личности ребенка, и во многом определяет общее психическое развитие. Уровень сформированности эмоциональной сферы детей существенно влияет на их развитие и определение жизненного пути. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции является условием развития способности к продуктивному общению.
Старший дошкольный возраст является последней ступенью перед началом школьного обучения. Большой упор ДОУ делается на подготовку детей к школьному обучению, развитию познавательной и мотивационной сферы. Проблема заключается в том, что развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется должное внимание.
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения есть свои специфические проявления различных эмоциональных состояний. Правильная их диагностика и своевременная коррекционная работа позволит снизить уровень негативных проявлений эмоциональных состояний и способствует формированию позитивного психического развития.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды формы и методы воспитания, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка. Сказка заставляет ребенка смеяться и плакать, переживать и надеяться, проявлять чувства и эмпатию, распознавать мотивы нравственного поведения.
Все, вышеперечисленное, обусловило актуальность и выбор темы самообразования «Сказкотерапия в коррекции и развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Изучив и проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме, была поставлена цель: апробировать метод сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Работа дала хорошие результаты.
2 слайд
Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Сказка, живет в каждом человеке и способна развивать сокровища его души.
Отмечу: несмотря на то, что лечение сказкой – занятие очень интересное, увлекательное и веселое, оно еще и непростое. Сказкотерапия и для нас, взрослых, и для детей особенно, является самой настоящей работой. Работой хоть и очень занимательной, но требующей времени и кропотливости. Результатов от сказкотерапии не стоит ждать сразу, но они точно будут – это несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, будут вознаграждены.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет пять видов сказок, которые использовала и я в своей работе:
1. художественные (народные и литературные (авторские). Это сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
2. дидактические – создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
3. психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
4. психотерапевтические – сказки врачующие душу. Эти сказки часто оставляют человека с вопросом.
5. медитативные сказки создаются для накопления положительного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.
Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о незаменимости в учреждениях ДОУ такого метода, как сказкотерапия.
Поэтому был реализован долгосрочный проект «Сказкотерапия в развитии эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения», целью которого является эмоциональное развитие и коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Данный проект способствовал повышению уверенности в себе, сформировал способность детей к эмпатии, сопереживанию, улучшил коммуникативные навыки и творческие способности, снизил уровень тревожности, привел в равновесие эмоциональное состояние, улучшил самочувствие и настроение.
3 слайд
Маленькому человечку всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление.
Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.
Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление, дети освобождаются от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Разыгрывая сказку, дошкольники и танцуют, и играют в различные подвижные игры, т. е. развивают еще и двигательную активность.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
4 слайд
Реализуя сказкотерапию, использую следующие методы работы со сказкой:
1. чтение сказок – с помощью различных приемов и специально организованных ситуаций способствую формированию особого эмоционального отношения к героям, побуждая рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
2. сочинение сказок – на занятиях применяется принцип сочинения по кругу. Кто-нибудь из детей начинает сочинять сказку, а следующий участник группы присоединял к его фразе одну или две своих, и т. д. Рассказывание сказки помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
5 слайд
3. Драматизация или инсценировка. Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается. Психотерапевтический эффект достигается с помощью заместителей - персонажей. Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Этот метод позволит узнать о ребенке много нового. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать вам решение конкретной проблемы.
6 слайд
4. иллюстрирование (лепка) сказок помогает увидеть персонажей сказки глазами ребенка, который в рисунке расставляет акценты по-своему, обращая внимание на те детали, которые для него важны и существенны. Этот принцип в своей работе использую и я, выделяя в каждом рисунке то, на чем ребенок заостряет внимание, какие подробности добавляет, а от каких предпочитает отказаться.
7 слайд
5. изготовление героев сказки – любое изготовление героев – это своего рода медитация, т. к. в процессе изготовления происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. Создание кукол, атрибутов и декораций раскрывают творческий потенциал, личностные возможности, улучшают настроение, повышают жизненный тонус, вдохновляют и приводят к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.
8 слайд
Возможности сказки необъятны. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость, справиться со многими внутренними переживаниями.
Поэтому в этом году была организована кружковая работа «Сказкотерапия». Данная программа является дополнительной общеобразовательной программой и представляет собой индивидуальную форму обучения. Программа по сказкотерапии инновационная и является интегративным средством формирования у детей эмоциональной сферы, активности, самостоятельности, творчества, умения регулировать собственные эмоции через сказку.
Для каждого ребенка предполагается свой уровень сложности в выполнении задания.
9 слайд
Сказкотерапию можно освоить и использовать в повседневной жизни родителям и педагогам. Сейчас мы сталкиваемся в своей практике с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! Так как именно в семье ребенок должен получать самую большую поддержку и помощь. Поэтому разные формы работы с родителями по повышению уровня психолого-педагогических знаний и включение полученных знаний в воспитание и развитие ребенка включены в работу с родителями. Это родительские клубы и гостиные, практикумы, консультации, психологические акции и памятки (буклеты).
10 слайд
Сказкотерапия является одной из эффективных форм работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, умению выстраивать межличностные отношения с коллегами и родителями. Это проведение тренингов, консультаций, семинаров- практикумов и психологических игр.
О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. Я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, представить себя детьми и отправиться в сказочное путешествие…
Всем участникам предлагаю переместиться в сказочное пространство.
Слайд 11.
Встанем все плотно в круг и возьмемся за руки. Слышите пульс друг друга? Так бьется наше теплое любящее сердце. Сейчас мы попадем в снежную сказку. Наша задача во время сказочного путешествия – чтобы сердце не заледенело, а осталось таким же живым, как сейчас. В добрый путь!
Ритуал входа.
Участники начинают движение по кругу и хором повторяют слова за педагогом-психологом:
Еле, еле, еле, еле
Снег кружится каруселью,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Вот и сказка. Заходите.
Участники присаживаются на стульчики, которые стоят полукругом.
- Мы попали в сказочную страну!
Слайд 12.
«В большом городе жили двое бедных детей: Кай и Герда. Они не были родными, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители часто позволяли мальчику и девочке ходить друг другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как прекрасны были эти летние дни и кусты благоухающих роз…»
Упражнение «Аромат розы» + музыка
Давайте насладимся ароматом этих прекрасных цветов. Выберите понравившуюся вам розу и возьмите ее в ладони. А теперь глубоко вдохнем аромат розы и медленно с наслаждением выдохнем.
«Зимой это удовольствие заканчивалось. Дети сидели дома и слушали рассказы бабушки…
Слайд 13.
Однажды в зимний день, когда Кай катался на салазках, на площади вдруг появились большие белые сани. Кай быстро прицепил к ним свои салазки и покатился. А сани помчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Это были сани самой Снежной Королевы…»
Упражнение «Сани Снежной Королевы»
Необходимо построить сани и Снежную Королеву из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. + музыка
Слайд 14.
«… Долго Герда ждала своего друга, и однажды утром отправилась его искать. Через некоторое время она оказалась возле домика доброй старушки с чудесным садом, которая ее и приютила. Старушка боялась, что Герда, увидев розы, вспомнит о Кае и убежит от нее. Поэтому цветы были заколдованы. Но спустя время, девочка вспомнила друга и со всех ног пустилась прочь…»
Упражнение «Куст роз»
Возьмите вашу розу и приклейте на ватман. +музыка
Слайд 15.
«Присев отдохнуть, Герда встретила Ворона, который познакомил ее с принцем и принцессой. Они девочку накормили, дали ей муфту, красивое платье, и, посадив в золотую карету, пожелали счастливого пути!»
Упражнение «Невербальный подарок»
Встать в круг.
Пусть каждый из вас, по очереди сделает волшебный подарок своему соседу справа. Подарок надо сделать молча, но так чтобы сосед понял, что вы ему дарите.
Слайд 16.
«Все было хорошо, пока наГерду не напали разбойники, которые не хотели ее отпускать. Маленькую разбойницу так растрогал рассказ девочки об ее приключениях, что она отдала своего оленя, который должен довезти Герду до дворца Снежной Королевы».
Упражнение «Скучно, скучно так сидеть»
Участники сидят на маленьких стульях. У противоположной стены тоже стоят стулья, но их на один меньше, чем играющих.
Ведущий говорит:
«Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?»
Как только ведущий заканчивает говорить, участники должны быстро побежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Слайд 17.
«Наконец олень оказался в саду Снежной Королевы и опустил Герду на снег, ей стало очень страшно и холодно».
Упражнение «Символ любви»
Перед вами разбросаны льдинки – куски фольги. Нужно сложить из «льдинок» символ любви и дружбы. +музыка
Участники берут куски фольги, сколько хотят, и любого размера. Нужно придать фольге образ, который ассоциируется у них с символом любви: Размер фигуры может быть разным. Затем нужно объяснить, что это за фигурка.
Слайд 18.
«Теперь девочка смело пошла вперед. В огромном ледяном зале она увидела Кая. Он сидел неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала, горячие слезы упали Каю на грудь, проникли в сердце и растопили его».
Упражнение «Сердце со свечами»
Участникам предлагается «сердце», сделанное из красного картона, свечи по количеству участников и 1 горящая свеча, от которой зажигается огонь.
В сердцах своих искру зажгите.
Огонь сердец объедините
И слово тёплое скажите +музыка
Вы получили бесценный дар сердца, который на протяжении всего времени будет помогать вам.
Слайд 19.
«Кай и Герда вернулись домой, где их ждали два куста, усыпанных прекрасными розами».
Наше сказочное путешествие подошло к своему завершению. Пора возвращаться обратно.
Выход из сказки. Рефлексия.
Участники встают в круг. Все повторяют слова за педагогом-психологом:
Еле, еле, еле, еле
Снег кружится каруселью,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Все обратно возвратитесь.
Вот мы и вернулись обратно. Теперь есть время, чтобы рассказать о своих чувствах, подумать над проработанным сюжетом.
Участники заполняют листы отзывов.
До новых встреч!