Папки-передвижки

Развитие речи как средство общения

Анастасия Александровна Горбунова
Развитие речи как средство общения
▼ Скачать +Заказ

Развитие речи как средство общения

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуализация темы.

2. Постановка задач.

3. Предполагаемый результат.

4. Реализация поставленных задач:

- этапы работы;

- индивидуальная работа;

- взаимодействие с социумом.

5. Результаты работы:

- диагностика развития речи;

- диагностика театрализованной деятельности.

6. Оценка результативности, перспективы.

Актуальность опыта работы.

Публикация «Развитие речи как средство общения» размещена в разделах

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Формирование связной речи детей в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной деятельности детей.

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни — период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи

Например, использование различных видов творчества, театральной игры для развития речи, пока не нашло широкого применения в практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Проблема.

В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.

Проанализировав исходную ситуацию, просмотрев документацию педагога- логопеда, изучив диагностику обследования речи детей и проводя занятия с детьми я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло.

Большой вклад в разработку методики развития речи внесли : К. Д. Ушинский, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, А. А. Леонтьев, М. М. Конина и многие другие.

Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания.

Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами, Е. А. Тихеевой, Е. А. Флёриной, Ф. А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Цель.

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством игровой деятельности. Развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении будут эффективными, если:

-определены критерии, показатели и уровень сформированности речи детей;

-разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей;

-при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Задачи :

-Изучить состояние работы по развитию речи детей старшей, подготовительной группы.

-Изучить литературу по данной проблеме.

-Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.

-Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи посредством игры.

Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Практическая значимость.

Комплексный подход к подбору дидактических игр, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.

Воспитательные возможности игровой деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам». Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Задачи:

-Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

-Обогащать словарь детей, активизировать его;

-Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

-Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.

-Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Ожидаемые результаты:

Дети, знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Работа с родителями.

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях или утренниках. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Для повышения педагогического мастерства:

1. Разработала план работы с детьми и работу с родителями в средней и старшей группе.

2. Разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

3. Участвовала в работе педсовета по развитию речи детей.

По окончанию было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.

Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.

В средней группе.

Высокий уровень

Первое диагностирование - 24.5%

Второе диагностирование- 38% ,

Средний

Первое диагностирование 44.2 %

Второе диагностирование 61.6 %

Низкий

Первое диагностирование 31.8 %

Второе диагностирование 0 %

Общие показатели диагностирования по средней группе высокий уровень вырос на 13.9 %, средний на 17.4 %, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.

В старшей группе.

Высокий уровень

Первое диагностирование 13.8%

Второе диагностирование 42.8%

Средний

Первое диагностирование 69 %

Второе диагностирование 57.2%

Низкий

Первое диагностирование 17.2 %

Второе диагностирование 0 %

Общие показатели диагностирования по старшей группе высокий уровень вырос на 29%, средний уменьшился на 11.9%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.

Мне приятно осознавать,что у детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила дидактические игры на развитие речи.

В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, игровая деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.

В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря различным,театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.

Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста является

развитие речи, обучение родному языку, создание необходимых

предпосылок для будущего школьного образования, умение связно, грамматически правильно общаться. В современном мире, при наличии разнообразных средств информации и связи, интернета, телефонов, компьютеров, речь утрачивает свое прямое назначение – общение. Родители очень мало уделяют времени и внимания развитию речи у детей, считая, что придет время «сам научиться». Речь детей становится односложной, словарный запас обеднен. В связи с этим фактом, я считаю необходимым в своей работе с детьми большое внимание уделять развитию речи детей, а также проводить разъяснительную работу с родителями воспитанников. Самым эффективным методом обучения детей, является игровая деятельность. Когда обучение проходит в форме игры, дети активны, более раскрепощены, темы подбираю по запросам и интересам детей, близких по пониманию.

В играх и упражнениях дети, принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. На некоторые вопросы они дают фантастические ответы, свободно манипулируют впечатлениями. Ролевые диалоги позволяют включать в игру юмористические вопросы, и они детям доставляют особое удовольствие. Воспитанники разговаривают на многие темы, но их речь становится наиболее результативна, если разговор касался:

-личных проблем ребенка;

-домашних животных;

-леса и его обитателей;

-животных Африки;

-зоопарка и цирка;

-маленьких сказочных существ (лесовики, домовые, гномы и др.)

-героев телепередач для детей.

В своей группе я систематически провожу речевые игры со словом и в слова. Они активизируют мышление и речь детей. К таким играм относится сочинение детьми небылиц и нелепиц. Естественно, прежде чем сочинять небылицы, я знакомила детей с лучшими литературными образцами этого жанра.

В своей группе для детей мы создавали условия для организации работы по книгоиздательству. Мы рисовали иллюстрации к различным сказкам («Колобок», «Зимовье зверей», в старшей группе «Где обедал воробей», «Федорино горе», а также оформляли афиши к басне И. А Крылова «Стрекоза и муравей», театрализованной постановке сказки «Под грибом» «Яблоко». Прежде чем, приступить к этой работе, мы с детьми обговариваем, что здесь важное, в чем заключается смысл того или другого произведения, чему оно нас учит Большую помощь оказывают родители, видя положительные результаты, (ребенок участвует, играет роль, проявляет активность). Немаловажное значение имеет содержательная сторона жизни группы, ее наполненность яркими, эмоционально насыщенными событиями и делами. (Праздники осени, весны, литературные вечера, чтение произведений АС Скребицкого, К. И. Чуковского, Л. Н. Толстого,А. С. Пушкина.) Весьма эффективным побудительным мотивом для наших детей оказались изготовленные и помещенные в уголок книги и родительский выставки по произведениям. Важно иметь представление о сфере интересов детей, о том, что на сегодняшний день актуально для них. Так, заметив, неподдельный интерес детей группы к животным, мы предложили им стать анималистами, т е художником, который рисует животных.

Наши дети энергичны и деятельны по своей природе, они требуют от нас не только, и не столько рутинно-обязательных мероприятий, где монотонно и целенаправленно обучаем развитию речи, но и неожиданных праздников, неординарных экскурсий и прогулок, встреч с разными людьми, необыкновенных дел. Это не специально подготовленные сценарные постановки, а просто состояние души, которым мы делились с детьми. Праздник дождя и радуги

Радуйтесь дождю, восхищайтесь искренне радугой. Наблюдать вместе со всеми. Замирать от яркости и красоты. Нарисуйте радугу на доске мелом, на больших и маленьких листочках. Отметьте, какими светлыми и красивыми становятся лица, как похорошел каждый ребенок, как ожил дождливый день, стал светлым и радостным.

Праздник первого снега

Это огромное событие достойно праздника. Принесите снег в группу не для традиционного экспериментирования, а для радости встречи с ним. Лепите, держите, мните его, наблюдайте как он тает.

Большой интерес дети проявляют к сочинительству. Закончить рассказ, придумать сказку о весеннем цветочке, о последнем листочке, о приключении волшебного песка и. т. д.

Рассказы детей читались неоднократно, как для самого ребенка, по его инициативе, так и для детей группы. Есть значительные открытия и в социальном плане. Оказывается, своим сочинительством ребенок может быть интересен не только воспитателям и родственникам, но, что немаловажно, своим друзьям и сверстникам.

В нашу работу мы приобщаем и родителей. Мы пояснили им, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова.

Важной задачей для меня является усваивание детьми материала в непринужденной игровой форме. Чтобы от общения с друзьями, взрослыми, дети получали радость, удовольствие и желание познавать окружающий мир, пользуясь правильной речью.

Список использованной литературы:

1. Алексеева. М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Просвещение. - 1997.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А. М. Бородич. 2-е изд. - М. : 1984.

3. Большева Т. В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.

4. Дьяченко О. М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2006

5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е. И. Тихеева. - М. : 1981.

6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?»Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?» Игра по развитию речи на подбор определений проводится с подгруппой детей. Цель: Уметь слушать партнёра по игре и дополнять его высказывания.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУРазвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУ Шевякова Валентина Михайловна МБДОУ детский сад №9 г. Нижний Ломов, Пензенская область Тема моей работы очень актуальна. Модернизация.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Сценарий общения по развитию речи «Птица сильна крыльями, а человек дружбой» Пословица:Птица сильна крыльями, а человек дружбой Беседа по вопросам, раскрывающая смысл пословицы: Воспитатель: Дети сегодня по дороге.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи как средство общения
Опубликовано: 4 марта 2024 в 10:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи как средство общения» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Александровна Горбунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД