Плющева анастасия
Консультация по финансовой грамотности «Откуда берутся деньги и на что тратятся»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: познание (финансовая грамотность)
Тема: «Откуда берутся деньги и на что тратятся»
Форма: решение проблемной ситуации
Темочки:
- Деньги. Что это такое, откуда берутся
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия»,» стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.
Материалы: картинки с изображением профессий, различных статей расходов семьи, карточки с буквами «Д» и «Р», корзина, муляжи. фруктов: груш и яблок
Ход занятия:
Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно –
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет»
- Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Мотивация:
Предлагаю детям закончить стихотворение:
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо всё это …. (купить)
За все товары мы платим деньги. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Где можно взять информацию о деньгах?
Совместная деятельность:
А откуда берутся деньги?
Правильно, это деньги, которые родители получают за свой труд. Вы конечно знаете кем работают ваши мамы и папы. Назовите их профессии. Кем бы они не были по профессии -врачами, учителями, продавцами, полицейскими, парикмахерами- все они получают за свой труд деньги, которые называются заработная плата.
А если человек состарился и не может работать, где он берёт деньги на покупки?
Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто ещё не работает – детям. Это называется дотация на детей. Вы подрастёте, окончите школу, поступите в институт или университет, а государство будет вам помогать, платить деньги за то, что вы учитесь. Это называется стипендия.
Если сложить все деньги – это будет доход семьи. А вы приносите доход в свою семью? Нет, но вы ходите в детский сад, о вас заботятся родители и вы помогаете своим родителям, расскажите как? Ответы детей.
Но в каждой семье есть не только доходы, но и расходы. Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи. Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги? Слайд расходы деньги в семье расходуются на продукты, одежду и обувь, транспорт, культурные и бытовые нужды.
Дидактическая игра «Куда пойдем мы всей семьей
Описываю повторяющиеся ситуации, требующие похода в банк или магазин.
- в холодильнике закончились фрукты: яблоки, бананы, апельсины (магазин);
дома сломался пылесос, а денег на покупку нового не хватает (банк);
папа хочет купить новую машину (магазин);
денег на покупку новой машины не хватает (банк);
сестренке или братику нужно купить набор цветных карандашей (магазин);
мама выиграла в лотерею, но не хочет пока тратить деньги (банк);
у папы сломалась удочка, где он может купить новую? (магазин);
маме с папой нужно сохранить деньги для покупки дачного участка через год (банк).
А сейчас предлагаю немного отдохнуть (физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Сколько в комнате углов? (Показать на углы с поворотами туловища.)
Сколько ног у воробьев? (Приподнимать поочередно ноги.)
Сколько пальцев на руках? (Раскрыть пальцы рук.)
Сколько пальцев на ногах? (Присесть, коснуться носков ног.)
Сколько в садике скамеек? (Полуприседания.)
Сколько в пятачке копеек?
Дети мы с вами выяснили, что такое доходы и расходы. Перед вами лежат две буквы: Д –доходы семьи, Р –расходы семьи Я буду называть предложение, а вы внимательно слушать и поднимать вверх нужную карточку с буквой Д или Р.
Зарплата папы, пенсия бабушки, подарок на день рождения, ремонт машины, оплата за детский садик, покупка игрушек, продажа собранных на огороде овощей, поездка на море, поход в супермаркет, стипендия сестры. Молодцы дети! Вы правильно ответили на вопросы и выбрали нужные карточки.
Доходы и расходы, которые планирует семья в будущем, составляют семейный бюджет. Перед вами дети корзина, в ней лежат яблоки. Рядом с корзиной на тарелке лежат груши. Представим, что яблоки –это деньги вашей семьи, которые нужно потратить, доходы семьи –это груши. Предлагаю разделиться на две команды. Я буду перечислять вам доходы и расходы семьи. Та команда, которая услышит первой о доходах поднимает руку вверх, подбегает, берёт грушу и кладет в корзину. Если я назову расходы, вы поднимаете руку вверх и забираете яблоко из корзины и кладёте в тарелку.
Итак начинаем, в следующем месяце:
Родители получат зарплату (кладём грушу в корзину)
Родители заплатят за электричество в квартире (забираем яблоко)
Вы с родителями поедете в супермаркет за продуктами (забираем из корзины яблоко) Бабушка получит пенсию (кладём грушу в корзину)
Нужно подстричься в парикмахерской (забираем из корзины яблоко)
Сестра устроилась на работу (кладём в корзину яблоко)
Мамам с папой продадут урожай фруктов (кладём грушу в корзину)
Всей семьёй пойдёте в кинотеатр (забираем из корзины яблоко, вот так мы с вами распланировали наш семейный бюджет. Посмотрите в корзину остались в ней яблоки? (В корзине должно остаться не меньше трёх яблок). Эти яблоки – наши сбережения. Мы потратили денег меньше, чем заработали. Молодцы, дети.
Как мы знаем любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят дешевле. Прежде чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи нужные каждой семье (мебель, компьютер, машина, квартира, дача)взрослые откладывают деньги (копят), а потом приобретают. Каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета. Главное понимать что мама и папа могут потратить на ваши желания только запланированные деньги. И в заключении мы с вами поиграем.
Самостоятельная деятельность: Игра «Что нельзя купить на деньги»
Рефлексия: Сколько всего полезного мы сегодня узнали. Продолжите фразу»Сегодня мне запомнилось…», «Сегодня было трудно.» Из чего состоит доход семьи, Что такое расходы?