Русакова Ольга
Роль семьи в преодолении недостатков нарушения речи детей. Современные технологии коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль семьи в преодолении недостатков нарушения речи детей. Современные технологии коррекции речевых нарушений».
Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах развития речи, формирую у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения.
Задачи:
- углубить знания родителей о работе логопеда;
- познакомить родителей с современными технологиями по коррекции речи детей;
- акцентировать внимание родителей на важности значимости их участия, помощи в коррекционной работе;
Публикация «Роль семьи в преодолении недостатков нарушения речи детей, Современные технологии коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
- вызвать желание сотрудничать с логопедом.
Оборудование: компьютер, презентация, листы, цветные карандаши, дидактические пособия (мельница, вертушка, перо, дудочка, трубочки, массажные мячики и пружинки су-джок, картинки кинезиологические).
Ход мероприятия
1. Ор. момент.
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Я учитель-логопед МАОУ Устанской СОШ, Ольга Витальевна. Я очень рада видеть всех вас на нашей встрече.
- Предлагаю вам для начала выполнить небольшое задание «Ладошка» : Обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ- кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик и т. д.).
После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите ему свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!
2. Подведение к теме.
Слайд 1. Логопед: Дети- это самое дорогое, что есть у нас в жизни. Это наши цветочки, зайчики, котята и т. д. Вы свое солнышко доверяете нам: воспитателям, учителям, логопедам, психологам. У нас с вами одна цель= сделать жизнь детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества для дальнейшего обучения в школе. А без вашей помощи и поддержки нам этого не достичь.
Слайд 2. Что за наука логопедия? Для чего нужен логопед? Какова роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей? На все эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня вам ответить.
3. Основная часть.
Логопедия- это наука о нарушениях речи, их коррекции (исправлении) посредством специального обучения и воспитания.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, неуверенности в своих силах. К сожалению, количество детей с дефектами речи год от года увеличивается, а не уменьшается.
Слайд 3. Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, недоразвитии лексико-грамматического строя речи, бедности словарного запаса, недоразвитии связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихи и т. д., нарушении фонематических процессов, недостаточном развитии мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков и др.
Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления нужна систематическая, длительная коррекционная работа. Тяжесть речевого дефекта детей с речевыми нарушениями предполагает различные сроки обучения, от 6 мес. до нескольких лет.
С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки в речи обнаруживаются сразу. Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
Слайд 4. Если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
- ошибки на письме и при чтении (дисграфия или десликсия);
- снижение самооценки;
- конфликты с учителями, одноклассниками и родителями.
Слайд 5. «… подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи» М. М. Алексеева.
Наиболее частой причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев или сестер, товарищей, с которыми ребенок часто общается. В дошкольном возрасте нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля», и т. д., сюсюкать. Это будет только тормозить усвоение звуков.
Слайд 6-11. Какие существуют современные логопедические технологии при коррекции речевых нарушений? К ним относятся:
1. Технология логопедического обследования (выявление речевого дефекта, степени нарушения, а также определение приемов и методов коррекции).
2. Технология коррекции артикуляционной моторики (подготовка
артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков).
• Логопедический и зондовый массаж (процедура воздействия на мышцы перефирического речевого аппарата).
• Искусственная локальная гипо и гипертермия (ИЛГ) (для коррекции мышечного тонуса с использованием низкотемпературных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций).
• Артикуляционная гимнастика- выработка полноценных и определенных положений артикуляционного аппарата.
(Показ и проба артикуляционных упражнений с родителями)
3. Технология формирования речевого дыхания (выработка плавного длительного выдоха, четкая и ненапряженная артикуляция).
4. Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи (восстановление и профилактика нарушений голоса при заикании, дизартрии, моторной алалии, ларингитах, параличах и парезах).
(Показ предметов для постановки речевого дыхания)
5. Технология развития интонационной стороны речи (силы и высоты голоса, тембра, темпа, длительности звучания).
6. Технология развития лексико-грамматической стороны речи (развитие лексико-грамматического строя речи путем различных упражнений, дидактических игр и заданий).
7. Технология развития мелкой моторики (кинезиотерапия, пескотерапия, сказкотерапия, гидрогимнастика- прокатывание, перекатывание и перекладывание в воде различных предметов).
(Кинезиологическое упражнение «Пробежимся по дорожкам», выполнение с участием родителей).
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно- логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят отклика, понимания, оценки у родителей. Родителям детей, имеющих речевую патологию, необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая его на прогулку, играя с ним, готовя обед или ужин вместе с ним, читайте книги, рассматривайте иллюстрации, предлагайте ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать сказку и т. д. Чаще читайте стихи, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми и т. д., обсуждайте с ребенком увиденное.
4. Итог.
Слайд 12. В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Спасибо за внимание!