Гимранова Эльвира Равкатовна
Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Введение
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – вот черты детского поведения.
Мир полон тайн и загадок. И чтобы наши дети учились решать, думать, экспериментировать - предлагаю вам вместе с ними провести занимательные опыты!
Несколько важных советов:
проводить опыты лучше днем, когда ребенок полон сил и энергии;
нам важно заинтересовать ребенка, вызвать у него желание самому делать новые опыты;
объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
и самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание узнавать новое.
Перспективный план работы по самообразованию с детьми
Месяц Название опыта или эксперимента Оборудование Описание опыта или эксперимента Результат
Сентябрь «Экскурсия в детскую лабораторию»
Октябрь «Пизанская башня» глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Что происходит: вода является хорошим растворителем. Она проникает в сахар, смешиваясь с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара) и поднимается вверх по башне.
Ноябрь «Домашняя радуга» дистиллированная вода, простое хозяйственное мыло (или, что еще лучше – жидкость для мытья посуды, сахар, желатин, проволока.
Настрогайте мыло ножом и растворите в теплой дистиллированной воде. Концентрация мыла должна составлять 15-20%. Можно растворить в воде жидкость для мытья посуды типа Fairy.
Не используйте воду из-под крана, она содержит большое количество солей и из-за этого пузыри получаются очень хрупкими. Добавьте в мыльный раствор смесь сахара с желатином (можно использовать глицерин, этим вы продлите жизнь мыльному пузырю. Теперь возьмите проволоку и отрежете от нее несколько кусочков разной длины. На конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались. Можно сделать несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т. д. Необходимое условие в этом случае - замкнутость каркаса.
После этого можно преступать к самому главному: окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Вместе с ребенком наблюдайте, как пленка растягивается и превращается в пузырь. Сначала мыльные шарики легко поднимаются вверх, переливаясь всеми цветами радуги, а потом медленно опускаются вниз. Поэкспериментируйте с рамками разной геометрической формы, и посмотрите, какие из них фигуры получаются. Что происходит: Жизнь пузыря зависит от его влажности и для того, чтобы мыльная пленка как можно дольше не высыхала в раствор добавляют сахар с желатином. Эта смесь смягчает воду и замедляет процесс разрушения пузыря.
Мыльный пузырь представляет собой две тончайшие мыльные пленки, между которыми находится вода. Световые лучи, проходя через такое «сооружение», преломляются и отражаются. Поэтому нам, кажется, что пузыри разноцветные.
Декабрь «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» подносы для снеговых фигурок, меховой лоскут
На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Январь «Вырастить драгоценность» соль, стеклянная банка, толстые нитки, карандаш В очень горячую, но не кипящую воду потихоньку насыпайте соль и хорошо ее размешайте. Ваша задача - сделать очень концентрированный раствор соли, поэтому соль надо добавлять до тех пор, пока она уже не перестанет растворяться. К карандашу привяжите нитку и опустите ее в воду таким образом, чтобы она не касалась ни дна, ни стенок сосуда (карандаш выполняет роль перемычки и лежит на банке).Очень скоро на нитке образуются маленькие кристаллики соли. С каждым днем они будут расти, и увеличиваться в размерах. И через некоторое время у вас будет замечательное «ожерелье». Что происходит: В горячей воде растворимость соли увеличивается. А при остывании избыток соли выделяется из раствора и оседает в центре, которым является наша нить.
Февраль «Почему снег мягкий?» лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
Март «Невидимые чернила» лимон, блюдце, лист белой бумаги, тонкая кисточка Многие дети любят фильмы про шпионов, с удовольствием играют в разведчиков. И вероятно многие из ребят захотят научиться делать секретные послания - а потом обмениваться ими втайне от всех. Разрежьте лимон пополам. И сильно нажав на него, постарайтесь выжать немного сока в блюдце. Окуная кисточку в сок, рисуем тайное послание. Когда сок высохнет, письмо почти исчезнет. Для того чтобы узнать тайну, нарисованную на этом листе, надо прогладить бумагу горячим утюгом. От тепла бесцветные буквы станут коричневыми.
Из чего еще можно сделать невидимые чернила: яблочный сок; насыщенный раствор обыкновенной питьевой соды; сок лука. От тепла бесцветные буквы станут коричневыми.
Апрель «Из зёрнышка» семена растений (лучше всего взять фасоль, вата, три стеклянных банки, земля.
В блюдце с ватой положите несколько фасолин, налейте воды и поставьте на подоконник. Через несколько дней из фасолинки проклюнутся стебель и корешок.
Теперь наполните стеклянные банки землей и аккуратно посадите туда проросшие семена. Постарайтесь сделать так, чтобы фасолины были прижаты к стеклу – тогда вы сможете вместе с малышом наблюдать за происходящими изменениями. Для чистоты эксперимента посадите несколько фасолин «вверх ногами» (корешком вверх, стебельком вниз). Посмотрите через несколько дней, что произошло. Не забудьте полить наши растения. Очень быстро из земли появятся первые стебельки, еще через некоторое время на стеблях вырастут листья, а внизу появятся новые корешки.
Предложите ребятам провести следующий эксперимент: пометьте ярлыками с цифрами наши банки (№№ 1, 2, 3). Первую банку поставьте на подоконник и поливайте его раз в три дня. Вторую тоже поместите около окна, но не поливайте. А растение под номером три определите в темный шкаф и поливайте его, как и первое, раз в три дня. Через две - три недели рассмотрите с детьми, как изменились растения, какое из них выросло лучше. Очень быстро из земли появятся первые стебельки, еще через некоторое время на стеблях вырастут листья, а внизу появятся новые корешки.
Май «Разноцветный сахар» стакан, две ложки сахара на десять ложек питьевой воды, пищевые красители, фольга и несколько блюдец (их количество равно числу пищевых красителей) В стакане с водой тщательно размешайте сахар до полного растворения. Положите на каждое блюдце фольгу и налейте по две ложки сладкого раствора. Добавьте красители. Аккуратно перемешайте. После этого оставьте блюдца в теплом месте на три дня. Вода за это время испарится, а у вас останутся кристаллы цветного сахара. Их можно раздробить и перемешать, получится разноцветный сахар. Что происходит: вода испаряется, а сахар, смешанный с красителем, остаётся.
Работа с родителями
Месяц Мероприятие
сентябрь Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования.
Цель: выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования.
Вопросы
1. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то с какой целью?
2. Как вы относитесь к приобщению детей к природе через детское экспериментирование?
3. Какие опыты вы проводили с ребенком дома?
4. Нуждаетесь ли вы в пополнении знаний по детскому экспериментированию?
5. Ваши предложения по организации детского экспериментирования в детском саду?
октябрь Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.
ноябрь Консультация: «Игра или экспериментирование». Цель: Рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
декабрь Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
январь Папка передвижка: «Экспериментальная лаборатория»
февраль Памятка «Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка»
март Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми два опыта и зафиксировать их:
1 опыт. Зарисовка поэтапного выполнения опыта для создания картотеки.
2 опыт. Предоставления фотомонтажа с проведением опыта для создания фотоальбома «Страничка юного исследователя»)
апрель Рекомендации на дом:
«Проведите с детьми дома» (простые опыты).
май Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»
Библиографический список:
1. Бауэр В. Э. Влияние чувственного опыта на эффективность развития детей. Школа, 2000
2. Богданец Т. Экологическое воспитание – первое представление об игре// Дошкольное воспитание, 2003 №3
3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005
5. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007
6. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
7. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 2003 №7
8. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7
9. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М: Творческий центр, 2008
10. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание, 2004 №7
11. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003
12. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников, 2000 №7
13. Рыжова Н. Песок, глина, камни // Дошкольное воспитание, 2004 №7
14. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс, 2007