Токбаева Дана Муаедовна
Проект «Разноцветный мир творчества» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :«Разноцветный мир творчества».
Вид проекта : долгосрочный, творческий, исследовательский.
Возраст детей : 5-7 лет.
Направление развития: интеграция познавательного и художественно-эстетического развития.
Участники проекта : воспитатели группы, дети и их родители.
Актуальность темы:
«. Даже наслаждением, получаемым от природы, мы частично обязаны искусству, пусть мы смотрим на природу собственными глазами, но любоваться ею нас научили художники».
М. Л. Фридлендер
Темочки:
Искусство играет важную роль в духовном обогащении, способствует закладке этических и эстетических чувств, - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта детей.
Развитие эмоционального мира ребёнка - одна из целей изобразительной деятельности. Традиционные программы не развивают воображение, не побуждают к экспериментированию, они механически вынуждают делать то, что предлагает цель данного занятия. Но важно не обучать детей рисованию, а знакомить с искусством через художественную деятельность, причем, чтобы оно не заглушало тенденции к собственному детскому творчеству, раскрытию, экспериментированию, поиску разных способов выполнения любого дела.
Цветовой образ, создаваемый ребёнком, доминирует на всех этапах дошкольного детства. В основе всегда - образ. Цвет выступает как эмоциональное отношение ребёнка к окружающему, как собственная позиция «Мне нравится рисовать таким цветом, такой фон бумаг, вот такую краску я возьму». Но для того чтобы осознанное отношение (в данном случае к цвету) формировалось, ребёнок должен иметь возможность выбора средств. Цветовые образы рождают у ребёнка много ассоциаций, что важно для воображения.
Задача педагога - не калечить ребёнка, навязывая ему своё восприятие, а развивать его, предлагая разные, самые неожиданные возможности.
Проект даёт предпосылку для самостоятельного вхождения «детей» в большое искусство, способствует накоплению сенсорного опыта и обогащению впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Он учит понимать произведения искусства выделять характерные средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих персонажей.
При знакомстве с особенностями изобразительных материалов и разными техниками работы, у детей формируются необходимые навыки и умения для свободного владения в самостоятельной деятельности. Дети стремятся к самостоятельному поиску и решению разных творческих задач, постепенно воспринимают на слух понятия и термины изобразительного искусства, что даёт возможность в последующем легко общаться на рабочем языке художников.
Такое обучение - через образы, экспериментирование, игру, собственный поиск - помогает детям почувствовать себя свободными.
Принципы организации:
Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
Принцип диалогичности - у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
Принцип рефлексивности - ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
Принцип детоцентризма- в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются
замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
Принцип кооперации- в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников- каждый, работая над заданием, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
Принцип учёта индивидуальности воспитанников- их интересов, темпа работы, уровня развития.
Принцип связи исследования с реальной жизньюпроисходит соединение знаний и практических действий.
Цель проекта : Приобщение детей к прекрасному через познание цвета, как одного из главных выразительных средствживописи.
Задачи:
Образовательные задачи:
- учить определять и называть основные и производные цвета теплой и холодной гаммы, в точности расположения их в спектре;
- упражнять в смешивании красок для получения разных цветов и оттенков;
- продолжать знакомить с особенностями изобразительных материалов и способами работы с ними;
- упражнять в выборе различных изобразительных средств, материалов, способов изображения в соответствии с замыслом поставленной изобразительной задачи.
Развивающие задачи:
- развивать умение различать в оттенках цвета его составные: желто-зеленый, желто-оранжевый, зелено-синий и т. д., образную речь, эстетическое восприятие;
- необходимые техническиенавыки и умения, творческую самостоятельность и активность в выборе колорита в своей работе, материалов и техники исполнения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоционально-положительные отношения к изобразительной деятельности;
- прививать навыки аккуратного и бережного отношения к изобразительным средствам.
Проблема:
Почему всем людям нравится смотреть на радугу?
Действительно цвет делает мир красивее, ярче, радостней?
Узнать как можно больше о «Чудесах радуги» и научиться смешивать краски для получения ее оттенков.
Гипотеза: Если мы научимся смешивать краски для получения оттенков и творить своими руками, мир в рисунках станет красивее, ярче и радостней?
Срок реализации: сентябрь 2017г. – май 2018 г.
Этапы работы:
Этапы Время проведения Содержание деятельности с детьми и родителями Задачи на каждом этапе
Подготовительный
Сентябрь 2017 г. 1. Изучение научно – методической литературы, интернет ресурсов по теме.
2. Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса:
- перспективный план работы кружка: «Очумелые ручки»;
- разработка цикла образовательных ситуаций по нетрадиционным техникам рисования;
- подбор иллюстративного материала: репродукции картин художников-пейзажистов, картины по временам года, календари с изображением природы, тематические плакаты, комплекты карточек;
- подбор дидактических, словесных игр, игр - экспериментов;
- художественного слова о сезонных изменениях в природе (произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки).
3. Изготовление и подбор нетрадиционного материала к изобразительной деятельности.
4. Создание предметно-развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
5. Мониторинг уровня развития художественно - творческих способностей детей.
6. Проведение бесед-консультаций с родителями:
- «Уголок изобразительной деятельности дома»;
- «Вместе рисовать весело и интересно»;
- Выполнение родителями минипоручений по подбору художественных средств и наглядного материала.
Выявление потребностей детей.
Сбор необходимых художественных материалов, наглядных пособий;
Формирование проблемы проекта (с детьми и родителями);
Ознакомление родителей с предполагаемой работой по реализации проекта.
Основной
октября 2017 г. - май 2018 г. Работа с детьми:
Познавательное развитие:
-Наблюдения, экскурсии в природу (осень, зима).
-Знакомство с жанрами живописи.
-Рассматривание репродукций картин художников – пейзажистов: И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», «Февральская лазурь», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Ван Гог и В. Борисова - Мусаова «Весна», «Подсолнухи».
-Беседы о временах года (осень, зима).
-Образовательные ситуации по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования.
-Эксперименты с красками: «Подкрасим воду», «Разноцветные шарики», «Кто больше получит оттенков». В течение проекта.
Художественно-эстетическое развитие:
- Познакомить с теплыми и холодными тонами. Практические работы: «Тональная растяжка» с применением разных технических материалов,«Подбери наряд для Огневушки - Поскакушки и Снежной королевы».
-Уточнить представление детей об основных изобразительных материалах - акварели и гуаши. Упражнения с акварелью: «Воздушные шары для феи», «Заполни вазу водой», «Витражи».
- Продолжать знакомить с техникой рисования гуашью и основными способами изображения - мазком статичным и динамичным (и его видами). Практическая работа «Дракон из страны восходящего солнца» с использованием статичных мазков (точка, примакивание) и динамичных (линии, завитки).
- Познакомить с восковыми мелками и их свойствами (мягкостью, яркостью, рыхлостью, способностью отталкивать воду) и сочетанием с акварельной краской. Практическая работа. Тема на выбор: «Морское царство», «Букет осени», «Весна на лугу». Дополнительное упражнение: «Расскажи о том,
Помочь детям через освоение позиции субъекта исследовательской, поисковой, творческой и других видов деятельности познать свойство цвета, как одного из главных выразительных средств живописи.
что может восковой мелок и почему?».
- Дать элементарные представления о графике, как виде изобразительного искусства. Упражнения «Тональная растяжка», «Штриховка», «Тушовка». Практическая работа. Темы на выбор: «Парк Юрского периода», «Животные жарких стран».
- Познакомить детей с новым выразительным техническим средством - тушью и приемами работы с пером. Практическая работа. Тема на выбор: «Ажурная рыбка», «Затейливые витражи».
- Практическая работа. Тема: «Краски и моё настроение».
- Интеллектуальная игра по изобразительной дея-тельности «Цвета радуги».
Музыка:
П. И. Чайковский «Времена года», «Детский альбом», А. Вивальди «Времена года», С. Прокофьев «Детская музыка». В течение проекта.
Речевое развитие:
-Беседы по картинам художников.
-Разучивание стихов об осени, о зиме.
-Повторение пословиц и поговорок о природных явлениях. В течение проекта.
Ознакомление с художественной литературой:
-Чтение книг: К. Ушинский «Четыре желания», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», М. Пришвин «Золотой луг», «Кладовая солнца», А. Лесенчук «Рассказ о цветке». Беседы по прочитанному.
-Чтение стихов: В. Берестов «Все дети любят рисовать…», Т. Вандяк «Волшебные краски», Н. Красильников «Из-за облачных высот», Г. Ряскина «На лесной полянке чудо…», С. Богдан «Бабочка – красавица…», С. Антонюк «Что за дивная краса…», И. Суриков «На лугу», З. Александрова «Ромашки», О. Высотская «Одуванчик» и др. В течение проекта.
Игровая деятельность:
-Дидактические игры: «Волшебный круг», «Разноцветные краски», «Симметричные предметы», «Собери пейзаж», «Перспектива», «Вкусная палитра», «Чем работал художник».
-Словесные игры: «Что рисовал художник?», «Угадай картину».
-Пальчиковые игры: «Держим кисточку вот – так…», «Очень радовались дети…», «Чтоб красиво рисовать…», «Разотру ладошки сильно…», «Будем колечки сейчас рисовать…», «Мои пальчики все знают…».
-Игровые упражнения: «Бабочки», «Цветы». В течение проекта.
Сотрудничество с родителями:
Совместная работа детей и родителей по реализации проекта. В течение проекта.
Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. В течение проекта.
Оформление альбома детских рисунков «Мир фантазии».
Консультации:
-«Развитие художественного творчества у детей».
-«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей».
Информационные стенды:
- «Уголок изобразительной деятельности дома».
- «Вместе рисовать весело и интересно».
Выставка детского творчества : «Разноцветный мир».
Закрепление изученного детьми материала по заданию воспитателя в домашних условиях. В течение проекта.
Сотрудничество с педагогами СП:
Консультационный материал для педагогов.
Пополнение педагогических копилок. В течение проекта.
Презентация проекта «Разноцветный мир творчества».
Мастер – класс: «Монотипия – это чудо!».
Методическое сопровождение:
Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. В течение проекта.
Перспективный план работы кружка: «Очумелые ручки».
Конспекты образовательных ситуаций по нетрадиционным техникам рисования. В течение проекта.
Картотека нетрадиционных способов рисования.
Иллюстративный материал: репродукции картин художников-пейзажистов, картины по временам года, календари с изображением природы, тематические плакаты, комплекты карточек. В течение проекта.
Дидактические, словесные игры, игры-эксперименты; художественное слово о сезонных изменениях в природе (произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки).
Подборка художественной литературы “Сказки про краски” и оформление библиотечки юного художника.
Консультационный материал для педагогов. В течение проекта.
Консультационный материал для родителей. В течение проекта.
Обобщение и распространение наработанного материала.
Заключительный
3-4 неделя мая 2018 г. Подготовка и проведение развлечения «Краски приглашают в гости» :
Загадывание загадок о цветах.
Решение цветовых задач.
Подвижная игра «Чья команда быстрее соберется по порядку цветов радуг».
Игра по изобразительной деятельности «Художники - фантазеры».
Инсценировка по рассказу В. Сутеева «Умный карандаш».
Разноцветные стихи.
Дать детям возможность проявить свои творческие способности, знания, полученные в ходе реализации проекта.