Ольга Спорыхина
Конспект логопедического занятия в средней группе ОНР по развитию лексико-грамматических категорий «Посуда. Словоизменение».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных в рамках лексической темы «Посуда».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закрепить обобщающее понятие «посуда», активизировать словарь детей по теме;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных;
- учить правильно употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа;
- учить использовать в речи сложно-сочиненные предложения с союзами «А», «И».
Публикация «Конспект логопедического занятия в средней группе ОНР по развитию лексико-грамматических категорий „Посуда, Словоизменение“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
2. Коррекционно-развивающие :
- развивать просодическую сторону речи, слуховое внимание, общую и мелкую моторику;
- развивать логическое мышление, произвольное внимание, память.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к посуде, желание помогать.
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды большого и маленького размера, 2 куклы — большая и маленькая, игрушечная посуда.
Ход занятия.
I. Организационный этап.
II. Обучающий этап.
1. «Назови предметы». Составление предложений с союзом И.
В гости к детям пришли большая и маленькая куклы, у большой в руках сумка. Логопед предлагает детям назвать, что принесли куклы. Из сумки каждый ребенок берет по два предмета посуды и называет, что он взял: «Это вилка и ложка» или «Это чайник и кастрюля» и т. д.
2. Игра «Чего не хватает?» Правильное употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа
Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Федорино горе» и сказать, почему от Федоры убежала посуда. Логопед говорит, что посуда шла по плохой дороге, поэтому потеряла некоторые части. Затем предлагает детям по одному подходить к столу с разложенными на нем картинками с изображением посуды, у которой отсутствует какая-нибудь деталь. Каждый ребенок выбирает картинку, называет изображенную посуду, а потом отвечает на вопросы:
- Чего нет у чайника? (У чайника нет носика.)
- Чего нет у кастрюли? (У кастрюли нет ручки.) и т. д.
3. Физкультминутка — логоритмика.
Импровизация движений в такт стихотворения.
Чашку в руки я беру
И ко рту я подношу,
Голову я наклоняю,
Чай до дна я выпиваю. (Смирнова Л. Н.)
4. Упражнение «Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
Логопед предлагает детям рассмотреть парные картинки и ответить на вопросы:
- Где чашка, а где чашечка? ( Ребенок выходит к доске и показывает: «Вот чашка, а вот чашечка».)
- Где ложка, а где ложечка?
- Где тарелка, а где тарелочка? И т. п.
5. Упражнение «Выполни задание и ответь». Составление предложений с союзом А.
- Дай кукле чашку, а куколке чашечку. (Ребенок выполняет)
- Что ты сделал? (Я дал кукле чашку, а куколке чашечку). И т. д.
III. Закрепляющий этап.
Игра «Уберем посуду».
Логопед вызывает двоих детей и дает им задания, например: «Даня, убери тарелочку. Маша, убери тарелку». Третьего ребенка просит ответить на вопрос: «Что сделали Даня и Маша?» («Даня убрал тарелку, а Маша убрала тарелочку»). И т. д., со всеми детьми.
IV. Итог. Логопед подводит итоги занятия, отмечает успехи каждого ребенка.
№ 3
Тема: Посуда. Составление рассказа.
Цель: учить составлять рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей по теме «Посуда»;
- учить составлять рассказ по сюжетной картине и вопросам логопеда;
- учить отвечать на вопросы полным ответом, предложениями из 3-5 слов.
2. Коррекционно-развивающие :
- развивать логическое мышление, произвольное внимание, память, общую и мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважение к труду взрослых и желание помогать им.
Оборудование: сюжетная картинка, пиктографический план рассказа (Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий, средняя группа)
Ход занятия.
I. Организационный этап.
Игра «Найди посуду». Практическое употребление в речи предлога НА.
Различные предметы посуды рассредоточены по комнате. Дети находят посуду по заданию логопеда, подходят и говорят:
— Чашка была на столе.
— Вилка была на тарелке.
— Кастрюля была на полу.
— Чайник был на полке. И т. д.
II. Обучающий этап.
1. Беседа по картинке.
Логопед говорит, что Карлсон прислал письмо, а в нем - «фотография» его друзей, Пети и Вики. Логопед предлагает детям рассмотреть «фотографию» (сюжетную картинку). Вопросы детям:
- Кому помогают дети? (Дети помогают маме).
- Что моет Петя горячей водой? (Петя моет тарелки горячей водой).
- Что вытирает Вика полотенцем? (Вика вытирает миску полотенцем).
- Что мама убирает на полку? (Мама убирает посуду на полку).
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение для пальчиков.
Раз, два, три четыре,
удар кулачками друг о друга
Мы посуду перемыли.
одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
загибать пальчики по одному, начиная с мизинца
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
отгибать пальчики по одному, начиная с мизинца
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
удар кулачками друг о друга
3. Упражнение «Прочитай» по схеме»
Логопед читает детям получившийся рассказ с использованием пиктографического плана. Затем дети рассказывают с опорой на пиктографический план по одному предложению по цепочке, как Петя и Вика помогали маме.
4. Физкультминутка — логоритмика.
Импровизация движений в такт стихотворения.
Чашку в руки я беру
И ко рту я подношу,
Голову я наклоняю,
Чай до дна я выпиваю. (Смирнова Л. Н.)
5. Составление рассказа по картинно-графической схеме.
Логопед предлагает детям составить рассказ «Мамины помощники» с опорой на картинно-графическую схему самостоятельно. Каждый ребенок пересказывает весь текст.
III. Итог занятия.
Логопед подводит итоги занятия, отмечает успехи и активность каждого ребенка.