Раиса Сухотаева
Формирование разговорной речи через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кетченеровский детский сад «Сайгачонок»
Тема по самообразованию:
«Формирование разговорной речи через дидактические игры»
Пояснительная записка
«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Особое внимание уделяю дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Перспективное планирование
дидактических игр в старшей группе
Месяц Дидактическая игра
Сентябрь
Чудесный мешочек.
Цель: закрепление знаний об игрушках, сенсорных способностей и развитие речи.
«Кто как голос подаёт»
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
«Наоборот»
Дидактическая задача : Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, развитие связной речи.
Октябрь
«Переезжаем на новую квартиру»
Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
«Фрукты – овощи»
Цель игры : дифференциация сходных понятий, умение называть фрукты и овощи.
Ноябрь
«Дополни предложение»
Дидактическая задача : Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
«Придумай предложение»
Дидактическая задача : Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Чьи детки?
Цель: закрепление знаний о домашних животных и их детенышах.
Декабрь «Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
«Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
«Кого позовут в гости»
Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.
Январь «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
«Найди фишке место»
Цель игры : научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец, опираясь на громкое проговаривание.
Февраль Когда это бывает?
Цель: воспитание умения запоминать, соотносить знания с изображением на картинках. Закрепление знаний о частях суток.
«Назови три предмета»
Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов.
«Один и много»
Цель: учить изменять слова по числам.
Март «Отгадай-ка»
Цель игры : обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Сколько?
Цель: упражнения в счете, развитие слухового внимания.
Апрель «Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
«Не ошибись»
Цель: упражнение в различении предметов по их качеству, воспитание наблюдательности, находчивости, правильной речи.
«Отгадайка»
Цель: упражнение в описании предметов по представлению, развитие связной речи.
Май «Было-будет»
Цель: упражнение в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем времени.
«Узнай по описанию»
Цель: воспитание умения описывать предметы по представлению, развитие внимания, связной речи, сообразительности.
«Пройди вокруг и не заблудись»
Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.