Елена Филимонова
Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,
грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.
Ф. А. Сохин
Тема самообразования: «Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Публикация «Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
Актуальность темы: в раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития : импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Цель данной работы – создание социальной ситуации для речевого развития детей 2-3 летнего возраста посредством дидактических игр.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- Изучить литературы по данной теме.
- Обогатить активный словарь
- Изготовить дидактические игры
-Подготовка консультаций для родителей по данной теме.
-Изготовление папок-передвижек.
-Составление картотек дидактических игр по речевому развитию.
Были намечены этапы самообразования:
1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
2 этап –практический. Составление картотек для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 2-3 лет;
- Семьи детей посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада;
Методы работы с детьми раннего возраста :
- Игровой метод
- Наглядный метод
- Практический метод
-Словесный метод
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Ожидаемый результат:
1. Обогащение словарного запаса детей
2. Во влечение родителей в проблему развития речи детей
3. Пополнение методической копилки
4. Обогащение опыта по проблемной тематике.
Перспективный план по самообразованию на 2020- 2021 учебного года.
№ Название мероприятия Сроки Результат
Теоретический этап
1. Подбор методической литературы для изучения Сентябрь
Подобрать методическую литературу для изучения.
2. Познакомиться с интернет
ресурсами; изучение методической литературы;
изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Обруч» и т. д. Октябрь
Изучение методической литературы по теме:
1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение»
2. А. П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение»
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
4. Е. Н. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 г. Минск «Народная асвета»
5. С. Л. Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва «Просвещение»
6. О. Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград.
7. А. Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение»
8. М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998
9. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996
10. Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009
11. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
12. Под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»
Практический этап
3. Сбор материала для педагогической копилки. в течение года Папка –копилка, сайт воспитателя.
1. Картотека дидактических игр по развитию речи
2. Картотека сюжетно-ролевых игр
3. Картотека пальчиковых игр
4. Логопедический кейс на тему «Осень»
5. Наглядно-дидактическое пособие
6. Подборка методической литературы
(15 пособий в эл виде)
7. Карточки Домана (более 30 тем)
4. Работа с детьми:
совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.
Октябрь – Май 1. Проведение диагностики речи детей
2. Составление перспективного планирования дидактических игр по месяцам (на уч год)
3. Развлечение «Колобок»
4. Открытый показ дидактической игры для родителей «Колобок в гостях»
5. Использования кругов Луллия, настольно-печатных игр и лэпбуков на занятиях и в свободной игровой деятельности детей.
Темы кругов Луллия:
А) «Цвета»
Б) «Малыши»
Темы лэпбуков:
А) «Осень»
Б) «Зима»
Темы настольно-печатных игр
А) «Детеныши и мамы»
Б) «Зоопарк»
В) «Кто, где спрятался?»
Г) «Кто, что ест?»
Д) «Съедобное и не съедобное»
Е) «Подбери заплатку и объясни»
Ж) «Профессии»
З) «Чей домик»
И) «Какое дерево?»
6. Использование тематических комплектов на развитие речи и мелкой моторики : крышки, потешки, цвета, лето, зима, осень, еда.
5. Работа с родителями:
1. Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики)
2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы
3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род. собрание. Октябрь – Май 1. Оформление речевого уголка
2. Анкетирование
3. Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей третьего года жизни»
4. Консультация «Игры по развитию речи для детей 2-3 лет»
5. Консультация «Речевое развитие детей до 3 лет»
6. Родительское собрание «Речь ребенка 2х-3 х лет»
7. Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.
8. Буклет «Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста»
9. памятка «Как нужно общаться с малышом?»
Рефлексия
7. Самореализация:
посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;
посещение педсоветов, семинаров, конференций.
Самоанализ и самооценка занятия в своей группе;
проведение открытых мероприятий.
Публикация в журнале по обобщению опыта Октябрь – Май. 1)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения и в сети интернет:
https://www.youtube.com/watch?v=iyf-zt8TnYY
https://www.youtube.com/watch?v=rNAHtfkDpdk
https://www.youtube.com/watch?v=1POJbYt69f8
2) Просмотр вебинаров в сети интернет:
А)Лучшие книги по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg
Б)Развитие речи дошкольников «Новое поколение – новые образовательные маршруты»
https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM
В) Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста https://www.youtube.com/watch?v=JQyQxDd7G3o
Г) Семинар по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=mmuEfShocLU
Д) Обучение дошкольников связной речи https://www.youtube.com/watch?v=JpHfldWuNeM
3)Участие в медианарах, вебинарах, семинарах по проблеме формирования элементарных математических представлений.
4)Показ открытого занятия (по плану детского сада)
5) Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи ребенка в игре»
6) Буклеты: «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики», «дидактические игры и занимательные задания по развитию речи»
7) Отчет по теме самообразования