МААМ-картинки

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе

Лариса Сидоренко
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе
▼ Скачать

Тема самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность темы:

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Экологическое воспитание и образование детейчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.

Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» размещена в разделах

Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.

Задачи:

Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.

Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.

Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.

Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.

Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.

Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Дать понятие полезные и вредные продукты, для осознания отношения к своему здоровью.

Формы работы : беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, изо-деятельность.

Перспективный план самообразования

п/п Содержание работы

Цели и задачи Сроки

выполнения Практические результаты

Работа с детьми:

Сентябрь. «Я и природа».

Познакомить с природными особенностями человека.

Формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, находящейся в Солнечной системе.

Беседа «Почему осенью желтеют и опадают листья». Игра «Природа и человек». А. Лопатина «Почему у земли платье зеле-ное», стихотворений про осенние листья. Опыты с детьми «Почему листья меняют свой цвет осенью»

Пальчиковая гимнастика «Цветок". Проект «Мир лекарственных растений».

Работа с родителями:

Памятка для родителей «Береги природу». Консультация для родителей «Роль

родителей в формировании дошкольников экологической культуры».

Октябрь. Работа с детьми:

Изучение информации об основных природных сообществах. Дать представле-ние о природных сообществах : лес, луг, поле, водоем.

Экологические игры : Д/и «Кто, где живет?», «Воздух, земля, вода». Опыт: «Чем пахнет вода». Рассматривание картин с изображением леса в разное время года. Составление рассказов.

Работа с родителями:

Рекомендации для родителей «Опыты и эксперименты в домашних условиях».

Консультация для родителей:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Детское экспериментирование дома».

Ноябрь: Работа с детьми.

«Деревья – наше богатство». Сформировать представление о зависимости здоровья человека от состояния зеленых насаждений на Земле.

Беседа «Деревья – наше богатство». Конспект ОД «Как деревья к зиме готовились». Д/и «Строение дерева». Экологическое мероприятие «Синичкин день». Рисование разных деревьев. Альбом «Кому нужны деревья».

Работа с родителями:

Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».

Декабрь: Работа с детьми.

«Животный мир (животные нашего края и их разнообразие)»

Создать условия для формирования представлений об основных группах животных, разнообразия среды обитания.

Загадки о домашних и диких животных. Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций домашних и диких животных и их детенышей, беседа о их пользе для человека, рассматривание иллюстраций людей, ухаживающих за домашними животными. Конспект ОД «Животные наши друзья».

Продуктивная деятельность: «Рисуем диких животных».

Работа с родителями:

Информационный листок «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях».

Буклет для родителей «Мы – то, что мы едим! Правильное питание – залог здоровья!»

Январь. Работа с детьми:

«Птицы нашего леса». Научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месту обитания. Развивать зрительную память, познавательную мотивацию, наглядно образное мышление, словарный запас. Прививать любовь к природе.

Беседы на темы: «Пернатые друзья», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга». Д/и «Кто к нам в гости прилетел?». Д/И «Кто как голос подает?», «Чье это?». Чтение художественной литературы:

Л. Куликова «Дятел – наш приятель». Проект «Зимующие птицы»

Работа с родителями:

«Мастерская кормушек» (изготовление кормушек для птиц родителями).

Консультация «Птичья столовая за окном».

Февраль. Работа с детьми:

«Растения в нашем уголке природы». Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах ухаживания за растениями.

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Дидактические игры «Угадай растение», «Назовите растение». Беседа «Размножение растений». Опыты «Растения пьют воду», «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ», «Испарение воды».

Работа с родителями:

Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Март. Работа с детьми:

"Почва. Камни, песок, глина". Создать условия для развития у детей биологических представлений. Познакомить с природоохранной деятельности человека. Формировать у детей потребность в рачительном отношении к природным богатствам.

Эксперимент: «Проращивание семян овощных культур». Д/и «Посади семечко». Наблюдение: «Выращиваем лук». Труд: «Зеленая служба Айболита». (продолжать формировать навыки ухода за комнатными растениями). Опыты: Конспект занятия «Сравнение свойств песка, глины и камня». Проект «Огород на окне»

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Мир и природа глазами детей». Буклет для родителей «Спасем природу от пластика».

Апрель. Работа с детьми:

"Водный мир и его жители". Закрепить знания детей о представителях водного мира нашей республики, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Подборка книг и иллюстрации по теме «Обитатели водного мира».

Словесные игры: «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком». Опыты: «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу». Конспект ОД «Круговорот воды в природе»

Работа с родителями:

Памятки, консультации и буклеты для родителей «Безопасность на воде», «Правила поведения в природе».

Развивающая картотека с рассказами для дошкольников о цветах, с заданиями, речевыми играми, стихами и картинками.

Май. Работа с детьми:

"Правила поведения в природе. " Формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике. Беседа: «В природе все взаимосвязано». Д/и «Съедобные и несъедобные грибы». Интеллектуальная игра «Что, где, когда?».

Акция «Красивый детский сад» - высадка рассады на участок детского сада.

«Это делать в лесу нельзя!» - раскраски для детей.

Работа с родителями в рамках проведения акции: «Красивый детский сад».

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 01:49
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сидоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД