Татьяна Тюрина
Развитие связной речи детей средствами современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей средствами современных образовательных технологий
Л. Н. Толстой писал: «Из всех … знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке».
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке не является врожденной способностью, а развивается в процессе, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Темочки:
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка. Если познавательные процессы - восприятие, память, внимание мышление развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития : обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, знакомство с художественной литературой, формирование диалогической и монологической речи, подготовка к обучению в школе.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Дети испытывают трудности в овладении лексико- грамматическими формами, имеют скудный словарный запас, не умеют последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Практика работы в учреждении показала, что некоторые дети имеют комплекс проблем: пониженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения. Детям трудно концентрироваться на одном предмете во время игр или выполнения заданий, они не могут усвоить достаточное количество информации, легко отвлекаются, внимание быстро рассеивается, им трудно сосредоточиться на одном предмете. У детей ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации. При этом значительно лучше запоминается наглядный материал (рисунки, схемы, чем речевой. Мышление детей находится на уровне их житейского опыта, они не могут устанавливать связи и отношения предметов логическим путем. У детей возникают сложности с объяснением эмоций, что может быть связано с последствиями негативного опыта общения с взрослыми или нехваткой словарного запаса. Детям сложно заставить себя выполнить задание, сделать волевое усилие. Проблемы эмоционально-волевой сферы отрицательно сказываются на формировании коммуникативных навыков. Детям сложно строить отношения с другими детьми, взрослыми, усваивать морально-этические нормы. В связи с этим возникла необходимость изучить методическую, научно-популярную литературу по теме, организовать благоприятную речевую среду, подобрать речевой материал.
Освоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Этапы развития связной речи у детей дошкольного возраста: младший возраст (3-4 года) : использование в речи простых и сложных предложений, договаривание стихов, пересказ текста с помощью воспитателя. Средний возраст (4-5 лет) : пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по игрушкам, картинам, составление загадок. Старший возраст (5-6 лет) : проявление интереса к самостоятельному сочинению, создание разнообразных видов творческих рассказов.
С целью достижения наибольшего коррекционного эффекта было решено использовать инновационные технологии для развития речи дошкольников. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Инновационные технологии для развития речи дошкольников : метод наглядного моделирования, мнемотаблицы, информационно- коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии.
Игра – основной вид деятельности детей, она оказывает многогранное влияние на их развитие. В работе с детьми мною широко применялись игровые технологии. Особое внимание уделяла подвижным, сюжетно-ролевым и театрализованным играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.) Театрализованные и сюжетно-ролевые игры использовала как эффективное средство речевого развития и социализации детей. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, заставляли детей ясно, четко, выразительно изъясняться.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста форме.
С большим удовольствием дети играли в развивающие игры Воскобовича : игра-конструктор «Геоконт», «Складушки», «Коврограф», «Ларчик». Благодаря этим играм у детей развивается фантазия, воображение, связная, грамматически правильная речь, обогащается словарный запас, улучшается память, развивается усидчивость. Благодаря мелким красочным деталям развивается мелкая моторика.
Большую помощь в работе с детьми оказали развивающие игры Никитиных : «Рамки и вкладыши Монтессори», «Кубики для всех», «Сложи узор».
В своей работе я применяю технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих программ. Актуальность использования компьютерных программ продиктована современными тенденциями воспитания. Эффективна в работе с детьми компьютерная игра «Учимся говорить правильно». В легкой ненавязчивой форме эта программа учит детей верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать.
Как дополнительный и эффективный прием развития речи детей использую мнемотехнику. Мнемоника (греч) - «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. п. По произнесении текста с опорой на изображение предмета ребенок непроизвольно запоминает информацию. Использование приемов мнемотехники превращает запоминание в игру, значительно сокращает время запоминания и очень нравится детям.
В своей работе я активно использую здоровьесберегающие технологии : дыхательную гимнастику, упражнения, направленные на профилактику зрения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики (пальчиковые игры, физкультминутки, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застегивание молний, игры с карандашами, прищепками, игры с мелкими и крупными бигуди, упражнения на релаксацию, массаж приборами Су-Джок –терапии, логоритмику.
Массаж приборами Су-Джок терапии считаю высокоэффективной, простой и безопасной терапией, которую разработал южно-корейский профессор Пак Чже Ву. «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Кисти и стопы являются здоровьем человека». Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т. д.
В работе по тризовским технологиям я использовала различные методы и приемы: метод аналогии, мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ. Главная особенность «тризовских технологий» - доходчивость и простота подачи материала. Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребенок научится применять «тризовские решения» встающих перед ним проблем. Главная особенность «тризовских технологий» - доходчивость и простота подачи материала. Работу по системе ТРИЗ осуществляла постепенно. На первом этапе учила детей находить противоречия в объектах и явлениях, которые их окружают. Игры, направленные на выявление противоречий "Хорошо-плохо» ( Книга это: хорошо - из книг много узнаешь, плохо - быстро рвутся и т. д.) На втором этапе учила детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок. На третьем этапе предлагала детям решить сказочные задачи и придумать новые сказки. Дети учились сами придумывать и завершать сказки, придумывали новое название для сказки. Дети с нетерпением ждали встречу с Львом-сказочником, который приносил волшебный сундучок, в котором живут сказочные герои и предлагал детям выбрать, каким героем они хотят сегодня быть. Дети отвечали на вопросы Льва-сказочника: Как тебя зовут? Где ты живешь? Какой ты? Какое у тебя настроение? Однажды ты пошел гулять в парк, кого ты там встретил? Что случилось потом? Мы оказались на новой планете, что случилось потом? Придуманные детьми сказки мы записывали в книжки, рисовали картинки.
Результат применения современных образовательных технологий и методик направленных на развитие речи детей дошкольного возраста - это положительная динамика развития всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности: связная речь, грамматически правильная речь, звуковая культура речи, словарь, практическое овладение нормами речи.