Негреева Зоя Арнольдовна
Проект «Безопасность детей в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
1. Автор разработчик: Негреева Зоя Арнольдовна (соответствие).
2. Тема: Проект: «Безопасность детей в природе».2023 г -2024 г.
3. Тип проекта: познавательно - информационный, творческий.
4. Вид проекта: групповой.
5. Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
6. Проблема: Отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей в природе.
7. Актуальность: Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, рвать ядовитые растения, пробовать незнакомые ягоды, брать в руки грибы, трогать насекомых и животных и т. д.). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы помочь детям сознательно и ответственно подойти к отношению личной безопасности в природе. Рассматривая с детьми иллюстрации о красоте природы, мы невольно затронули вопросы о том, как сохранить эту красоту? Как мы ведем себя в природе? Умеем ли мы природу защищать? Знаем ли мы правила по основам безопасного поведения в природе? И поступаем так, как требуют обстоятельства?
Поведение ребенка в природе иногда бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. О которых, они сами и поведали нам при беседе, поэтому, мы решили вспомнить все те правила, которые помогут нам, и детям, и взрослым, правильно и бережно относится к природе. Ведь даже взрослые, отдыхая на природе без зазрения чаще всего при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов, разрушат грибницу и т. д. Это происходит на глазах у детей, поэтому необходимо учить детей видеть и ценить то, что имеем и надо связывать это с тем, что все прекрасное дала природа.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
«Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть
По возможности – все избежать, а где надо — на помощь позвать»
8. Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, навыков безопасного поведения посредством различных видов деятельности.
9. Задачи:
1. Обучать детей элементарным правилам поведения в природе.
2. Формировать представление о правилах безопасности во время проведения зимой зимних игр.
3. Формировать представление об опасностях при контакте с животными и насекомыми.
4. Познакомить с правилами безопасности при нахождении в близи водоёмов.
5. Формировать знания детей о способах сохранения здоровья.
6. Обучать детей элементарным правилам в экстренных ситуациях в лесу.
7. Формировать понимание представлений о том, как человек использует факторы природной среды, (землю, воду, воздух, флору и фауну) для удовлетворения своих потребностей; о том, как человек должен бережно и гуманно относится к среде обитания, экономно расходовать то, что в ней есть,
защищать и охранять природу.
8. Развивать умение вести экспериментальную деятельность (определять проблему, выдвигать гипотезу, проверять опытным путём, делать вывод)
9. Формировать экологическое самосознание и экологическую культуру.
10. Воспитывать навыки личной безопасности.
10. Возраст участников: дети 5-6 лет, педагоги, узкие специалисты:
дефектолог – Улитичева Оксана Павловна,
педагог дополнительного образования – Зайкина Елена Павловна,
инструктор по физической культуре- Коломыцева Лариса Владимировна
родители.
11. Масштаб проекта: 6 месяцев (декабрь - май).
12. План реализации проекта:
1. подготовительный этап (декабрь-январь).
2. основной этап (февраль - март - апрель).
3. заключительный этап (май).
13. Форма реализации проекта:
1. Подготовительный этап (декабрь - январь).
- вхождение в проблемную ситуацию.
- создание условий для проведения и организации наблюдений, экскурсий, бесед, занятий, моделирование ситуаций, экспериментальной деятельности.
- подбор методической литературы, методических пособий, игровых пособий, дидактических игр, сюжетно - ролевых игр, подвижных игр, мультимедийных физкультурных минуток, гимнастик для глаз, презентаций по ОБЖ, познавательных мультфильмов по ОБЖ, оборудования для экспериментальной деятельности, художественной литературы.
- подготовка консультаций, папок- раскладушек, анкет, наглядности для родителей.
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей.
14. Обеспечение: материально-техническое, учебно - методическое, информационное.
15. Предполагаемый результат:
Дети должны овладеть навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях.
У детей должен с формируется интерес к проблеме собственной безопасности.
Дошкольники должны научатся бережно относиться к природе.
Планирую пополнить центр безопасности в группе необходимым материалом: наглядность по безопасному поведению детей в природе, картотека дидактических и настольно-печатных игр по теме, памятки для детей и родителей, видеоматериалы, фотоальбом и альбом детских работ. Дети должны научится думать, рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи.
Работа с родителями: повышение компетентности родителей в области безопасности детей в окружающем мире.
16. Итоги реализации проекта: к концу проекта у детей значительно повысился уровень знаний по основам безопасного поведения в природе. Однако, зная это, дети не всегда поступают так, как требуют обстоятельства. Они часто не видят опасности и не подозревают о ее существовании. Из всего этого можно сделать вывод, что у детей еще не сформировался навык безопасного поведения. Поэтому работу по формированию основ безопасности детей, как важнейшую часть, планирую продолжать и в подготовительной группе.
17. Продукт проектной деятельности: Лейпбук, плакаты по ОБЖ, конспекты занятий, игрушки и предметы по этой теме, худ. литература, картотека дидактических игр по О Б Ж в природе, картотека сюжетных игр по ОБЖ, пособия к опытно – исследовательской деятельности моделирование ситуаций, «Безопасные игры», мультимедийная фонотека: «Зрительные гимнастики, физкультурные минутки, презентации, мультфильмы».
Работа с родителями: презентация выставки фотоальбома «Семейный отдых на природе», презентация рисунков: «Как мы отдыхали на природе», оформление наглядной информации: папки- передвижки, стенды, памятки, консультации, анкетирование, итоговое театрализованное развлечение по сказке «Гуси – лебеди».
18. Проект осуществлялся на базе МБДОУ № 37. 1. разновозрастная компенсирующая группа.
19. Литература:
А. В Деркунская «Игры-эксперименты с дошкольниками».
Л. Лыкова «ИЗО ст. гр.». Карапуз –дидактика. Творческий центр «Сфера», Москва, 2008
О. Жукова «Азбука АУ». "Детство – ПРЕСС», Санкт –Петербург. 2008
Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Филологическое общество «Слово». 2008.
Н. Коломина «Занятия по экологии». Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.
Т. А Шорыгина «Безопасные сказки». ООО «Сфера», Москва, 2014
М. Султанова «Простые опыты». ООО Центр педагогического образования. Москва 2013.
А. Усачев «ОБЖ».
О. В Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель». 2012.
К. Белая «Формирование основ безопасности».
Э. Гульянц «Природный материал».
Н. Н Авдеева, Н. Л Князева, Р. Б Стёркина:
«Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.» - СПб. : "Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с.
В. Н Волчкова, Н. В Степанова:
"Конспекты занятий в старшей группе детского сада» - Воронеж, 2005.
Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-7 лет», Творческий центр «Сфера», Москва, 2014
2. Основной этап (февраль).
Темы: «Безопасное поведение во время игр в зимний период».
«Общение с животными».
Работа с детьми:
Диагностика детей. В начале проекта.
Проверить, какие дети имеют знания о безопасном поведении в природе
Наблюдение за играми детей на участке в зимний период.
Формировать представление о правилах безопасности во время игр в зимний период.
Чтение художественной литературы: А. Усачев «ОБЖ» урок 11 (безопасное обращение с животными). Урок 10 (безопасность на льду). Т. Шорыгина «День рожденья Васи». Д. Орлова «Как Стобед загадывал загадки». Учить, внимательно слушать произведение, понимать его содержание. Правильно отвечать на вопросы по содержанию произведения.
1. Д. И «Уроки безопасности»(обучающие картинки).
2. Д. И «Экологический светофор».
Познакомить с опасными ситуациями, учить их избегать.
Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
С. И «Зоопарк».
Обогатить знания детей о диких животных: внешний вид, повадки. Учить распределять роли и действовать согласно принятой роли.
Работа в коррекционных альбомах «Дорисуй дикие животное по точкам». Развивать мелкую моторику, глазомер.
Мультфильма «Уроки тетушки Совы».
Обобщить знания детей о безопасности окружающего мира.
Опытно-исследовательская деятельность: «Воздух».
Обогащение представления о влиянии заводов и техники на окружающую среду и загрязнения воздуха.
Беседа «Зимние развлечения».
Закрепить знания о безопасном поведении на улице. Учить правильно принимать решения в разных жизненных ситуациях.
Занятие: «Правила безопасного поведения при контакте с животными». Дать знания о правилах безопасного поведения при встрече и общении с различными и бездомными животными.
Занятие: Конструирование: «Мы поедим, мы помчимся…».
Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, развивать глазомер, моторику, мышление, речь.
Физкультурные минутки, зрительные, дыхательные, пальчиковые гимнастики. Коррекция двигательной сферы, мускулатуры, осанки, зрительного восприятия, укрепление дыхательных мышц, глазодвигательных функций, моторики.
Работа с родителями:
1. Анкетирование.
2. Консультация: «Правила безопасного поведения при контакте с животными».
3. Организация работы с родителями по оформлению семейного фотоальбома «Семейный отдых на природе».
Март.
Тема: «Загрязнение окружающей среды».
Работа с детьми:
Наблюдение за тем, в какие контейнеры складывается мусор в детском саду. Учить понимать что человек должен бережно и гуманно относиться к природе, защищать и охранять ее.
Чтение художественной литературы: Г. Стеркина «Кто живет в воде?»(море, океан). Н. Авдеева «Кто живет в воде?»(река, озеро). Д. Орлова «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло?».
1. Д. И «Экология».
Познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды и необходимостью бережного отношения к ней
2. Д. И «Что было с начало, что стало потом»
Учить понимать поступки детей и их последствия.
3. Д. И «Мусоразнайка».
Активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.);
С. И «Туристы в лесу».
Учить распределять и действовать согласно принятой роли. Научить бережно относится к природе. Развивать умение детей делать умозаключения, память, диалогическую речь.
Воспитывать желание сохранять и оберегать природу.
Просмотр мультфильма: «Фильм про Эколят».
Учить, внимательно слушать и смотреть мультфильм, понимать его содержание. Правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Опытно-исследовательская деятельность: «Грязная почва».
Учить выяснять причины загрязнения почвы. Выявить возможные способы их очищения.
Занятие: Конструирование из бросового материала «Превращение мусорных коробок».
Учить детей путем достраивания или убирания лишнего преобразовывать простые предметы в нужные и интересные поделки. Развивать глазомер, моторику, мышление, воображение, речь.
Занятие: «Человек- часть природы».
Учить детей понимать взаимосвязь человека и природы, дать понятие, что такое «экология».
Просмотр презентации «Пусть бьется всегда зеленое сердце природы». Способствовать развитию понимания ценности жизни; значимости живых существ и их взаимосвязи в природе. Формировать экологическое сознание, экологическую культуру.
Работа с родителями:
1. Консультация: «Человек и природа». 2. Консультация: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта».
3. Оформление папки-передвижки: «ОБЖ – опасные предметы и явления».
Апрель.
Тема: «Безопасное поведение в природе. Если ты заблудился в лесу".
Работа с детьми:
Экскурсия на участок: «Твой друг – дерево».
Научить детей первому правилу поведения в чрезвычайных ситуациях в лесу «обними дерево, оно отдаст тебе тепло». Закрепить знания о полезных свойствах деревьев.
Чтение художественной литературы:
Т. Шорыгина «Безопасные сказки» (Осколок стекла). А. Усачев «О. Б. Ж» урок13 (Безопасность в природе).
О. Орлова «Как Стобед обидел бабочку и чем это закончилось». Р. Стеркина «Два леса».
1. Д. И «Веселая и грустная полянка».
Продолжать знакомить с действиями человека которые помогают и вредят природе.
2. Д. И «И «Это не следует делать в лесу».
Уточнить и обобщить представления о значении леса в жизни человека. Учить складывать картинку из 6 частей. Развивать бинокулярное зрение.
Опытно- исследовательская деятельность: «Сохрани тепло».
Продолжать приобщать детей к экспериментированию с природным материалом. Формировать знания о сохранении здоровья.
Моделирование ситуации: «Что делать если ты заблудился в лесу?» Учить детей правильному поведению в лесу. Упражнять в выкладывании сигнальных знаков из природного материала.
Занятие: «Что такое заповедник?»
Познакомить детей с заповедником нашей страны «Кавказским заповедникам республики Адыгея», с содержанием «Красной книги Кавказским заповедникам республики Адыгея».
Занятие: Конструирование из природного материала «Лесная полянка». Продолжать учить использовать разнообразный природный материал для изготовления поделок.
Просмотр презентации: «Пожар в лесу».
Закрепить знания детей с правилами поведения в природе во время пожара.
Работа с родителями:
1. Консультация: «Экологическое воспитание детей в семье».
2. Памятка для родителей: «Дидактические игры по ОБЖ в природе».
3. Выставка поделок из природного материала «Дары природы».
4. Папка –передвижка: «Опасности летом в лесу».
Май (заключительный этап).
Темы «Грибы и ягоды. Безопасное поведение на воде.
Работа с детьми:
Наблюдение за ростом ягоды ирги.
Уточнить знания детей о растениях.
Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Безопасные сказки» («Советы лесной мыши»). А. Усачев «ОБЖ» урок 10 (Безопасность в природе).
1. Д. И: «Как вести себя на воде».
Учить отличать правильные поступки от неправильных, подбирать к этим действиям соответствующий цвет. Рассказать о различных ситуациях, которые происходят на воде. Разъяснить меры предосторожности на воде.
2. Д. И: «Съедобное, несъедобное».
Закрепить правила поведения в лесу. Уточнить знания о грибах и ягодах.
Просмотр презентации «Ягоды, грибы, растения».
Расширить знания детей о растительном мире.
Опытно-исследовательская деятельность: «Экологическая сказка» (Вода)
Учить исследовать воду на прозрачность. Закрепить у детей знания о свойствах воды. Продолжать приобщать детей к экспериментированию.
Занятие: «Путешествие в страну насекомых Кавказского заповедника». Расширить знания детей о многообразии насекомых, о правилах поведения при встречи с ними.
Занятие: Конструирование из бумаги: «Корзиночка для грибов и ягод». Учить складывать бумагу в разных направлениях, совмещая стороны и углы. Развивать художественный вкус.
Итоговое театрализованное развлечение по сказке «Гуси – лебеди». Обучать правилам безопасного поведения в природе, используя средства театрализованной деятельности. Развивать самостоятельность в принятии правильных решений и ответственности за свое здоровье.
Диагностика детей в конце года. Проверить полученные знания.
Работа с родителями:
1. Консультация: «Безопасность детей летом».
2. Выставка фотоальбома «Семейный отдых на природе».
3. Выставка детских рисунков: «Как мы отдыхали на природе!».
4. Родительское собрание: «Безопасность в природе".
Презентация проекта на родительском собрании: «Безопасность в природе».
Памятка для родителей: «Правила поведения в лесу».
Работа с педагогами:
Выступление на педсовете:
1. Показ презентации: «Безопасность в природе».
2. Памятка для педагогов: «Дидактические игры по ОБЖ в природе». Презентация для воспитателей лейпбука «Безопасность в природе»