Марина Кучева
Тема «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги и аттестационная комиссия!
Мы сегодня собрались в этом зале для проведения игры "Во-просы и ответы"
Цели игры: 1. Закрепить знания о развивающих играх. 2. Дать знания об авторах – создателей игр. 3. Создание психологического климата среды молодых коллег.
Структура:
1. Разделить на команды (на спинках стульчиков на-клеены круги разного цвета).
2. Знакомство с жюри (аттестационная комиссия).
3. Знакомство с правилами игры.
4. Ход игры.
5. Подсчёт баллов и выявления победителя.
6. Подведения итогов.
Правила игры:
Публикация «Тема „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста по средствам развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Игра состоит из 10 заданий.
К каждому вопросу предлагается 2 - 3 подсказки. После каждой подсказки у команд есть 15 секунд на обсуждение, написание и сдачу ответа.
Ответы команд сдаются в письменном виде в жюри.
Команда имеет право сдавать неограниченное количество от-ветов. Сдача ответов принимается после всех подсказок вмести.
Правильный ответ оценивается в 5 балов, не полный ответ – в 3 балла.
Если команда дала неправильный ответ с команды снимается 1 очко.
Победителем считается команда, набравшая наибольшее ко-личество очков после всех вопросов.
Ход игры.
Уважаемые коллеги повернитесь и посмотрите, какого цвета Ваш круг на спинке стульчика. Сейчас красная команда садится за стол с красным кругом в середине. Зелёным команда – за зелёный стол. У Вам на столах листочки, у каждой команду на листочках в углу круг того цвета, что и у Вашей команду. Все листочки пронумерованы в соответствии с вопросом. Листы нужны для сдачи своих ответов жюри. Жюри будет у нас аттестационная комиссия.
Вопросы для игры:
1. Откуда произошла игра Танграм (Китай).
Государство в Центральной и Восточной Азии, также на прилегающих островах Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей; на востоке омывается водами этих морей.
Разница во времени с Москвой: + 4 часа
Столица – Пекин
2. Что означает слово Танграм ("Семь камней мудрости")
Первое слово означает число, от 1 до 10.
Второе слово – он бывает природный, драгоценный, искусственный.
Третье слово имеет несколько близких, но отличаю-щихся значений: 1. Свойство человеческого разума, ха-рактеризующееся степенью освоения знаний и подсоз-нательного опыта и выражающееся в способности уме-стного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации. 2. В философии — один из измерителей сте-пени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта. 3. В религиях — степень познания окру-жающего мира, данная демиургу (мироздателю) в не-исчерпаемой мере, и могущая быть воспринятая людьми в той или иной части
3. Где родился Джордж Кюизенер – изобретатель палочек (Бельгия)
Государство в Северо-Западной Европе. Площадь 30,5 тыс. кв. км. Население свыше 10 млн. человек (фла-мандцы, валлоны и др.).
Глава государства – король, который осуществляет за-конодательную власть совместно с двухпалатным пар-ламентом (Сенат и Палата представителей).
Столица – Брюссель.
4. Какая профессия была у Джорджа Кюизенера (учитель на-чальной школы)
Первое слово означает профессию образования, воз-никшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся.
Второе и третье слова это словосочетание означающее уровень среднего образования (1-3, 1-4 классы, на ко-тором учащемуся даются самые необходимые и по-верхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.
5. Как называлась книга, которую опубликовал Джордж Кюи-зенер в 1952 году ("Числа и цвета")
Первое слово означает абстракцию, используемую для количественной характеристики объектов. Возникнув ещё в первобытном обществе из потребностей счёта. Слово во множественном числе.
Второе слово – это союз состоящие из одной буквы.
Третье слово – качественная субъективная характери-стика электромагнитного излучения оптического диа-пазона, определяемая на основании возникающего фи-зиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Слово во множественном числе.
6. Где родился Золтан Дьенеш – автор логических блоков (Венгрия)
Государство в Центральной Европе, знаменитое своими целебными купальнями, живописной природой, мно-гочисленными памятниками истории и культуры и вы-сококачественным токайским вином.
Находиться на озере Хевиз. Общая площадь озера – 47 500 кв. м., а температура воды в нем даже зимой не опускается ниже 26 °C!
Столица: Будапешт
7. Сколько было профессий у Золтана Дьенеша.
Это число от 1 до 10.
Число из сказки про поросят.
8. Какую методику обучения детей создал Золтана Дьенеша
Первое слово может сочетаться со словами газета, му-зыка, игрушка, опера, Зеландия.
Второе слово означает науку о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм ре-альных объектов.
9. Что ещё, помимо "блоков Дьенеша", придумал Золтан Дье-неш (Сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры, и "26 цветочков")
Первое и второе это словосочетание означающий при-думанная географическая территория, имеющая опре-делённые границы, которая написана людьми. В ней много волшебства, радости и веселья, и находиться она в книгах.
Вымышленная названия, которое описано в книге Эн-тони Хоуп "Узника Зенды" и его продолжений.
10. Какую теорию создал Золтан Дьенеш (теория шести стадий изучения математике)
Первое слово число от 1 до 10.
Второе слово означает единица измерения расстояний в древних системах мер многих народов, введённая впервые в Вавилоне и затем получившая своё греческое название.
После второго вопроса и получения ответа я читаю, что иг-ру Танграм.
Игра Танграм:
Танграм в переводе с китайского означает "семь камней муд-рости". Это – китайский пазл, состоящий из семи частей – Танов. Танграм – очень древняя игра. Появление этой китайской голово-ломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долго-жданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и со-образительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забав-ляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала ма-тематики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Игра получила свою известность на западе в начале 800 годов в ре-зультате развития торговых отношений с Китаем. Три мудреца при-думали "Ши-Чао-Тю" – квадрат, разрезанный на семь частей.
После пятого вопроса и получения ответа я читаю, что па-лочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера:
Палочки Кюизенера – являются многофункциональным мате-матическим пособием, которое позволяет "через руки" подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаружи-ваются отношения эквивалентности и порядка. Счетные палочки Кюизинера – это числа в цвете. Названы в честь изобретателя Джорджа Кюизенера (1891 – 1976, бельгийского учителя начальной школы. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета". По-пуляризировал их другой преподаватель Гатеньо, который исполь-зовал их не только для математического обучения, но и на языковых уроках.
После десятого вопроса и получения ответа я читаю, что игру Танграм.
Блоки Дьенеша:
Золтан Дьенеш – автор методики Дьенеша, всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей – "новая математика", в основе которой лежит обучение данной науке посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.
Помимо самых известных "блоков Дьенеша", развивающих ло-гическое мышление, венгерский педагог и математик автор приду-мал сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полос-ками, логические игры, и "26 цветочков".
Дьенеш создал теорию шести стадий изучения математики.
На первой стадии большинство людей, встречаясь с незнакомой задачей, прибегают к методу проб и ошибок. Они просто пытаются делать что-нибудь. То есть какому-то систематическому перебору вариантов, обязательно предшествуют хаотические попытки решить задачку. Это стадия свободной игры, по мнению Дьенеша, – необходимое начало обучения.
После свободных экспериментов в попытках появляется какая-то повторяемость, "правила игры". Это символизирует переход на вторую стадию. Как только становится понятно, что интересные за-нятия можно превратить в игру с помощью правил, человек делает большой шаг к созданию игры. У каждой игры есть правила, которые нужно изучить, прежде чем пройти от начала до конца. Изучение правил – важнейший обучающий трюк. Дети хотят поиграть, но без правил сделать это невозможно. В правилах – то и закодировала "математическая", самая сложная часть обучения. Та информация, которую учитель хочет донести до учеников непременно.
Третья стадия – стадия сравнения. Как только мы с детьми сыграли в пару математических игр, наступает момент обсуждения, сравнения игр друг с другом. Обязательно надо учить детей играть в игры со сходной структурой правил, но разным материалом, обыгрывая одну и ту, же задачу, то на кубиках, то на пуговицах, то в вырезании снежинок, или игре в "классики". Понимание это – не-пременный шаг на пути к абстракции.
На четвертой – репрезентативной стадии ученик понимает аб-страктное содержание чисел в разных играх, тут как нельзя, кстати, приходятся разного рода диаграммы и таблицы, помогающие понять то общее, что есть в играх. Можно нарисовать карту каждой игры.
Пятую стадию Золтан Дьенеш называет символической. На ней ребёнок приходит к открытию, что две или несколько серии шагов приводят к одному результату. Чтобы описать карту игры, нужен специальный язык, как правило, это символы. Пытаясь экспери-ментировать с этим языком, можно создавать новые символические системы.
И, наконец, шестая стадия формализации длится дольше всех. На этом этапе можно предложить несколько вариантов описания карты, определить определённые правила, которые позволят сде-лать подобные выводы. В этом случае, мы делаем первые шаги к пониманию того, что первые описания могут быть АКСИОМАМИ, а другие выводы, к которым мы пришли, – ТЕОРЕМАМИ, и как, соб-ственно, переходить от аксиом к теоремам.
Подсчё т баллов и выявления победителя:
Подведения итогов:
Надеюсь, Вам уважаемые коллеги понравилась игра, и Вы для себя сегодня узнали много нового. Спасибо за внимание.