Лариса Сидоренко
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе
▼ Скачать
Тема самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность темы:
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.
Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» размещена в разделах
Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.
Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.
Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.
Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Дать понятие полезные и вредные продукты, для осознания отношения к своему здоровью.
Формы работы : беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, изо-деятельность.
Перспективный план самообразования
№
п/п Содержание работы
Цели и задачи Сроки
выполнения Практические результаты
Работа с детьми:
Сентябрь. «Я и природа».
Познакомить с природными особенностями человека.
Формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, находящейся в Солнечной системе.
Беседа «Почему осенью желтеют и опадают листья». Игра «Природа и человек». А. Лопатина «Почему у земли платье зеле-ное», стихотворений про осенние листья. Опыты с детьми «Почему листья меняют свой цвет осенью»
Пальчиковая гимнастика «Цветок". Проект «Мир лекарственных растений».
Работа с родителями:
Памятка для родителей «Береги природу». Консультация для родителей «Роль
родителей в формировании дошкольников экологической культуры».
Октябрь. Работа с детьми:
Изучение информации об основных природных сообществах. Дать представле-ние о природных сообществах : лес, луг, поле, водоем.
Экологические игры : Д/и «Кто, где живет?», «Воздух, земля, вода». Опыт: «Чем пахнет вода». Рассматривание картин с изображением леса в разное время года. Составление рассказов.
Работа с родителями:
Рекомендации для родителей «Опыты и эксперименты в домашних условиях».
Консультация для родителей:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Детское экспериментирование дома».
Ноябрь: Работа с детьми.
«Деревья – наше богатство». Сформировать представление о зависимости здоровья человека от состояния зеленых насаждений на Земле.
Беседа «Деревья – наше богатство». Конспект ОД «Как деревья к зиме готовились». Д/и «Строение дерева». Экологическое мероприятие «Синичкин день». Рисование разных деревьев. Альбом «Кому нужны деревья».
Работа с родителями:
Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».
Декабрь: Работа с детьми.
«Животный мир (животные нашего края и их разнообразие)»
Создать условия для формирования представлений об основных группах животных, разнообразия среды обитания.
Загадки о домашних и диких животных. Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций домашних и диких животных и их детенышей, беседа о их пользе для человека, рассматривание иллюстраций людей, ухаживающих за домашними животными. Конспект ОД «Животные наши друзья».
Продуктивная деятельность: «Рисуем диких животных».
Работа с родителями:
Информационный листок «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях».
Буклет для родителей «Мы – то, что мы едим! Правильное питание – залог здоровья!»
Январь. Работа с детьми:
«Птицы нашего леса». Научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месту обитания. Развивать зрительную память, познавательную мотивацию, наглядно образное мышление, словарный запас. Прививать любовь к природе.
Беседы на темы: «Пернатые друзья», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга». Д/и «Кто к нам в гости прилетел?». Д/И «Кто как голос подает?», «Чье это?». Чтение художественной литературы:
Л. Куликова «Дятел – наш приятель». Проект «Зимующие птицы»
Работа с родителями:
«Мастерская кормушек» (изготовление кормушек для птиц родителями).
Консультация «Птичья столовая за окном».
Февраль. Работа с детьми:
«Растения в нашем уголке природы». Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах ухаживания за растениями.
Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Дидактические игры «Угадай растение», «Назовите растение». Беседа «Размножение растений». Опыты «Растения пьют воду», «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ», «Испарение воды».
Работа с родителями:
Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Март. Работа с детьми:
"Почва. Камни, песок, глина". Создать условия для развития у детей биологических представлений. Познакомить с природоохранной деятельности человека. Формировать у детей потребность в рачительном отношении к природным богатствам.
Эксперимент: «Проращивание семян овощных культур». Д/и «Посади семечко». Наблюдение: «Выращиваем лук». Труд: «Зеленая служба Айболита». (продолжать формировать навыки ухода за комнатными растениями). Опыты: Конспект занятия «Сравнение свойств песка, глины и камня». Проект «Огород на окне»
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Мир и природа глазами детей». Буклет для родителей «Спасем природу от пластика».
Апрель. Работа с детьми:
"Водный мир и его жители". Закрепить знания детей о представителях водного мира нашей республики, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Подборка книг и иллюстрации по теме «Обитатели водного мира».
Словесные игры: «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком». Опыты: «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу». Конспект ОД «Круговорот воды в природе»
Работа с родителями:
Памятки, консультации и буклеты для родителей «Безопасность на воде», «Правила поведения в природе».
Развивающая картотека с рассказами для дошкольников о цветах, с заданиями, речевыми играми, стихами и картинками.
Май. Работа с детьми:
"Правила поведения в природе. " Формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике. Беседа: «В природе все взаимосвязано». Д/и «Съедобные и несъедобные грибы». Интеллектуальная игра «Что, где, когда?».
Акция «Красивый детский сад» - высадка рассады на участок детского сада.
«Это делать в лесу нельзя!» - раскраски для детей.
Работа с родителями в рамках проведения акции: «Красивый детский сад».