Наталья Ганькова
Опыт работы «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8
«Маленькие Эйнштейны»
Тема: «Применение игровых технологий в образовательном процессе МБДОУ
в свете ФГОС ДО»
(из опыта работы)
Воспитатель: Н. М. Ганькова
2019 г.
хочу поделиться своим опытом работы
по теме: «Игровые технологии в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС».
Публикация «Опыт работы „Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС“» размещена в разделах
В этом направлении с воспитанниками я работаю третий год.
Сначала хочу пояснить, на какие теоретические основы данной педагогической технологии опираюсь в своей работе.
ОБОСНОВАНИЕ;
Одним из принципов ФГОС ДО :
Реализация Программы в форме игры, как специфической для детей дошкольного возраста.
Задачи ФГОС ДО направлены на :
развитие ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
формирование культуры личности детей;
развитие нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
формирование предпосылок учебной деятельности.
ФГОС ДО выносит игровую деятельность как самостоятельную, объединяющую все образовательные области.
Вывод: необходимо оптимизировать работу ДОО по развитию игровой деятельности в переходе на ФГОС ДО
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожная, Д. Б. Эльконин определяют игру как ведущий вид деятельности.
Игра формирует те стороны психики, от которых зависит успешность социальной практики.
Игра развивает ребёнка как личность.
Игра – полигон для социальных проб детей, самопроверки, осваивания способов решения проблем.
Игра – базис учебной деятельности.
Игра формирует произвольность поведения и все психические процессы.
Вывод: необходимо организовать в ДОО специальное пространство для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.
Игровая педагогическая технология-
это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:
- отбор, разработка, подготовка игр;
- включение детей в игровую деятельность;
- осуществление самостоятельной игры;
- подведение итогов, результатов игровой деятельности.
Главный компонент игровой технологии –
непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Эффективное применение игровой технологии требует от педагогов знаний:
технологического процесса всех видов игр
грамотного руководства игрой.
Актуальность
Игровые технологии актуальны в связи
колоссальным значением игры для ребенка и в связи с ориентацией на гуманизацию образовательного процесса. Использование их способствует развитию индивидуальности дошкольника.
Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса в ДОУ в свете ФГОС.
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного прогресса. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровых технологий :
Достигнуть высокого уровня мотивации осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка;
Подобрать средства активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности;
Сделать воспитательный процесс управляемым.
В ходе наблюдения за играми детей хочется отметить, что (в силу своего возраста) в играх детей наблюдается не сложный сюжет. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще не устойчивы, ребенок часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданнно меняет сюжет игры. Моя задача сформировать игровые умения при комплексном руководстве включающем в себя взаимосвязанные компоненты игровых технологий.
Именно игра оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
В условиях введения ФГОС ДО для меня было важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
ФГОС ДО требует сделать образовательный процесс привлекательным, ненавязчивым, радостным. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Я старалась выстраивать образовательную деятельность в группе, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания различного содержания, при этом я учитывала, их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому задания носили сугубо индивидуальный характер.
Например : на занятии по ФЭМП старалась, чтобы образовательный процесс был эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Моя задача, как воспитателя - поддержать интерес ребенка!
Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, я всегда обладала доброжелательностью, осуществляла эмоциональную поддержку, создавала радостную обстановку, поощряла любой выдумки и фантазию ребенка. Только в этом случае я считаю игра будет полезной для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В данный момент у меня подготовительная группа. Сначала игровые технологии использовала, как отдельные игровые моменты – это «Бабушкины блины» (бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.) Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Моя основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей ко мне, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.
Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного.
Существует много дидактических игр. Все эти задания я предлагаю детям делать, играя. Главное, чтобы во время проведения игры детям было весело и интересно.
Особое внимание уделяю насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так, были приобретены различные современные развивающие игры: логические пирамидки «Цветные столбики», математический планшет, развивающие игры Воскобовича «Двухцветный квадрат», «Кораблик Плюх-Плюх»; пособия М. Монтессори: рамки с застежками из серии «Одевай-ка»,коробочка с выдвижным ящичком, геометрические тела;развивающий материал «Удивл-ка» из серии «Дружим с блоками Дьенеша», комплекты «Блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера»; а также приобретены тактильно-развивающая панель «Разноцветное домино», паровозик с фигурами в деревянном ящике, различные виды шнуровок, мозаики и пр.
Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Поэтому вышеперечисленные игры включаю в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
При проведении занятий использую стихи, пословицы. (Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять, и многие другие. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например :
Мы делили апельсин
Много нас, а он (один).
В работе с детьми третьего года жизни использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия– это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”.
Игровые технологии направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы.
Была организована игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек) "такой же”, как у него.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.
Для решения задач математического развития детей использую элементы следующих игровых технологий.
Логические блоки Дьенеша–это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат, по две характеристики величины (большой и маленький). Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:
1) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.
2) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».
3) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза,я убирала одну из фигур. Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просила открыть глаза затем спрашивала «Какую «конфетку» съел Мишка?»
С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек» : в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.
Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек, и т. п. У набора Lego есть свои преимущества, но сделать домик из обычных блоков Lego малышам не под силу, а домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд.
Игровые упражнения с развивающим материал «Удивляй-ка» - это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша. Детей привлекает яркое пособие и занимательные задания «Знакомство с кругом», «Дай мишке такой же круг», «Бусы для кукол» и др., которые способствуют развитию памяти, внимания, количественных и геометрических представлений, творческих способностей.
Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании помогают ориентироваться в пространстве.
В результате к концу учебного года дети должны будут самостоятельно выделять, и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно уметь выделить в предмете 3-4 признака.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.
Палочки Кюизенера– это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.
В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы).
Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий - низкий, и используют слова большой- маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
Я считаю, что такая технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей младшего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности. Но в целях безопасности необходимо убрать мелкие детали.
4. Игры с пособиями М. Монтессори.
Игровые упражнения математического содержания по методике М. Монтессори помогают развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.
Поиск игрушки в крупе «Найди предмет», рисование на крупе, геометрические пазлы: квадрат, круг и треугольник; мешочек с геометрическими телами, шнуровки способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания, воображения.
Действие игрушки по воздействию на маленького ребенка можно сравнить с фокусом. Захватывает внимание и вызывает заинтересованность у детей, а также оказывает качественный обучающий эффект с долговременным закреплением новых навыков и знаний ( яркие основные цвета: желтый, зеленый, красный и синий; дает представление и понятие о предмете «шар», «шарик»).
5. Информационные компьютерные технологии. Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования : мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Я считаю, использование игровых технологий с детьми позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.
В дальнейшей работе необходимо усложнять задания по вышеперечисленным игровым технологиям согласно возрасту детей.
Чрезвычайно эффективен прием совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами-заместителями. В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. Вначале он проявляется в отношении игрушки.
Ребёнку скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, нужно увлечь их совместными действиями с игрушкой. Уже трех - четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. С этой целью были проведены кратковременные коллективные беседы с детьми: «Каждая игрушка живет в своем домике», «Как мы играем», «Самый лучший помощник».
В начале года часто использовались фронтальные игровые моменты. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки», «Выдувание мыльных пузырей».
Работа (по формированию игровых умений) строилась с сюрпризных моментов, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой; отправлялись в путешествие в сказку, получали письма с просьбой, посылки и т. д.
Детей учим играть по правилам. Соблюдения правил в д/и, п/и - это выполнение игровой задачи, проявление внимания к партнеру в игре, взаимопомощь.
По-прежнему любимыми остаются с/р игры. Например, прочитав сказку К. И. Чуковского “Айболит”- рассмотрев иллюстрации, побеседовав по содержанию, это помогло в развитии сюжетной игры “Больница для игрушек”. Также была проведена беседа о труде врача, медицинской сестры, пополнили ранее полученные знания, проведена экскурсия в медицинский кабинет.
В игре “Семья”- закрепляли представления о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомились с разной посудой (столовой, кухонной, чайной, формировали умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.
В игре «Строим дом» - знакомились с профессией строителей; знакомились с техникой облегчающей труд строителей, сооружали постройки не сложной конструкции. При этом нужно не забывать, что во время игры развивается речь и обогащается словарный запас ребенка. Постепенно мы усложняем и обогащаем предметно-развивающую среду и способствуем возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, сказок, песенок, стихов) обыгрыванию новых игрушек в форме театрализованного представления.
Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»….