Габитова Елена Валерьевна
«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, поэтому от нас педагогов требуются использование новых походов в воспитательно- образовательном процессе.
Публикация «„Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников“, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоции – это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности. Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе и т. д. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека.
Дошкольный возраст – период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов, т. е. это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности.
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия – «Эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект для детей дошкольного возраста определяется, как готовность ребенка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним, находить пути решения возникающих проблем.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса, актуальной задачей сохранения детского здоровья.
Направление: профессиональное, методическое
Группа: средняя
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 года
Окончание работы: август 2022 года
Форма самообразования : Индивидуальная
Цель: Повышение педагогического уровня, профессиональное компетентности. Рассмотрение вопросов эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольников.
2. Выявить особенности эмоционального развития эмоций в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.
4. Разработать буклеты родителям по особенностям развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
5. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
Предполагаемые результаты:
1. Повышен собственный профессиональный уровень в вопросах эмоционального развития детей дошкольного возраста;
2. Повышен уровень компетенции родителей в вопросах эмоционального развития детей;
3. Сформированы знания у детей в понимании собственных эмоциональных состояний и чувств;
4. Закрепены способы и приёмы преодоления негативных эмоций.
План работы на 2021 - 2022 учебный год
Месяц Формы работы
С детьми
Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь 2021 год Наблюдение за коллективом детей. Круглый стол с педагогами на тему: «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника». Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Подбор информационного материала для родителей о развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Октябрь 2021 год Знакомство с настроением с помощью карточек с эмоциями, игра «Угадай настроение» Консультация: «Проблема развития эмоционального интеллекта ребёнка». Просмотр вебинаров «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника» Консультация для родителей «Проявление негативных эмоций у детей. Рекомендации».
Ноябрь
2021 год Индивидуальные занятия по сюжетным картинкам и стихотворениям с целью определения эмоционального состояния. Проведение диагностики «Эмоциональное выгорание». Изучение опыта педагогов в образовательных организациях города, региона, размещенным на официальных сайтах. Оформление папки-передвижки для родителей «Я радуюсь, когда…».
Декабрь 2021 год Выставка «Эмоции сказочных героев» Консультация для педагогов на тему: «Способы взаимодействия с агрессивными детьми» Изучение тренировки эмоционального интеллекта в детском саду. Анкетирование родителей на тему: «Какой темперамент у вашего ребенка?»
Январь 2022 год Песочная терапия. Сказка на песке для настроения. Разработка рекомендаций для педагогов на тему: «Как правильно реагировать на проявление негативных эмоций у детей». Изучение методики «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой. Родительское собрание «Роль эмоций в жизни ребенка».
Февраль 2022 год Методика определения уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения «Что ты почувствуешь, если?» Семинар-практикум для педагогов
«Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» Изучение методики «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М. А. Нгуен). Занятие с элементами тренинга для родителей «Что такое эмоции?»
Март
2022 год Игры на развитие эмоций :
«Мама и детеныш», «Хоровод»,
«Доктор Айболит» Занятие для педагогов с элементами тренинга «Я сейчас, Я-в будущем». Курсы повышения квалификации по выбранной теме Изготовление коллажа и дидактических игр по жанрам живописи.
Апрель 2022 год Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим:
«Фотография», «Тренируем эмоции» Предоставление своего педагогического опыта по данной тематике перед коллегами Изучение литературы. Повышение профессионального мастерства и компетентности. Выставка совместной деятельности детей и родителей «Наше настроение»
Май
2022 год Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. «Выбиваем пыль», «Детский футбол» Повышение уровня
Социально- коммуникативной
компетенции
педагогов по
вопросу развития
эмоционального
интеллекта ребёнка Изучение проективная методик «Три желания». Совместное творчество «Рисунки на песке»
Июнь
2022 год Игры на развитие эмоций :
«Рыбалка», «Дождик», «Волшебные шарики» Обмен опытом с педагогом-психологом по теме "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста" Изучение программы тренинга для детей среднего дошкольного возраста «Развитие эмоционального интеллекта» Беседа за круглым столом с родителями «Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада»
Июль 2022 год Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе.
«Жмурки», «Качели», Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» Изучение проективной методики «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций». Опросы и анкетирование
родителей на предмет
адекватного проявления
эмоционального
интеллекта в условиях
семьи.
Август 2022 год Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица:
«Спящий котенок», «Холодно-жарко», «Драгоценность» Выступление с отчетом на педагогическом совете по изученной теме Подготовка отчёта по теме «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников». Проведение итоговой
диагностики по
определению состояния
эмоциональной сферы
Выход темы:
• Изучение методической литературы по теме самообразования.
• Разработать картотеку дидактических игр на тему: «Развитие эмоционального интеллекта ребёнка».
• Разработать памятки и рекомендации: «Приёмы развития эмоционального интеллекта».
• Подготовить консультацию для педагогов по теме: «Способы взаимодействия с агрессивными детьми», «Проблема развития эмоционального интеллекта ребёнка».
• Изготовление методических пособий, игр, которые можно полноценно использовать для групповых и индивидуальных занятий с детьми.
• Посещение ООД, педчасов, мастер – классов, семинаров в ДОУ.
• Прохождение курсов повышения квалификации, вебинары, семинары по теме.
• Ознакомление коллег с собственными наработками по теме.
• Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Список литературы.
1. Громова Т. В. Страна эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М. : УЦ «Перспектива», 2002.
2. Клюева И. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» - М. : Владос, 2011.
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 2006.
5. Пазухина И. А. «Давайте познакомимся»
6. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : Издательство Гном, 2018.
7. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций : пособие для практ. работников ДОУ» - М. : Айрис-Пресс, 2006.
8. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск: Гамма, 2005.
9. Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М. : Детство-Пресс, 2012.
10. Лилия Дыкман. Гармоничный ребенок. Как это сделать? Труд, игры, творчество, праздник года. – СПб: ПЕТРО-РИФ, 1998.
11. Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» - М. : Национальный книжный центр, 2015.
12. Руденко А. В. Игры и сказки, которые лечат.
13. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоциональной сферы у дошкольников. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
14. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия/ под ред. Е. В. Свистуновой. - М. : Форум, 2016.
15. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологой, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2016.
16. Ковалец И. В Азбука эмоций : Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере : Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. – М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003.
17. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 8-е изд., испр. – М. : Генезис, 2019.
18. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.
19. Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. – СПб. : Речь, 2015.
20. Хоменко И. Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия». - СПб. : ИМАТОН, 2009.
21. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб. : Речь, 2010. 2
22. Пол Экман. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2019.