Наталия Князева
Природоведческая литература для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе. Дети впитывают всё как губка. Поэтому для взрослых важно не упустить столь важный момент жизни. Мы-это природа. Естественно,что первое с чем знакомится маленький человек,это окружающий мир.
Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает педагогу обогащать их знаниями,учить глубже всматриваться в окружающий мир,искать ответы на многие вопросы. Многие книги о природе для детей написаны учёными-биологами. Содержание их научно достоверно,оно помогает детям познать природу во всём её многообразии. Так Н. М. Павлова-учёный-растениевод,в течение двадцати лет вела фенологические наблюдения,в результатекоторых появилась одна из детских книг "Жёлтый,белый и лиловый". В. Бианки,учёный-биолог,во всех своих книгах для детей ("Лесная газета","Как муравьишка домой спешил","Чей нос лучше","Хвосты".) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной,высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков -топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений.
Публикация «Природоведческая литература для детей» размещена в разделах
Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использование художественных произведений -сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе (либо рассматривание иллюстраций).
Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал:иллюстрации,игрушки,картину. Малышам лучше не читать произведение,а рассказывать,сопровождая рассказ демонстрацией наглядного материала.
Во время рассказывания педагог следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь ребёнка вопросом по содержанию произведения,показом иллюстрации, мимикой,изменением интонации. Часто перед чтением педагог обращается к опыту детей,настраивая их на восприятие произведения.
Чтение природоведческой литературы может предшествовать наблюдению,экскурсии. В этом случае задача педагога-вызвать ожидание встречи с природой,интерес к предстоящему мероприятию.
Также чтение литературы о природе может сопровождать наблюдения и экскурсии в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, услышать выразительность языка,осмыслить увиденное.
Небольшое произведение педагог читает несколько раз подряд. Большое-вначале целиком,а затем лишь узловые места,чтобы дети лучше поняли смысл произведения.
Интересным и ценным приёмом чтения произведений о природе для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов,в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о времени года,о птицах,об охране природы.)Для примера можно взять книги Ю. Дмитриева "Если посмотреть вокруг" и Н. Павловой "Разными глазами". Н. Павлова как-будто под микроскопом рассматривает мир: умеет превращаться в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрываетдетям множество явлений с интересной,неизвестной для них стороны.
Или,например,описание весны в книгах Н. Сладкова "Воробьишкина весна",Г. Скребицкого "Юные поселенцы" и "Смелый художник". Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей,хорошо показать,как по-разному можно рассказать о весне.
Природоведческая литература занимает активное место в изобразительной деятельности детей. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста -это деятельность,где передают в образах объект природы,т. е. выполняет задачи эстетического оформления результатов познания природы (передать в рисунке образ,который отобразил в литературномпроизведении поэт).
Также природоведческая литература находит своё отражение и в игровой деятельности детей. Т. к. игра является основным видом деятельности дошкольника,то естественно,что именно в игре ребёнок отображает все свои знания (В сюжетно-ролевых играх ребёнок с помощью взрослых отображает сюжеты сказок о животных,а в дидактических-знания о животных,растениях,явлениях природы.)
Музыкальное образование также не остаётся в стороне (описание природы в музыкальных произведениях композиторов).
Специфика произведений,рассказывающих о природе такова,писал К. Д. Ушинский,что в них многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом. Поятому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на содержание,но и постараться раскрыть его настроение.