Людмила Скородумова
Консультация «Реализация преемственности музыкального образования в работе ДОУ и начальной школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность и непрерывность воспитания между дошкольным и начальным образованием - тема актуальная, социально значимая в настоящее время. Понятие преемственности охватывает разнообразие вариантов воспитательных систем, процесс их развития, воспитания и обучения каждого ребёнка, применение разных технологий в образовательных учреждениях, учитывая традиции и перспективы развития преемственности.
Публикация «Консультация „Реализация преемственности музыкального образования в работе ДОУ и начальной школы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Всё это позволяет последовательно решать воспитательные задачи, обеспечивающие непрерывность
воспитательно-образовательного процесса.
При переходе ребёнком - выпускником дошкольного учреждения – в школу учеником первого класса его обучение и воспитание приобретает характер последовательной, качественно – новой ступени своего развития, как целостно – комплексный процесс развития личности ребенка.
Современный педагог ДОУ и начальной школы, используя направления гуманизации работы с детьми, находит творческий подход, осмысления понятия «преемственности» и его осуществления в современных условиях;
- анализ воспитательного процесса дошкольного учреждения, школы, семьи;
- ориентирование на личность воспитанника, его целостное развитие и эмоциональное благополучие;
- перенос позитивных сторон воспитательной работы из дошкольного учреждения в школьную жизнь ребёнка, с целью постепенного и преемственного развития личности.
Музыка занимает особое место в воспитании, является «моделью творческих эмоций» : помогает детям увидеть богатство и разнообразие мира, познать самого себя. Поэтому музыка поможет плавно переходить воспитанникам из детского сада в начальную школу. Применение современных музыкальных педагогических технологий даёт возможность повысить уровень воспитанности, отношений, чувств, способствующих формированию творческой личности ребенка в социуме. Педагог должен суметь сохранить индивидуальность в каждом ребёнке, проявляя понимание и выбирая «волшебный ключик», открывающий дверь в волшебный мир личности ребёнка.
Музыке дана волшебная власть социокультурного феномена, питающего душу и разум подрастающего человека. Воспитанника дошкольного учреждения музыка окружает повсюду : на зарядке и занятиях, праздниках и развлечениях, в свободное время и на улице. Дети любят музыкальные занятия, они позволяют им самореализовываться через исполнительство и творчество, через музыкальное восприятие (слушание музыки) и эстетическое суждение, через развитие воображения и открытия красоты в окружающем мире.
Детство, как для дошкольника, так и для младшего школьника, является единым пространством, где преобладает эффект преемственности между ДОУ и начальной школой. Условием успешности современного человека является способность защиты, развития, интеграции, а принципами их реализации – доверие и поддержка, творчество и успех.
Музыкотерапия - это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Эффективность преемственности музыкотерапии отличается разнообразием содержания детской деятельности, так и сочетанием чередования ее видов эмоционального воздействия на воспитанника, соотношение между физическими и умственными нагрузками.
Музыкальный педагог, используя музыкальные виды деятельности, придерживается интересов детей, их индивидуальных способностей, влияющих на культуру ребенка.
Основным связующим звеном музыкотерапии является игровая деятельность детей, способствующая преемственности старших дошкольников и младших школьников. Музыкальные игры, игры со словом, подвижные игры развивают у детей любознательность, творческое мышление.
Музыкотерапия как жизнедеятельность дошкольника, используется музыкантом - педагогом на музыкальных занятиях. Целью таких занятий является:
- выявление различий музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- поиск эффективных решений для перехода детей из дошкольного учреждения в начальную школу.
Учитывая возрастные особенности, особенности обучения и воспитания детей, музыкальный педагог успешно использует педагогические условия эффективной преемственности между ДОУ и начальной школой :
1) рационально организовывать детскую музыкальную деятельность в зависимости от ее видов с развивающим содержанием, ориентируясь на общечеловеческие нравственные ценности;
2) рационально использовать формы и методы взаимодействия с детьми, ориентируясь на личностный подход;
3) обмениваться опытом работы, творческими находками, поиском новых идей – помочь ребенку самостоятельно решать творческие задачи, формировать творческое воображение, направленное на интеллектуально - личностное развитие ребенка.
Учтя все проблемы готовности ребенка к обучению в школе и её пути решения, обуславливает обеспечения преемственности дошкольного и начального музыкального образования :
- инновации преемственности педагогического процесса в ДОУ и начальной школе;
- приоритетные направления подготовки ребенка к обучению в школе как условие реализации преемственности между ДОУ и начальной школой.
Можно утверждать, что музыкальное искусство в современном мире - это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, его творческих способностей. Это конкретный, зримый результат реализации преемственности музыкального образования в работе ДОУ и начальной школы.
Педагог, профессор Буренина Анна Иосифовна сказала: «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребёнка. А музыкальный педагог научит детей красоте и тем самым спасет мир!»
Литература:
1. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
2. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст : как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3
3. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10
4. Детский сад и школа будущего : основы сотрудничества и партнёрства. Под редакцией Н. В. Микляевой. - М. ,2011.
5. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. А. В. Белошистая. Начальная школа : плюс-минус. -2012.-№2.
6. Свищева Е. Е. Обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной школы. Справочник дошкольного учреждения. -2011.-№9.