нина сивак
Консультация для родителей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация самостоятельной двигательной деятельности детей
Старший дошкольный возраст.
Уважаемые родители
Дошкольный возраст – это период интенсивного психического и физического развития детей, который наиболее важен для последующего становления
Публикация «Консультация для родителей „Организация самостоятельной двигательной деятельности детей“» размещена в разделах
гармоничной личности человека в целом, поэтому нужно вовремя выявить и развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности. Выбирая занятия для своего ребенка, помните, что интеллектуальная, творческая, эмоциональная и физическая сфера деятельности важные в равной степени!
Закона РФ “Об образовании” (п. 1 ст. 18)
“Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”
В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) является учет их возрастных особенностей.
В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой.
Цель: физического воспитания в детей старшего дошкольного возраста:
содействие гармоничному физическому развитию детей.
Условия: рациональный двигательный режим с разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Основными средствами физического воспитания дошкольников является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета, создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка.
С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма.
Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
1. физкультурно-оздоровительные занятия (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.)
2. учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
3. самостоятельная двигательная деятельность, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
Приоритеты в двигательном режиме детей
Специально созданные условия
Система занятий, основанная на следующих принципах:
- непрерывность (с утра до вечера);
- добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
- доступность упражнений;
- чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой.
Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.
В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т. к. увеличивается продолжительность непосредственной образовательной деятельности с преобладанием статических поз.
От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам.
Подтверждено огромное воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких процессов как: восприятие, мышление, внимание, память, воображение.
Так как залогом правильного развития является – гармония!
Двигательная активность дисциплинирует, развивает, дает уверенность в себе, занятия пойдут на пользу детям разного склада характера:
- пассивным – даст возможность открываться новым энергиям, у них появиться жизненный тонус;
- гиперактивным –урегулирует процессы ярких эмоциональных всплесков, научат гармоничному распределению энергетических затрат;
- капризным – поможет почувствовать силу собственного тела, стать выносливее и по-другому заявлять о себе в этом мире.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
Старший возраст
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах, учить спортивным играм и упражнениям:
«Хитрая лиса»
С бегом «Ловишки», «Мышеловка»
С прыжками «Классы»
С лазанием «Пчелы и медведи»
С метанием «Охотники и зайцы»
С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»
Народные «Горелки»
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми:
Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.
Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.
Массажёр "Орешки".
Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).
- Дорожка "Апельсиновая"
Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.
- Тренажёр "Поймай мяч ловушкой"
Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.
Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.
- Тренажёр "Попади в кольцо"
Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком.
Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: : играющие должны не только бросать, но и ловить.
Одно из эффективных закаливающих средств для детей – Босохождение.
Повышает: устойчивость организма детей к резким колебаниям температуры и переохлаждениям.
Проводится в любое время дня.
Начинать лучше в теплый период.
Дозировка старшего дошкольника - ходьба и бег по земле, воде, траве, асфальту 5-90 мин. По комнатному полу ходьба и бег 5 – 30 мин.
В каждой семье родители должны, по возможности, создавать условия для занятия детей физическими упражнениями. Здесь должны быть мелкие физкультурные орудия (мячи разных размеров, обручи, палки, скакалки, кольцеброс, кегли и т. п.) Кроме того, желательно, чтобы у детей были велосипед, санки, лыжи, коньки.
Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Во многих соревнованиях родители также могут принять участие.
Будьте здоровы и счастливы!
И не забывайте, что примером для вашего ребенка являетесь именно ВЫ!
Если ВЫ ведете
здоровый образ жизни,
активны,
оптимистичны,
то и ребенок быстро впитывает позитивную волну движения