Татьяна Скрягина
«Путешествие в город Словарик». Образовательная ситуация с дошкольниками подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная ситуация с дошкольниками. Образовательная область : речевое развитие. Возрастная группа : подготовительная группа
Тема: «Путешествие в город Словарик»
Основная цель: Формирование представления о многозначных словах.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Публикация «„Путешествие в город Словарик“, Образовательная ситуация с дошкольниками подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
«Речевое развитие» : формировать представления о многозначных словах, активизировать и обогащать словарный запас детей, упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении, закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы.
«Познавательное развитие» : Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам».
«Социально-коммуникативное развитие» : развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.
Дидактические материалы и оборудование: конверт с письмом, карточка с зашифрованным словом «ключ», картинки с однозначными и многозначными словами, презентация «Многозначные слова», мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация направлена на открытие нового знания в образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы. В основе разработки лежит системно - деятельностный подход.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей вокруг себя и сообщает, что утром около двери лежало письмо. Воспитатель: Не знаю, что с ним делать? Может быть - вы мне посоветуете? Воспитатель: А вдруг оно не нам адресовано? Можно читать чужие письма? Как нам быть? (прочитать, кому адресовано) надо убедиться, что письмо нам. Воспитатель просит прочитать адрес читающего ребенка.
Воспитатель читает письмо детям: Здравствуйте дорогие ребята из группы «Грибочки»! Я уверен, что вы очень сообразительные и сможете мне помочь! Со мной произошла такая история - мама попросила меня принести лук. Я всегда выполняю мамины поручения и сразу нашел среди своих игрушек любимый лук со стрелами и принес его маме. Но, мама, почему то не обрадовалась, а грустно вздохнула и сказала, что я неправильно понял её слова. Объясните мне, что это за слова, которые можно понимать по-разному! Очень надеюсь на вашу помощь! С нетерпением жду вашего ответа! Боря Помогайкин.
Воспитатель задает вопросы: Вы хотите помочь Боре? Как можно помочь? Что нужно узнать? (что за слова, которые можно понимать по-разному) Предлагаю отправиться за ответом в город Словарик. Кто, по вашему мнению, там живёт? (Слова, звуки, буквы, слоги) Сможем мы их увидеть? А услышать?
2. Актуализация Дидактическая задача: закреплять умение выделять первый звук в слове.
Воспитатель: Для того чтобы открылись ворота города Словарика нужно сказать пароль! Он зашифрован в словах-картинках ( На доске предметные картинки: кукла, лимон, юла, чайник.) По первым звукам слов-картинок попробуйте догадаться, какое слово зашифровано? (если дети затрудняются с ответом, вместо картинок выставляет буквы) ключ. После того как дети произнесут пароль «ворота» открываются.
Игра «Приветствие»
Дидактическая задача: упражнять в различении на слух звуков, слогов, слов.
Воспитатель: Добро пожаловать в город Словарик! Мы с вами в городе Словарик нам нужно поприветствовать жителей этого славного города. Звуки мы будем приветствовать поклоном, слог - аплодисментами, слова - реверансом. Воспитатель просит одного ребенка повторить и показать задание. Воспитатель произносит звуки, слова и слоги : дом, за, доброе, у, дело, на, с, телевизор, пень, з, бу, дорога. (2 вариант – выполнить задание с закрытыми глазами)
3. Затруднение в ситуации
Задание на разброс мнений «Заселяем дом»
Дидактическая задача: побуждение к осознанию проблемы
На столе предметные картинки.
Воспитатель: В доме с сиреневой крышей живет слово арбуз. Найдите и назовите те картинки, про которые можно сказать что это арбуз.
А в доме с желтой крышей живет слово ключ. Найдите и назовите те картинки, про которые можно сказать, что это ключ. - Это ключ (ребенок выбирает картинку «ключ от замка»). - Это ключ (если ребенок выбирает картинку «природный ключ»). - Это ключ (если ребенок выбирает «скрипичный ключ»). - Это ключ (если ребенок выбирает «басовый ключ»). Воспитатель вывешивает отобранные картинки под словом «ключ» - Дети, слово было одно? (да) - А как вы его поняли? (по-разному) - Какой возникает вопрос? - Почему одно слово ключ обозначает разные предметы? (не знаем) Что нам нужно узнать? (вопрос) (почему слово ключ обозначает много предметов)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактическая задача: сформировать представление о многозначных словах
- Как же узнать? (спросить у того, кто знает, узнать в интернете, придумать самим).
Воспитатель: Ребята! Вы у меня такие умные, я уверена, что вы сами сможете найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются мнения детей.
Воспитатель: Давайте рассуждать. Сколько значений имеет слово арбуз? (одно) Как назвать слово, у которого одно значение? Какое оно? (однозначное)
А как назвать слово, имеющее много значений? Какое оно? (многозначное) Выслушиваются индивидуальные и коллективные ответы для закрепления нового термина.
А чтобы проверить правильно мы ответили на вопрос или нет, я предлагаю отправиться в кинотеатр города Словарик.
Просмотр презентации «Многозначные слова»
Мы убедились, что вы правильно ответили на вопрос.
Воспитатель: Совпал наш ответ с ответом жителей города Словарик? (да)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Физминутка
В городе Словарик есть стадион. Приглашаю на тренировку. Воспитатель назначает на роль тренера малоактивного ребенка. Тренер показывает движения - команда повторяет.
Игра «Составь предложение»
Дидактическая задача: упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении.
В городе Словарик есть школа. Учителя приготовили вам задание. Вы готовы его выполнить? Приглашаю вас в классы синий и красный. Выбирайте, в каком классе, хотите учиться вы? (Дети сами выбирают себе место) В каждом классе одинаковые картинки с многозначными словами. Составьте предложение с многозначным словом так, чтоб ребятам в другом классе было понятно, в каком значении вы его используете, и они подняли нужную картинку.
6. Осмысление
Дидактическая задача: рефлексия деятельности
Воспитатель собирает детей вокруг себя и задает вопросы: «Где побывали? Что нового узнали? Кому нужна была помощь? Смогли помочь? Почему смогли? Что мы напишем в письме Боре Помогайкину? Что ему посоветуем?
Рефлексия «Светофор успеха» цель: самооценка детей личных достижений
Сопровождение к презентации
Слайд №1. Это город Словарик. Здесь живут слова. Давайте с ними познакомимся! Это слова – близнецы. Они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы.
Слайд №2. Коса. Право, я причёска – чудо. Заплести меня не худо.
Коса на лугу с шипеньем острым управляюсь с сенокосом.
Коса. В воду я вдаюсь полоской узкой, серенькой и плоской. Песчаная коса
Слайд №3. Лук. Взял я лук, одну стрелу, натянул я тетиву. Ты лети моя стрела В голубые небеса! Прилетела в огород, где на грядке лук растёт.
Слайд №4. Ключ. Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
Слайд №5. Лисичка. Суслик выскочил из норки и спросил у рыжей норки: Где вы были? У лисички. Что вы ели там? Лисички
Слайд №6. Иголка. Есть иголки у ежа. И, конечно, у ерша. У сосны и ёлки тоже есть иголки.
Это швейная игла. Всем одежду шьёт она.
Слайд №7. Бежит река, время, человек, молоко.
Слайд №8. Петрушка. И веселая игрушка, и зеленая петрушка.
Слайд №9. Кисть. Какой кистью нельзя рисовать?
Слайд№ 10. Ну а всё это друзья многозначные слова.