МААМ-картинки

Создание социальной ситуации познавательного развития посредством знакомства детей с гончарным промыслом

Сагалакова Евгения Вячеславовна
Создание социальной ситуации познавательного развития посредством знакомства детей с гончарным промыслом
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи: создать условия для формирования интереса к истории русского народа;

создать условия для чтения русской народной сказки «Лиса и кувшин»;

создать условия для воспитания уважения к труду народных мастеров.

Организация детских видов деятельности:

- общение с педагогом;

- общение со сверстниками;

- игровая

Методы и приемы: игровой, наглядный (показ, практическая деятельность.

Публикация «Создание социальной ситуации познавательного развития посредством знакомства детей с гончарным промыслом» размещена в разделах

Словарь: промысел, мастера, гончар, односельчане.

Оборудование: Образцы для выставки деревянной и глиняной посуды (миски, кружки, тарелки, ложки, крынки, горшки, блюда, кувшины, корчаги).

Фотография гончарного круга.

Глиняный кувшин из колец.

Карточки с изображениями предметов глиняной, деревянной, металлической, стеклянной посуды.

Ход образовательной деятельности:

Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия / задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Основная часть

Выставка посуды

На доску вывешиваются картинки деревянной и глиняной посуды

вывешивается

фотография с изображением гончарного круга - Ребята, давайте подарим друг другу тепло своего сердца.

- Ребята, перед вами выставка образцов посуды. Это предметы

не только нужные в хозяйстве, но и красивые, искусно

сделанные. Как вы думаете, из каких материалов изготовлена посуда?

Как называется посуда, сделанная из дерева?

Как называется посуда, сделанная из глины?

- Долгое время в крестьянском быту посуда была только деревянная и глиняная. Сделать деревянную миску

или плошку мог почти каждый крестьянин –выдалбливанием куска дерева. А глиняную посуду делали мастера-гончары. Мастера не любят скуки, целый день в работе руки. Лепят всё : горшки и кружки, миски, разные игрушки! Сначала посуду лепили руками: выдавливали её из кусочков глины или составляли из глиняных колец, накладывая одно на другое. Изделия получались грубыми и неприглядными. (Показывает кувшин из колец.) Затем изобрели гончарный круг. (Показывает фотографии с изображением гончарного круга.)

Гончары работали в основном в зимнее время, когда был

убран урожай и заготовлены корма для скотины. Посуду таким мастерам заказывали не только односельчане - жители их села, но и крестьяне из соседних деревень. Лепили гончары всё - крынки, горшки, миски, блюда, тарелки, кружки, солонки. Глину для работы заготавливали сами, обычно осенью.

В том месте, где водилась глина, рыли каналы (длинные

ямы, чтобы отвести воду. Иначе получалась жидкая

грязь. Добытую глину выкладывали грядами, чтобы она

вымораживалась и выветривалась. Затем разминали её

в больших кадках, добавляли воду и протирали через железное решето, чтобы очистить от мусора. На гончарном круге посуду лепить было легче и быстрее, чем руками, и получалась она более правильной формы. Вылепленную посуду обжигали в печи. Как вы думаете, для чего использовалась глиняная посуда?

Чаще всего лепили горшки. В них готовили пищу. Много лет горшок был главной кухонной посудой. Изготавливали их из специальной жирной горшечной глины, зелёного или грязно-жёлтого цвета. После обжига в печи глина становилась коричневой. В каждой избе было несколько горшков: в одних варили жидкую похлёбку, в других - каши, в -третьих - картофель, в четвёртых кипятили воду. Горшками дорожили, старались бережно обращаться с ними. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и хранили в нём продукты. Про такой отслуживший свою главную службу горшок в русской деревне сложили загадку: «Был ребёнок - не знал пелёнок, стар стал пеленаться стал». Соль и крупы в горшке не впитывали влагу. А вот здесь, смотрите, в ряд крынки разные стоят. Это тоже нужная в крестьянском хозяйстве посуда. У крынки высокое и довольно широкое горло, которое плавно переходит в тулово. (Показывает.) Её удобно было обхватывать рукой. В такой посуде хранили и подавали на стол молоко. Холодильников раньше не было, а в крынке молоко не прокисало несколько дней. Если же прокисало, то образовывался толстый слой сметаны, которую легко было снимать ложкой. В жаркую погоду молоко оставалось холодным. Наливали в крынки и квас. Вы видите также глиняные блюда, миски, кружки. Понятно их назначение?

А этот большой сосуд называется корчага. В нём грели воду, варили квас, кипятили бельё. Некоторые гончары наносили на свои изделия узоры. Но чаще глиняная посуда была без украшений. Посмотрите внимательно на кувшин и на крынку, чем они похожи и чем различаются?

-Вы много узнали про глиняную посуду. Каждый гончар вкладывал в своё изделие всё своё умение, старание. Это нелёгкая работа. Посуда из глины хрупкая, пользоваться ею надо осторожно. За ней стоит история российского народа.

-Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку «Лиса и кувшин».

После рассказывания сказки педагог задаёт детям вопросы.

-Почему лиса не смогла вытащить голову из кувшина?

Смогла ли лиса наказать кувшин?

Верно, не смогла. Сегодня вы узнали, как разнообразна глиняная посуда. Посмотрите внимательно и скажите, какие предметы из глины есть на нашей выставке. Дети стоят в кругу, взявшись за руки

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети слушают рассказ воспитателя

Дети высказывают предположения

Дети отвечают

Дети сравнивают два предмета, высказывают свои суждения.

Детям раздают карточки, на которых изображены предметы посуды из разных материалов. Надо выбрать изделие из глины и назвать его.

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети рассказывают какие предметы сделаны из глины Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

условия для формирования интереса к истории русского народа;

условия для воспитания уважения к труду народных мастеров.

условия для воспитания уважения к труду народных мастеров.

условия для воспитания уважения к труду народных мастеров.

условия для чтения русской народной сказки «Лиса и кувшин»

Заключительная часть - О чем мы сегодня говорили?

Про какой предмет упоминалось в сказке? Дети отвечают условия для связной речи

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Организация познавательного развития посредством ознакомления с миром природы Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группыПерспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы. СЕНТЯБРЬ 1-2 занятие – мониторинг. 3. Занятие Т. И. Гризик.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Создание ситуации успехаСоздание ситуации успеха Быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание социальной ситуации познавательного развития посредством знакомства детей с гончарным промыслом
Опубликовано: 22 апреля 2021 в 16:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание социальной ситуации познавательного развития посредством знакомства детей с гончарным промыслом» (включая файлы) размещена пользователем Сагалакова Евгения Вячеславовна (УИ 1068641) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД