МААМ-картинки

Развитие самостоятельности посредством самообслуживания у детей 3–4 лет. Самообразование

Мажорова Елена
Развитие самостоятельности посредством самообслуживания у детей 3–4 лет. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание

Нормативный документ ФГОС ДО направлен на решение разных задач, «одной из которых является развития их социальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка

Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Современная жизнь скорее притормаживает самостоятельность детей, чем развивает её. Да и некоторые родители не готовы развивать такое свойство характера ребёнка как самостоятельность, не считая её насущной необходимостью.

Темочки:

Объект исследования: развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: самообслуживание как средство развития самостоятельности у детей 3-4 лет.

Цель исследования – на основе теоретического анализа проведение опытно-практической работы по развитию самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание.

Задачи и методы представлены на слайде:

Задачи

1. Раскрыть сущность понятия «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать онтогенез развития самостоятельности у детей дошкольного возрасти и особенно у детей 3-4 лет.

3. Раскрыть сущность понятия «самообслуживание».

4. Определить роль самообслуживания у детей 3-4 лет в развитии самостоятельности.

5. Проанализировать опыт работы педагога по развитию самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание.

6. Провести опытно – практическую работу по проблеме развития самостоятельности у детей 3-4 лет посредством организации труда по самообслуживанию.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, изучение опыта, наблюдение. (Галина Михайловна Коджаспирова)

Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

Как считает А. Н. Щербаков, самостоятельность –свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение»

Исследования педагогов и психологов (Лидии Ильиничны Божович, Леонида Абрамовича Венгера, Сергей Леонидович Рубинштейна) доказывают, что в дошкольный период, особенно в 3-4 года, открываются благоприятные возможности для развития самостоятельности. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным.

Конечно у детей 3-4 лет проявляется копирующая и исполнительская самостоятельность

Самостоятельность детей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; На протяжении дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

В детском саду трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступному труду.

Самообслуживание тот вид труда который более понятен и доступен детям 3-4 лет– это основа освоения навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Формирование навыков самообслуживания детей 3-4 лет осуществляется в следующих формах:

индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

подгрупповой, групповой ( создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу)

Методы формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет разделить на две группы.

I группа методов направлена на создание у детей практического опыта общественного поведения

Показ действия.

Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

Метод приучения (систематические упражнения).Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)

II группа методов направлена на выражение эмоционального отношения к процессу самообслуживания

Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.).

Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Постепенное приучение детей 3-4 лет к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что ребенок

умеет действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела, не обращаясь за помощью ко взрослому; осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

Изучен опыт по проблеме развития самостоятельности через организацию труда по самообслуживанию Н. Л. Беляевой МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35

При выборе методов и приемов воспитатель учитывала специфику и особенности детей третьего- четвёртого года жизни.

Воспитатель определила основные направления:

- индивидуальная работа с детьми;

-работа с родителями

Интерес представила созданная игровая зону «Я-сам»

Цель: определение исходного уровня самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания у детей младшей группы.

Для выявления уровня самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания у детей 3-4 лет была использована методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной

Было проведено педагогическое наблюдение по следующим критериям:

Самостоятельно аккуратно принимать пищу:

Самостоятельно правильно и аккуратно мыть руки и лицо:

Самостоятельность снимания и надевания одежды в определенном

Если ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошем качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослого и сверстника, то за:

Каждый навык оценивается отдельно, по шкале от 0 до 3

Уровни самостоятельности в самообслуживании

Перспективный план педагогической работы по развитию самостоятельности у детей 3-4 лет посредством организации самообслуживания

по самообслуживанию

План составляли согласно темам недели и использовании различных методов в работе с детьми для стимулирования проявления самостоятельности

Проводили Дидактические игры, игровые ситуации, чтение потешек, просмотр мультфильма, карточки-схемы, направленные на мотивацию самостоятельного выполнения навыков самообслуживания детьми 3-4 лет проводились последовательно и систематически, повторяли с детьми по необходимости закрепления навыка.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания: ключ к независимости ребёнка»Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания: ключ к независимости ребёнка» Консультация для родителей: «Развитие навыков самообслуживания: ключ к независимости ребёнка» Постепенно дети становятся всё более независимыми,.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности посредством самообслуживания у детей 3–4 лет. Самообразование
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 14:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самостоятельности посредством самообслуживания у детей 3–4 лет. Самообразование» (включая файлы) размещена пользователем Мажорова Елена (УИ 3509275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД