Надежда Орлова
Конспект занятия по речевому развитию «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»
Задачи:
Коррекционно – образовательные: учить детей образовывать родственные слова от заданного слова; формировать навык подбора существительных, прилагательных, глаголов; активизировать словарь по лексическим темам: семья, домашние и дикие животные, зима;
Коррекционно – развивающие : развивать слуховое внимание, чувство языка, навыки диалогического общения;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Родственные слова“» размещена в разделах
Коррекционно – воспитательные: формировать навыки взаимодействия на занятии; пробуждать интерес к культуре и традициям мордовского народа; формировать уважительное отношение к семье, дому.
Словарная работа : уточнить лексическое значение слов домашние, дом, домик, домище, домовой, домохозяйка, домочадцы, домосед.
Оборудование: кукла Домовёнок, предметные картинки с изображением диких и домашних животных, дома, домика, домища, домового, домохозяйки, домочадцев, домоседа, однокоренных слов к слову «дом», мультимедийная презентация.
Ход занятия:
1. Организационный этап
Дети садятся на стульчики перед интерактивной доской, на доске «семейное дерево».
Логопед:
- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли зрители.
- Дорогие ребята, в нашем детском саду есть музей «Мордовская изба». (СЛАЙД) В этом музее собраны старинные мордовские предметы, инструменты, посуда, одежда, даже печка есть. Сегодня утром я услышала, что за печкой кто – то плачет. Это плакал маленький Домовенок (кукла Домовенок). Любопытный Домовёнок спросил у своего деда, почему их так называют – «домовые». Дед дремал и проворчал на Домовенка: «Стыдно, стыдно, ты родственников своих не знаешь».
Что оставалось делать бедному домовенку. Пришел он к вам за помощью. Помогите, ребята, ему найти его родственников.
2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала
Логопед:
- Ребята, как вы понимаете слово «родственники»? Кто это такие?
Ответы детей (это мама, папа, бабушка и дедушка, брат и сестра, тетя, дядя).)
- Родственники – это близкие, родные люди. Они похожи друг на друга и внешне, и характерами.
- И тогда люди придумали изобразить свою семью в виде дерева и назвали его «семейное древо». (СЛАЙД)
- Ребята, дерево растет из корня, все время увеличиваясь.
- У слов тоже бывают родственники. Как и люди, слова – родственники похожи между собой.
- Давайте возьмем короткое слово «дом» и поместим его в корень дерева, пусть оно тоже растет. От него будут получаться новые слова, слова-родственники. (МАКЕТ ДЕРЕВА)
Ребята, как вы понимаете слово «дом»? Ответы детей
- Ребята, где больше всего растет деревьев? В лесу
- Кого можно встретить в лесу? Диких животных
- Дикие животные тоже живут семьями.
- Давайте назовем правильно всех членов семьи медведя: (СЛАЙД)
Папа- медведь, мама- медведица, детеныш-медвежонок, много детенышей-медвежата, следы медведя-медвежьи.
-Волка: (СЛАЙД)
Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, много детенышей-волчата, следы волка-волчьи.
- Зайца: (СЛАЙД)
Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много детенышей-зайчата, следы зайца-заячьи.
-Ребята, мы говорили о диких животных. Как называются животные, живущие рядом с человеком? Домашние
- Давным-давно все животные на земле были дикими. Люди постепенно их приручили и животные одомашнились, стали домашними. Из дикого волка получилась собака, из диких буйволов – современные коровы.
- Ребята, какое встретилось вам слово, похожее на слово «дом»? (Домашние)
- «Дом» и «Домашние», например, животные - это слова из одной семьи – родственные слова.
- Ребята, как вы понимаете слово «домашние»? Ответы детей
- Давайте повесим слово «домашние» на наше дерево.
- Ну, а чтобы наша прогулка по лесу была интересней, давайте поиграем.
3. Логоритмика «У жирафов пятна, пятна…»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
3. Этап закрепления полученных знаний в логопедических играх и упражнениях
Логопед:
- Понравилась вам прогулка по лесу? Присаживайтесь
- В лесу, ребята живут не только дикие животные. Кто это? Гном и Великан (СЛАЙД)
Игра «Гном и великан»
Логопед:
- Гном какой? (Маленький)
- Значит, вещи у Гнома какие будут?
- Великан какой? (Большой)
- Значит, вещи у Великана какие будут?
- У Гнома и Великана случилась беда – баба Яга украла их вещи и сложила в одну кучу, и теперь не разобраться, кому какая вещь принадлежит. Давайте им поможем.
- Что это? Шапка (СЛАЙДЫ)
- У Гнома-шапочка, у Великана-шапище.
- Что это? Пальто
- У Гнома-пальтишко, у Великана-пальтище
- Что это? Сапоги
- У Гнома-сапожки, у Великана-сапожища.
- Как вы думаете, как называются жилища у Гнома и Великана? Куда они отнесут свои вещи?
Ответы детей: Домик, домище.
- Какие родственные слова, похожие на слово «дом» вам встретились? Домик, домище
- Давайте повесим их на наше дерево.
Игра «Снег»
Логопед:
- Великан и Гном благодарят вас, ребята, за помощь и прислали вам подсказку для решения следующей задачи. Посмотрите, на что похоже вещество в банке? (СЛАЙД)
Ответ: это снег
- Здесь на доске много картинок. Нужно прочитать названия тех, которые похожи на слово «снег».
- Настя, прочитай названия картинок. (СЛАЙД)
- Сне-го-пад, сне-гу-ро-чка, сне-го-вик, сне-гирь, снеж-ки, сне-жин-ка
- Как вы понимаете слово «снегопад», «снегурочка»? (картинки исчезают)
Снегопад - осадки, выпадающие из облаков в виде снега.
Снегурочка - внучка Деда Мороза.
Остаются на доске: до-мо-хо-зяй-ка, до-мо-чад-цы, до-мо-сед
- Вова, прочитай слова, которые остались.
- Как вы понимаете слово «домохозяйка», «домочадцы», «домосед»?
(разбирается каждое слово, картинка вывешивается на дерево)
Домохозяйка - домашняя хозяйка, которая ведет хозяйство своей семьи.
Домочадцы – члены одной семьи, которые живут вместе.
Домосед – тот, который любит сидеть дома.
- Ребята, на какое слово похожи слова «домохозяйка», «домочадцы», «домосед». На слово «дом»
- Какие это слова? Родственные
- Среди этих картинок-слов какое слово самое главное? Дом
- Правильно, от слова «дом» образовались все эти слова.
- Ребята, мы с вами собрали много картинок, и вырастили словарное дерево.
- Помните семейное древо, где все родственники – одна большая семья, так и на словарном дереве все слова родственные.
Логопед:
- Но у меня есть еще одна картинка. Кто это? Домовой
- Можно эту картинку повесить на словарное дерево? Почему?
- Правильно, слово «домовой» тоже родственное слово.
(картинка вывешивается на словарное дерево)
- Как вы понимаете слово «домовой? Кто это такой? Ответы детей
Рассказ логопеда о домовом
Домовёнок – это маленькое существо, хранитель дома.
Во все времена люди считали, что в каждом деревянном доме за печкой живёт маленькое существо – домовой. Если люди в доме жили трудолюбивые, добрые, не ругались и не ссорились, то домовой им помогал: в доме всегда было тепло, вещи не терялись и не ломались, люди не болели. А если люди ленились, ругались и ссорились, то и домовой за домом не следил – в доме всё ломалось, вещи терялись, еда в печке пригорала, скрипели полы и двери. 7 февраля у всех домовых День рождения и нужно было обязательно оставить вечером в печке горшок с кашей, чтоб домовой подобрел.
4. Подведение итогов занятия
- У нашего домовёнка почему-то грустное лицо – ему, видимо, понравилось наше занятие и уходить ему не хочется.
- А что понравилось вам?
- Какие слова вы запомнили?
- Давайте поселим Домовенка в нашем логопедическом кабинете. Пусть он там будет жить и добро нам дарить. А вам, ребята, огромное спасибо, вы молодцы.