Готовцева Евдокия Иннокентьевна
Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания».
Б. Прейер
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Актуальность. В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей, а также отмечается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии.
Зарубежные специалисты в области педагогики и известные представители отечественной педагогики и психологии (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо полагали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного формирования чувственного познания, является одним из основных направлений развития детей как при нормальном, так и при нарушенном развитии.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Проблема. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка.
Сенсорное развитие детей, зачисленных на занятия к учителю-дефектологу, недостаточно соответствует возрасту. У большинства детей несколько затруднен процесс восприятия - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). У многих детей снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. Некоторые дети могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. У большинства детей отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Из-за слабости анализирующего восприятия дети затрудняются в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения.
Цель: создание условий для сенсорного развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Изучение научно-теоретической и психолого-педагогической литературы по теме самообразования.
2. Создание картотеки дидактических игр.
3. Разработка дидактических игр способствующих формированию сенсорных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
4. Использование разработанных игр в системе коррекционно- развивающих занятий.
5. Посещение и участие в заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях.
6. Обобщение и распространение опыта работы в данном направлении.
Предполагаемый результат: качественное улучшение образовательного процесса.
Форма самообразования: индивидуальная.