Наталья Сусленникова
Работа по самообразованию воспитателя «Петербург глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по самообразованию
воспитателя
Сусленниковой Натальи Владимировна
в средней группе.
Тема: «Петербург- глазами детей»
Актуальность темы обусловлена потребностью духовного возрождения дошкольников, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета.
Публикация «Работа по самообразованию воспитателя „Петербург глазами детей“» размещена в разделах
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Где бы мы ни жили — в городе или селе — мы любим свою «малую Родину». Нет ни одного населенного пункта, который бы не имел истории. История страны складывается из истории малых городов, сел, из истории людей живущих в них. И понятно, что нельзя познать истории всего государства, не зная прошлого и настоящего своей малой родины, земли, где ты родился и вырос. И тем более понятен интерес к истории родного края, когда речь идет о таком богатом, разнообразном и всегда значимом для России регионе, как Санкт-Петербург. Можно с уверенностью сказать, что тот, кто знает историю Санкт-Петербурга, знает историю России. Ведь в течение многих веков сюда стекалось население со всех концов страны, здесь перемешались многие культуры, языки и религии. Поэтому в наше время интерес к истории Санкт-Петербурга не ослабевает.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время уделяется большое внимание вопросам духовно – нравственного просвещения подрастающего поколения.
Цель работы по самообразованию :
- знакомство детей с ближайшим окружением (т. е. город, как среда обитания) : дом, здание, транспорт, улица, сквер, район). Обратить внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного. Ознакомление детей с основными памятниками искусства, архитектуры и скульптуры
Задачи:
Воспитывать у ребенка ответственность, желание изменить к лучшему, любовь к родному городу, формирование интереса к общественной жизни. (Посещение театров, выставок, библиотек и т. д.)
Развитие познавательной деятельности, речи, ФЭМП, сенсорики, культуры речи через историю СПб.
Формирование представления о понятии истинного петербуржца. Воспитание культуры поведения, через знакомство детей с историей возникновения и развития города формировать у детей нравственные черты (доброту, отзывчивость, сопереживание). При этом объяснять детям, что город создавался как защита русских земель, подчеркивать нравственную сторону (почему строили, зачем, как строили). Подчеркнуть, что люди строили город с любовью.
Дата начала работы над темой 15 января 2017 года.
Предполагаемая дата окончания работы 31 мая 2017 год
Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. Эту работу призваны вести педагоги уже в дошкольном детстве, в детских садах, накапливая первоначальные знания о городе, знакомя с достопримечательностями Санкт-Петербурга, его каналами, природой, с пригородными ансамблями города.
Почему нужно начинать изучение Санкт-Петербурга в дошкольном возрасте? Дети дошкольники любознательны, впечатлительны. У них хорошо развиты фантазия и воображение, а главное – у них прекрасно развита эмоциональная память. Поэтому основная задача педагога при изучении СПб – это опора на эмоциональную память ребенка, формирование у ребенка эмоционально окрашенного понятия, первичных знаний, умений и навыков.
Как известно, детскому возрасту присуща сильная способность фантазировать. Фантазия – необходимая составляющая творчества. Дети до шести лет иногда не отличают фантазию от реальности. Однако, используя эту психологическую особенность детей в работе нужно помнить, что фантазия ребят в этом возрасте направлена только на самое близкое. Ребенок не может осмыслить во временной последовательности исторические события.
При работе с детьми по изучению СПб нужно так же помнить, что географические понятия для ребят не приемлемы. Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности : Активирует нравственные процессы. Развивает речь (звуковая культура речи, составление рассказов, запоминание, пересказ, беседа, обогащение словаря, формирование понятий). Развивает навыки учебной деятельности (память, внимание, рациональный, анализ, синтез).
Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, Внешний облик города. Рожденный трудом людей, город становится помощником, защитником горожан. Комфорт, жизнь человека зависит от состояния города, его ‘настроения’, ‘здоровья’, от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения.
Поэтому воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
В основе воспитания жителя СПб может быть положен взгляд на СПб, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга – Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
В процессе данной работы происходит обогащение знаний детей о своем районе. Я объясняю детям значимость района в современной жизни. Учу детей описывать объекты, свои впечатления, учу высказывать свое мнение, давать оценку действиям и событиям. Закрепляю у детей знания о правилах поведения в общественных местах (на экскурсиях, выставках, музеях, театрах) Даю детям начальные знания о знаменитых людях в прошлом и интересных людях в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.
Ведущими специалистами по изучению СПб разработано несколько программ, которые очень помогли в работе над моей темой.
Прежде всего это программа ‘Чудесный город’, авторы Л. К. Ермолаева и И. М. Лебедева. Авторы этой программы, делая опору на воспитателя ставят следующие цели:
Программа разделена на три раздела:
1. Раздел ’Город живой’
а) город живой (город и его функции)
б) город и горожане, этика поведения
в) прогулка по своей улице
2. Раздел ‘Удивительный ‘ Санкт- Петербург’
а) визитная карточка города (герб, название)
б) реки и каналы
в) СПб – сказочный город ( украшения города: мосты, решетки, здания, скульптуры, фонари, памятники)
г) Богатство СПб (библиотеки, научные центры, храмы, учебные заведения, промышленные предприятия, петербуржцы).
3. Раздел ‘ Блистательный Санкт- Петербург’.
Памятники, достопримечательности, символы.
4. Раздел ‘Самый, самое, самая’
(Самый первый сад, самая главная улица и т. д.)
В программе Л. Махинько ‘Я – Петербуржец’ освещается современная жизнь города. Н. И. Воронина рассказывает нам о видах деятельности (раздел по ИЗО – деятельности, лепка, игры, оборудование). Н. Т. Смирнова в программе ‘Знакомство с Санкт-Петербургом’ делает опору на читающих детей, поэтому работа с этой программой в нашей группе не ведется.
В программе Саво дается много практического материала.
1. Справочный материал
2. Самый- самый (самый длинный мост, самый старый музей и т. д.)
3. Считалки, загадки, сюрпризные моменты, коллажи, лабиринты.
Е. И. Жихарева
1. Обязательная поэзия без опрощения
2. Раскраска
3. Речь в рассказе должна идти о конкретном отрезке времени
4. Общность пространства (нельзя перескакивать в рассказе из одного места (или части города) в другое).
Знакомство детей с городом Санкт-Петербургом частично происходит с помощью бесед, цель которых:
1. Выявить особенности отношения детей к городу. Для этого я задаю следующие вопросы:
Тебе нравиться жить в Санкт – Петербурге? Почему?
Ты согласился бы уехать жить в другой город? (Какой) Почему?
Продолжи фразу: Санкт-Петербург – это самый…
Какими словами можно описать Санкт-Петербург?
Красивый /некрасивый (Чем красив Санкт-Петербург)
Радостный/грустный (Почему в Санкт-Петербурге радостно жить)
Интересные/неинтересный (Что есть интересного в Санкт – Петербурге)
Какой цвет больше всего подходит нашему городу? Почему?
Тебе хотелось бы узнать новое и интересное о Санкт-Петербурге? Для чего?
2. Выявить особенности художественного восприятия образа города. Ребенку предлагается побеседовать на тему картины «Исаакиевский собор», художник Воробьев Максим Никифорович. Беседа структурирована вопросами:
Что изображено на картине?
Какое время года изображено? На картине тепло или холодно? Почему ты так решил?
Расскажи, какими мазками нарисована картина? Рисунок четкий или размытый?
Как ты думаешь, что является центром этой картины? Какие предметы на ней главные, а какие второстепенные?
Какие цвета использовал художник? Какими словами можно описать колорит картины: цвета яркие, блеклые, звонкие, приглушенные, холодные, теплые, сочные, броские, спокойные, насыщенные, нежные, суровые, легкие и др. ?
Я буду называть разные пары слов, а ты подбери, слова, которые подходят к картине: «тихий — громкий? Веселый — грустный? Яркий-тусклый? Холодный – Теплый? Вкусный- не вкусный?»
Какие чувства передает эта картина? Как ты думаешь, какое настроение старался изобразить автор?
Если бы была возможность волшебным образом попасть в картину, что ты услышал? Почувствовал?
Хотел бы ты оказаться там? Почему?
Расскажи о мастерстве этого художника. Как тебе кажется, картина выполнена безупречно? Что удалось художнику?
3. Выявление особенностей развития художественно – эстетического восприятия у детей с помощью составления рассказа по картине (фотографии) скульптурных форм Санкт-Петербурга. Ребенку предлагается выбрать из нескольких фотографий скульптур ту, которая ему больше всего нравится, а затем обосновать свой выбор и «как настоящему художнику» рассказать о скульптуре, «все что захочется».Можно помочь ребенку с описанием, задавая следующие вопросы:
Тебе нравится эта скульптура? Чем?
Что чувствуешь, о чем думается, когда рассматриваешь скульптуру?
Какое настроение вызывает у тебя просмотр скульптуры? Почему?
Что ты видишь на скульптуре?
Какое впечатление на тебя произвела скульптура?
Что бы сказала скульптура, если бы ожила?
Изучение истории и жизни нашего города идет так же через игровую деятельность детей. Следовательно, нужно так организовать игры, чтобы обеспечить взаимодействие ребят с городом, которое бы стало определяющим в формировании у ребенка представления об окружающем мире. Как мы научим ребенка воспринимать Санкт- Петербург, так он будет воспринимать окружающий мир. Важно вызвать у ребят эмоционально – целостные ориентиры (эмоциональный настрой на СПб) через восприятие и осмысление истории СПб. В этом большими помощниками являются развивающие дидактические игры. Наиболее существенно в дидактических играх – это развитие психических и познавательных процессов (сенсорное развитие, анализ, синтез, классификация, часть и целое, сравнение, улучшение звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха, волевых качеств (выполнение правил). С помощью игр мы приучаем ребят к самоорганизованности, произвольному поведению. Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми. В работе использую различные виды.
1 Словесные игры.
При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. (‘Пять названий’, ‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Петербургский телефон’, и т. д.)
2. Настольно-печатные игры.
Настольно- печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами – схемами даются детям труднее, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности. (игра-книжка «Мой город Петербург», карточки –вопросы «Прогулка по городу», Настольно - дидактическая игра "Путешествуем по городу", игра-ходилка «Мой город», игра настольная «На абордаж»и т. д.).
3. Подвижные игры на погулке.
Ни для кого не секрет, что хорошее настроение способствует более полноценному развитию и функционированию всего организма, в том числе и развивающегося растущего ребенка. Активное движение позволяет малышу расходовать свою неограниченную энергию, приобретать необходимые двигательные навыки. Цель подвижных игр — это: Давать выход запасам энергии ребенка. Развитие координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции. («Шел Петр по болотам», «Тучи и корабли», «Угадай и догони», «Раздвижные мосты»).
В свободный отрезок времени (в основном в вечернее время) я провожу индивидуальные игры – занятия. Сюда относятся игры с конструктором. Даю детям различные задания. Например: ‘Построй, пожалуйста, ‘нарядный’ дом’, (закрепление понятий ‘шпиль’, ‘колонны’, ‘купол’ и т. д., ‘Построй жилой дом’ (закрепление понятий ‘фундамент’, ‘крыша’, ‘стены’ и т. д.)
Также родителям даются рекомендации проводить с детьми целевые прогулки по городской тематике по следующим темам:
1.’Общественные и жилые здания нашего микрорайона’.
2.’Нева – главная река нашего города’
3.’ Мы – пешеходы’
4. Прогулка по Летнему саду
5. Колонада Исаакиевского собора.
Одной из интереснейших форм работы являются автобусные экскурсии в исторический центр города. При этом нужно помнить, что обзорные экскурсии с детьми проводить не рекомендуется, т. к. дети не смогут усвоить большое количество материала. Необходимо проводить целевые экскурсии, на определенную тему. После пеших или автобусных экскурсий необходимо закрепить материал, для этого в группе проводилась выставка работ детского творчества на тему «Мой родной город».
Большой интерес вызывают у детей занятия с использованием ТСО. Большую помощь в работе оказывает слайд-путешествие ‘Чудесный город’ Л. К. Ермолаевой, диски с записями различных городских шумов, видеозаписи с достопримечательностями нашего города, презентации. Дети любят занятия по изучению истории нашего города и ждут их с нетерпением. Дети открывают на этих занятиях для себя много нового и интересного.
Методы и приемы работы над темой «Санкт-Петербург глазами детей» :
Оформление уголка «Петербурговедение».
Создание картотеки бесед: по «Петербуговедению»
Картотека загадок о родном городе. Подбор подвижных игр по теме Санкт-Петербург.
Памятка для родителей по безопасному поведению детей на улицах нашего города.
Информация для родителей «Имя города».
Информация для родителей «Мосты Санкт-Петербурга».
Картотека дидактических игр по теме Санкт-Петербург.
Картотека достопримечательностей города.
Информация для родителей «Символы города»
Аппликация из готовых деталей архитектурных памятников города.
Рекомендации для родителей по проведению экскурсий и прогулок с детьми.
«Наш район» Составление рассказа «Здесь я живу» Понятия (мой адрес)
Аппликация: «Дом в котором я живу».
Беседы на тему «Улицы нашего города» рассматривание Карты города.
Проложить маршрут от дома до детского сада. Изобразить схемой (задание сделать с родителями).
Стихи, песни о любимом городе. «День рождение города». Конкурс поделок «Мой любимый город»