петрусь мария
Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
ЗАДАЧИ:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,
Публикация «Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Актуальность выбранной темы
В каждом маленьком ребёнке –
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах…
И нет его!
Эти строки из замечательной песни Г. Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Практический выход: конспект, фотоотчет, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Перспективный план самообразования
Сентябрь
Эксперименты с камнями.
Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней.
Октябрь
Путешествие за секретами здоровья.
Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.
Ноябрь
Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
- Вода растворитель. Очищение воды
- Водяная мельница
Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.
Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-
фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности
-Воздух сжимается.
-Воздух расширяется.
- Почему дует ветер?
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый
Декабрь
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
-Испытание магнита
- Компас.
- Мир металлов.
Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира.
Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве
Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы.
Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения
Январь
Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?»
Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной
деятельности по проекту
Февраль
Игра-путешествие в страну «Витаминия»
Формирование представлений детей о здоровье, как одном из
главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе
витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе
Март
Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено»
Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей
Апрель
Сила тяготения. Упрямые предметы.
Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
Май
Познавательный проект «Чудо пуговка»
Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц
Работа с родителями
Используемая литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. :ТЦ Сфера, 2004.-64с.
2. Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с. : ил. ( Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
3. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дыбиной. - М. :ТЦ Сфера, 2005.-64 с. -(программа развития).
4. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж. Ребенок в детском саду. 2003.№3,4,5.2002.№1.
5. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М. :АРКТИ, 2003.- 64с.
7.