Зинаида Макаренко
«Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом мнемотехники». Занятие для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пересказ сказки «Заяц—хваста» методом мнемотехники»
(занятие для детей старшей группы)
Автор-составитель: Макаренко З. А., воспитатель
Цель: учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения мнемотаблицы сказки по ходу её изложения.
Задачи:
Речевое развитие:
Публикация «„Пересказ сказки „Заяц-хваста“ методом мнемотехники“, Занятие для детей старшей группы» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
• Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
• подбирать карточки (мнемотаблица) по сюжету сказки;
• закрепить знания детей о гласных и согласных/ твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове;
• совершенствовать произношение звуков Л - ЛЬ в чисто говорках;
• упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением;
• закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным;
• расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
Художественно-эстетическое развитие:
• закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности при создании книги при помощи мнемотаблицы.
Социально-коммуникативное развитие:
• Учить находить решение поставленной проблемы, формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации;
• формировать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблицы.
Предварительная работа.
Чтение сказки А. Н. Толстой «Заяц-хваста». Беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей сказки. Отгадывание загадок. Отгадывание слов по первым буквам в названии картинок.
Оборудование: цветы красного, синего и зеленого цвета, вырезанные из картона, мнемотаблица (разрезная, письмо, сундучок, книга-раскладушка.
Используемая литература:
Большева Т. И. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-пресс, 2001.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого «Заяц-хваста».
Содержание
Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно, но прежде чем мы его прочтём, вы попробуйте отгадать, от кого это письмо. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: он не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать от кого письмо.
Дети: Это птица?
Воспитатель: Нет, это не птица.
Дети: Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети: Может это какой-то зверек?
Воспитатель: Да, но это необычный зверь, а сказочный. (Воспитатель загадывает загадку про зайчика).
Загадка.
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это? …
(Зайчишка)
Читаем письмо:
«Здравствуйте дорогие ребята! У меня случилась беда. Злой волк украл мою любимую книгу и спрятал её. Пожалуйста, помогите мне отыскать книгу. Очень жду».
Воспитатель: Ребята, нужна наша помощь. Мы поможем зайчику отыскать книгу? (ответы детей)
«Чтобы найти книгу, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
Ля-ля-ля – вот моя земля;
Ли-ли-ли – мы козу пасли;
Лю-лю-лю – я вас всех люблю.
- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем.
- Ребята смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь.
- Куда нам ребята нужно идти? (прямо)
1. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета?
Дети: Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.
Воспитатель: Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке (дети называют).
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах (бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек, заяц, волк, дерево).
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
2. – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? (Белка). Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.
Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Д/и: «Скажи наоборот».
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
Узкая – широкая /юбка/
Длинное – короткое /платье/
Сильный – слабый /спортсмен/
Веселая – грустная /девочка/
Высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой ёлочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы выполните моё задание».
Отгадай слово по первым буквам в названии картинок.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Давайте проведём физминутку.
Физминутка.
Дети: Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
4. Воспитатель: Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Д/и: «Путаница»
Послушайте предложения, найдите в них ошибки и составьте правильно.
1. Вася хочет оцарапать кошку.
3. Малыш учит маму ходить.
4. Ослик едет на мальчике.
5. Школа спешит к Алёше.
6. На чашке стоит тумбочка.
7. Собака кормит хозяина.
8. Сено жуёт корову.
9. Мышка охотится на кота.
10. Стол стоит на тарелке.
- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, я думаю, уже недалеко находится книга.
5. – Ребята, посмотрите, какой огромный гриб. А за ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».
Д/и: «Скажи, какой? Что делает?»
Зайчик (какой) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик (что делает) – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т. д.
Настроение у зайчика (какое) - радостное, веселое, счастливое.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. А вот и книга! Хотите ее открыть? Тогда тихонечко садимся. Открываем? (открываем книгу, в которой нет страниц)
- Ребята, книга пустая. Кто-то вырвал все страницы. Что же делать? Как мы будем ее зайчику отдавать?
- Посмотрите на обложку книги. Про кого здесь была сказка? (Заяц-хваста)
- Ой, ребята здесь ещё конверт с картинками, они нам и помогут.
- Ребята, а мы с вами на прошлом занятии читали эту сказку. Давайте постараемся вспомнить при помощи картинок (мнемотаблица).
Почему зайца назвали хваста?
Где жил заяц?
Как ему жилось?
Зачем он забрался к крестьянину на гумно?
Перед кем хвастался заяц?
Как он хвастался?
Кому рассказали зайцы о хвастунишке?
Как ворона назвала зайца?
Что случилось потом с вороной?
Кто помог ей?
Что сказала ворона зайцу?
Молодцы, мы вспомнили, пересказали и собрали сказку.
- Для того чтобы наша сказка жила в книге сказок, нужно ее рассказать, в этом нам помогут наши схемы. Кто хочет рассказать сказку? (вызывается ребенок, который рассказывает сказку по схемам)
- Молодцы, ребята! Зайчик обрадуется нашей книге.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать?
- Кому мы сегодня помогали?
- Что больше всего вам понравилось?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- А какое показалось самым сложным?
- Зайчик тоже приготовил для вас сюрприз. (Вручение сладостей)