Ольга Мазяркина
Развитие мелкой моторики рук — средство интеллектуального развития ребенка (из опыта работы)
Презентация педагогического опыта воспитателя МБОУ ООШ с. Новозахаркино
Мазяркиной Ольги Валерьевны
Тема: «Развитие мелкой моторики рук - средство интеллектуального развития ребенка»
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Как рукой сняло».
Публикация «Развитие мелкой моторики рук — средство интеллектуального развития ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, строили, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились… И ребенок познает окружающий мир через ручки.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, я определила цель своей работы :
развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. В своей работе я ставлю следующие задачи:
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Улучшить общую двигательную активность;
• Содействовать нормализации речевой функции;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы :
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы :
Одним из основных методов работы использую пальчиковые игры и пальчиковый театр. Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
В процессе пальчиковых игр осуществляется тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если игры сопровождались чтением стихов, потешек. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто.
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей много внимания уделяю такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Обрывная аппликация: В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.
Рисование. Рисование также требует от детей согласованных действий рук и глаз. В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки, рисование с помощью кисти, свечки, зубной щетки, рисование сыпучими материалами (песок и крупы). В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения.
Шнуровки – развивает внимание и мелкую моторику.
В работе использую дидактические игры «Волшебный сундучок» - способствует развитию сенсорных способностей; «Развивающий коврик»- ребенок может играть в молнии, шнуровки, застегивание пуговиц, «шуршарки», «липучки»; «Разноцветный планшет» улучшает работу пальчиков.
Игры с мелкими предметами – пазлы, конструктор, нанизывание бусин, мозаика.
Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».