Мажорова Елена
Развитие самостоятельности посредством самообслуживания у детей 3–4 лет. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание
Нормативный документ ФГОС ДО направлен на решение разных задач, «одной из которых является развития их социальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка
Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Современная жизнь скорее притормаживает самостоятельность детей, чем развивает её. Да и некоторые родители не готовы развивать такое свойство характера ребёнка как самостоятельность, не считая её насущной необходимостью.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Объект исследования: развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: самообслуживание как средство развития самостоятельности у детей 3-4 лет.
Цель исследования – на основе теоретического анализа проведение опытно-практической работы по развитию самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание.
Задачи и методы представлены на слайде:
Задачи
1. Раскрыть сущность понятия «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать онтогенез развития самостоятельности у детей дошкольного возрасти и особенно у детей 3-4 лет.
3. Раскрыть сущность понятия «самообслуживание».
4. Определить роль самообслуживания у детей 3-4 лет в развитии самостоятельности.
5. Проанализировать опыт работы педагога по развитию самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание.
6. Провести опытно – практическую работу по проблеме развития самостоятельности у детей 3-4 лет посредством организации труда по самообслуживанию.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, изучение опыта, наблюдение. (Галина Михайловна Коджаспирова)
Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.
Как считает А. Н. Щербаков, самостоятельность –свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение»
Исследования педагогов и психологов (Лидии Ильиничны Божович, Леонида Абрамовича Венгера, Сергей Леонидович Рубинштейна) доказывают, что в дошкольный период, особенно в 3-4 года, открываются благоприятные возможности для развития самостоятельности. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным.
Конечно у детей 3-4 лет проявляется копирующая и исполнительская самостоятельность
Самостоятельность детей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; На протяжении дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
В детском саду трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступному труду.
Самообслуживание тот вид труда который более понятен и доступен детям 3-4 лет– это основа освоения навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.
Формирование навыков самообслуживания детей 3-4 лет осуществляется в следующих формах:
индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
подгрупповой, групповой ( создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу)
Методы формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет разделить на две группы.
I группа методов направлена на создание у детей практического опыта общественного поведения
Показ действия.
Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
Метод приучения (систематические упражнения).Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)
II группа методов направлена на выражение эмоционального отношения к процессу самообслуживания
Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.).
Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)
Постепенное приучение детей 3-4 лет к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что ребенок
умеет действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела, не обращаясь за помощью ко взрослому; осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
Изучен опыт по проблеме развития самостоятельности через организацию труда по самообслуживанию Н. Л. Беляевой МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35
При выборе методов и приемов воспитатель учитывала специфику и особенности детей третьего- четвёртого года жизни.
Воспитатель определила основные направления:
- индивидуальная работа с детьми;
-работа с родителями
Интерес представила созданная игровая зону «Я-сам»
Цель: определение исходного уровня самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания у детей младшей группы.
Для выявления уровня самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания у детей 3-4 лет была использована методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной
Было проведено педагогическое наблюдение по следующим критериям:
Самостоятельно аккуратно принимать пищу:
Самостоятельно правильно и аккуратно мыть руки и лицо:
Самостоятельность снимания и надевания одежды в определенном
Если ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошем качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослого и сверстника, то за:
Каждый навык оценивается отдельно, по шкале от 0 до 3
Уровни самостоятельности в самообслуживании
Перспективный план педагогической работы по развитию самостоятельности у детей 3-4 лет посредством организации самообслуживания
по самообслуживанию
План составляли согласно темам недели и использовании различных методов в работе с детьми для стимулирования проявления самостоятельности
Проводили Дидактические игры, игровые ситуации, чтение потешек, просмотр мультфильма, карточки-схемы, направленные на мотивацию самостоятельного выполнения навыков самообслуживания детьми 3-4 лет проводились последовательно и систематически, повторяли с детьми по необходимости закрепления навыка.