МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию «Родственные слова»

Надежда Орлова
Конспект занятия по речевому развитию «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»

Задачи:

Коррекционно – образовательные: учить детей образовывать родственные слова от заданного слова; формировать навык подбора существительных, прилагательных, глаголов; активизировать словарь по лексическим темам: семья, домашние и дикие животные, зима;

Коррекционно – развивающие : развивать слуховое внимание, чувство языка, навыки диалогического общения;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Родственные слова“» размещена в разделах

Коррекционно – воспитательные: формировать навыки взаимодействия на занятии; пробуждать интерес к культуре и традициям мордовского народа; формировать уважительное отношение к семье, дому.

Словарная работа : уточнить лексическое значение слов домашние, дом, домик, домище, домовой, домохозяйка, домочадцы, домосед.

Оборудование: кукла Домовёнок, предметные картинки с изображением диких и домашних животных, дома, домика, домища, домового, домохозяйки, домочадцев, домоседа, однокоренных слов к слову «дом», мультимедийная презентация.

Ход занятия:

1. Организационный этап

Дети садятся на стульчики перед интерактивной доской, на доске «семейное дерево».

Логопед:

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли зрители.

- Дорогие ребята, в нашем детском саду есть музей «Мордовская изба». (СЛАЙД) В этом музее собраны старинные мордовские предметы, инструменты, посуда, одежда, даже печка есть. Сегодня утром я услышала, что за печкой кто – то плачет. Это плакал маленький Домовенок (кукла Домовенок). Любопытный Домовёнок спросил у своего деда, почему их так называют – «домовые». Дед дремал и проворчал на Домовенка: «Стыдно, стыдно, ты родственников своих не знаешь».

Что оставалось делать бедному домовенку. Пришел он к вам за помощью. Помогите, ребята, ему найти его родственников.

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

Логопед:

- Ребята, как вы понимаете слово «родственники»? Кто это такие?

Ответы детей (это мама, папа, бабушка и дедушка, брат и сестра, тетя, дядя).)

- Родственники – это близкие, родные люди. Они похожи друг на друга и внешне, и характерами.

- И тогда люди придумали изобразить свою семью в виде дерева и назвали его «семейное древо». (СЛАЙД)

- Ребята, дерево растет из корня, все время увеличиваясь.

- У слов тоже бывают родственники. Как и люди, слова – родственники похожи между собой.

- Давайте возьмем короткое слово «дом» и поместим его в корень дерева, пусть оно тоже растет. От него будут получаться новые слова, слова-родственники. (МАКЕТ ДЕРЕВА)

Ребята, как вы понимаете слово «дом»? Ответы детей

- Ребята, где больше всего растет деревьев? В лесу

- Кого можно встретить в лесу? Диких животных

- Дикие животные тоже живут семьями.

- Давайте назовем правильно всех членов семьи медведя: (СЛАЙД)

Папа- медведь, мама- медведица, детеныш-медвежонок, много детенышей-медвежата, следы медведя-медвежьи.

-Волка: (СЛАЙД)

Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, много детенышей-волчата, следы волка-волчьи.

- Зайца: (СЛАЙД)

Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много детенышей-зайчата, следы зайца-заячьи.

-Ребята, мы говорили о диких животных. Как называются животные, живущие рядом с человеком? Домашние

- Давным-давно все животные на земле были дикими. Люди постепенно их приручили и животные одомашнились, стали домашними. Из дикого волка получилась собака, из диких буйволов – современные коровы.

- Ребята, какое встретилось вам слово, похожее на слово «дом»? (Домашние)

- «Дом» и «Домашние», например, животные - это слова из одной семьи – родственные слова.

- Ребята, как вы понимаете слово «домашние»? Ответы детей

- Давайте повесим слово «домашние» на наше дерево.

- Ну, а чтобы наша прогулка по лесу была интересней, давайте поиграем.

3. Логоритмика «У жирафов пятна, пятна…»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

3. Этап закрепления полученных знаний в логопедических играх и упражнениях

Логопед:

- Понравилась вам прогулка по лесу? Присаживайтесь

- В лесу, ребята живут не только дикие животные. Кто это? Гном и Великан (СЛАЙД)

Игра «Гном и великан»

Логопед:

- Гном какой? (Маленький)

- Значит, вещи у Гнома какие будут?

- Великан какой? (Большой)

- Значит, вещи у Великана какие будут?

- У Гнома и Великана случилась беда – баба Яга украла их вещи и сложила в одну кучу, и теперь не разобраться, кому какая вещь принадлежит. Давайте им поможем.

- Что это? Шапка (СЛАЙДЫ)

- У Гнома-шапочка, у Великана-шапище.

- Что это? Пальто

- У Гнома-пальтишко, у Великана-пальтище

- Что это? Сапоги

- У Гнома-сапожки, у Великана-сапожища.

- Как вы думаете, как называются жилища у Гнома и Великана? Куда они отнесут свои вещи?

Ответы детей: Домик, домище.

- Какие родственные слова, похожие на слово «дом» вам встретились? Домик, домище

- Давайте повесим их на наше дерево.

Игра «Снег»

Логопед:

- Великан и Гном благодарят вас, ребята, за помощь и прислали вам подсказку для решения следующей задачи. Посмотрите, на что похоже вещество в банке? (СЛАЙД)

Ответ: это снег

- Здесь на доске много картинок. Нужно прочитать названия тех, которые похожи на слово «снег».

- Настя, прочитай названия картинок. (СЛАЙД)

- Сне-го-пад, сне-гу-ро-чка, сне-го-вик, сне-гирь, снеж-ки, сне-жин-ка

- Как вы понимаете слово «снегопад», «снегурочка»? (картинки исчезают)

Снегопад - осадки, выпадающие из облаков в виде снега.

Снегурочка - внучка Деда Мороза.

Остаются на доске: до-мо-хо-зяй-ка, до-мо-чад-цы, до-мо-сед

- Вова, прочитай слова, которые остались.

- Как вы понимаете слово «домохозяйка», «домочадцы», «домосед»?

(разбирается каждое слово, картинка вывешивается на дерево)

Домохозяйка - домашняя хозяйка, которая ведет хозяйство своей семьи.

Домочадцы – члены одной семьи, которые живут вместе.

Домосед – тот, который любит сидеть дома.

- Ребята, на какое слово похожи слова «домохозяйка», «домочадцы», «домосед». На слово «дом»

- Какие это слова? Родственные

- Среди этих картинок-слов какое слово самое главное? Дом

- Правильно, от слова «дом» образовались все эти слова.

- Ребята, мы с вами собрали много картинок, и вырастили словарное дерево.

- Помните семейное древо, где все родственники – одна большая семья, так и на словарном дереве все слова родственные.

Логопед:

- Но у меня есть еще одна картинка. Кто это? Домовой

- Можно эту картинку повесить на словарное дерево? Почему?

- Правильно, слово «домовой» тоже родственное слово.

(картинка вывешивается на словарное дерево)

- Как вы понимаете слово «домовой? Кто это такой? Ответы детей

Рассказ логопеда о домовом

Домовёнок – это маленькое существо, хранитель дома.

Во все времена люди считали, что в каждом деревянном доме за печкой живёт маленькое существо – домовой. Если люди в доме жили трудолюбивые, добрые, не ругались и не ссорились, то домовой им помогал: в доме всегда было тепло, вещи не терялись и не ломались, люди не болели. А если люди ленились, ругались и ссорились, то и домовой за домом не следил – в доме всё ломалось, вещи терялись, еда в печке пригорала, скрипели полы и двери. 7 февраля у всех домовых День рождения и нужно было обязательно оставить вечером в печке горшок с кашей, чтоб домовой подобрел.

4. Подведение итогов занятия

- У нашего домовёнка почему-то грустное лицо – ему, видимо, понравилось наше занятие и уходить ему не хочется.

- А что понравилось вам?

- Какие слова вы запомнили?

- Давайте поселим Домовенка в нашем логопедическом кабинете. Пусть он там будет жить и добро нам дарить. А вам, ребята, огромное спасибо, вы молодцы.

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по речевому развитию «Транспорт» в ясельной группеКонспект фронтального занятия по речевому развитию «Транспорт» в ясельной группе Конспект фронтального занятия по речевому развитию «Транспорт» Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное.

Конспект игры-занятия по речевому развитию «Шишечки» Цель: Активизация словаря у детей посредством словесных игр. Задачи: 1. Учить детей имитировать действия животных в соответствии с текстом;.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Космос» Цель: дать элементарные представления о космосе; познакомить детей с глобусом (моделью Земли, учить различать воду и сушу; развивать познавательную.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Ежинька и белочка»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Ежинька и белочка» Программное содержание: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на поисковые вопросы педагога, объяснять непонятные детям слова,.

Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Елена Долгих Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]»Конспект занятия по речевому развитию «Звук [О]и буква [О]» Цель: знакомство с гласным звуком [О], с буквой «О». В игровой форме дети учатся выделять звук "о" из начала, середины, конца слов. Учатся.

«Мы — веселые зверята». Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе«Мы — веселые зверята». Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе ОД по речевому развитию во 2 младшей группе на тему: "Мы веселые заерята" Цель: Развитие и активизация речи детей. Задачи: 1. Развивать.

Конспект занятия по речевому развитию «Гласные звуки»Конспект занятия по речевому развитию «Гласные звуки» Цель: Обобщение знаний о гласных звуках; Задачи: Образовательные: -уточнить артикуляцию гласных звуков; -формировать навык различения.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Сочиняем сказку» Цель: Развитие связной речи и речевого творчества дошкольников. Задачи: Образовательные: Способствовать развитию образности, развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Родственные слова»
Опубликовано: 29 марта 2023 в 19:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «Родственные слова»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Орлова (УИ 727892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД