Роза Павлова
«Нейроигры как средство развития и коррекции речи у дошкольника». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нейроигры – как средство развития и коррекции речи у дошкольника»
Цель: изучить использование нейроигр как эффективного средства для развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «„Нейроигры как средство развития и коррекции речи у дошкольника“, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
- проанализировать теоретические основы использования нейроигр в работе с дошкольниками
-рассмотреть особенности применения нейроигр для развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста
-использовать современные технологии и методы работы в группе;
Основные вопросы:
- изучение методической литературы по использованию нейропсихологических игр;
- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;
- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр в образовательный процесс;
- особенности нейропсихологических игр для детей дошкольного возраста;
- роль родителей в деятельности детей по нейропсихологическим играм;
- изучение педагогический опыт других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;
- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.
Актуальность.
В современном мире, вовремя стремительно развивающихся технологий, особенно важно уделять внимание развитию речевых навыков у детей.
По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. И чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет коррекция. Причины нарушений речи зависит от многих факторов: повреждение цнс, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах, а также изменением образа жизни современных детей. Гаджеты, телевизор, компьютерные игры, соцсети, сделали детей малоподвижными, вытеснили игры на свежем воздухе, подвижные игры и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Как мы все знаем игра – является ведущей деятельностью ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям. Именно поэтому нейропсихологические игры, являются одним из способов коррекции дисфункций у детей. Их используют нейропсихологи на коррекционно-развивающих занятиях с детьми.
Так как в начале учебного года, наша группа стало лого группой, я решила изучить эту тему.
И так, что же такое нейроигры?
Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Этапы работы:
1. Изучение методической литературы
2. Обогащение предметно-развивающей среды
- Разработка картотек «Нейро игры», «Кинезиологические упражнения»
3. Взаимодействие с дошкольниками
- Подбор нейро игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
- Включение нейро игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
4. Взаимодействие с родителями
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»
- Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»
- Помощь родителей в создании картотеки «Нейроигры»
Ожидаемые результаты
Для себя:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
- применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Для воспитанников:
- Повышение стрессоустойчивости организма
- Высокая способность к произвольному контролю
- Развитая координация движений, точное выполнение движений
- Высокая познавательная активность
- Развитые память, внимание, творческое мышление.
- коррекция речи.
Этапы реализации самообразования
Первый этап (организационно-теоретический)
Период реализация
Сентябрь-Октябрь
изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации
Второй этап (накопительно-практический)
Ноябрь-Май
Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр :
- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми.
- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений.
- Создание авторских нейроигр.
- Консультация для родителей “Нейро игры для детей”, «Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников», «Кинезиологические упражнения с детьми дома».
Третий этап (заключительный)
Май: Отчет о проделанной работе.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Академия, 2002
3. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003
4. Семенович А. В. /Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М. : Генезис,2012
5. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники : Учебно-методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М. : Дрофа, 2014
6. https://www.myshared.ru/slide/1344762/
7. https://logoportal.ru/statya-18172.html