Олеся Викторовна Цветнова
Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
О. В. Цветнова, педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие г. Орска»,
город Орск, Оренбургской области
Усваивается всё прочно и надолго,
когда ребёнок
слышит, видит и делает сам.
Публикация «Консультация „Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Современные требования образования ведут педагогов к поиску новых эффективных форм обучения дошкольников. У детей нужно развивать самостоятельность, инициативность в исследовательской деятельности. Это осуществляется через самостоятельное восприятие детьми простых и сложных опытов и экспериментов, участие в их проведении.
В ходе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Ведь намного интереснее не просто выслушать рассказ взрослого об изучаемых объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами, увидеть на экране презентации красочные и захватывающие картинки.
Организуя опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.
В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник может удовлетворить свою любознательность, упорядочить знания и представления об окружающем его мире. Я хочу не столько дать детям море информации, сколько обучить их пользоваться ею в жизни. Хочу, чтобы в занятии опытами детей привлекала не только яркая зрелищность (изменение цвета, формы жидкости, но и понимание того, как это применить в жизни.
Детям очень нравится участвовать в опытах, наблюдать за их проведением, ведь так они могут найти ответы на многие свои вопросы. В такие минуты ребенок чувствует себя настоящим исследователем и первооткрывателем. У детей возникают вопросы: «Почему вода мокрая?», «Почему снег белый?», «Что хрустит под ногами?» и тогда они начинают искать ответы на них.
Ребенку, участвующему в эксперименте или опыте, нужно знать не только «как это нужно сделать», но и «зачем это делать» и «какой получится результат».
Поэтому в процессе экспериментирования дети учатся:
-Видеть и выделять проблему
-Принимать и ставить цель
-Анализировать объект или явление
-Выделять существенные признаки, связи
-Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
-Отбирать материал для самостоятельной деятельности
-Делать выводы
Эксперименты могут быть групповые или индивидуальные; эксперименты можно разделить на циклические и однократные; они могут быть: демонстрационные, фронтальные.
Работая по программе «Зеленые тропинки» в соответствии с тематикой учебных занятий провожу цикл опытов по темам :
Секреты природы - «Воздух – невидимка»
Опыт №1 : «Воздух - без цвета, прозрачный, без вкуса, легкий, является газом».
Опыт №2 : «Есть ли воздух вокруг нас».
Опыт №3 : «Как увидеть воздух».
Опыт №4 : «Воздух имеет свойство нагреваться и охлаждаться».
Опыт №5 : «Загадочные пузырьки», др
В результате этой работы, мы делаем выводы, что мы не только должны с ним играть, наблюдать, но, самое главное, мы должны его беречь. Чистый воздух - это наше здоровье, Поэтому через разные виды деятельности обучающиеся получают знания о том, какую пользу приносит воздух в жизни окружающего мира.
При изучении тем о временах года, природных явлениях (дождь, роса, снегопад, проводим цикл опытов «Вода – чудесница».
Здесь мы знакомимся с основными свойства воды - прозрачная, без цвета и запаха, без вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах, с различными состояниями воды - лед, вода, пар.
Опыт №1 : «В царстве царя разноцвета».
Опыт №2 : «Коврик для друга».
Опыт №3 : «Цветные льдинки», др
С целью расширения представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях, провожу эксперименты: «Тонет, не тонет», «Горит ли вода», «Соль, сахар и песок в воде», «Почему мы промокаем под дождем», «Что будет, если положить семена в воду», «Зачем поливать цветы» и т. п.
Неподдельный интерес у детей вызывают ряд экспериментов, опытов, наблюдений под условным названием «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…».
Обучающий компонент:
- солнце - источник тепла и света;
- смена дня и ночи;
- роль света в жизни растений и животных (опыт на примере комнатных растений);
- сезонные изменения в природе;
- роль солнца в жизни человека;
- солнце и наше здоровье.
В процессе наблюдений и опытов обучающиеся находят ответ на вопросы: «Где быстрее испаряется вода?». На подоконнике на солнечной стороне или в тени? И почему? «Как влияет солнце на температуру воздуха?»
Опытно – экспериментальная деятельность под общим названием «Что у нас под ногами?» позволяет расширить имеющиеся знания детей по теме «камни, песок, глина», «почва».
Обучающий компонент:
- свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду;
- разнообразие камней в природе (твердость);
- глина, её свойства: пластичность, вязкость, плотность.
- почва - верхний слой земли, как «живая земля»;
- обитатели почвы (на примере дождевого червя);
Обучающиеся с радостью и с огромным интересом включаются в работу на таких занятиях, разрешают проблемные ситуации. Детям необычайно интересен сам процесс экспериментирования, в ходе которого посредством постановки элементарных опытов каждый из них может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение общей проблемы.
Особое внимание на каждом занятии уделяю технике безопасности. Для каждого вида работы разработала правила поведения. Изготовила карточки - символы, которые помогают обучающимся вспомнить правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при проведении опытов.
Испытываешь огромное удовлетворение, когда видишь радостные глаза детей, их восторг от проделанной работы. Когда дети превращаются в маленьких ученых, застенчивые дети становятся более активными, а непоседы внимательными и терпеливыми.
Для реализации данного опыта работы необходима единая среда: организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми и взаимодействие с родителями.
Работе с родителями по этому направлению также уделяю большое внимание. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.
Основные задачи в работе с родителями вижу в том, чтобы: установить доверительные партнёрские отношения с семьёй каждого обучающегося, объединив усилия для развития и воспитания детей.
Родители оказывают помощь в оснащении материалами для экспериментов, помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Во время консультаций, личных бесед и родительских собраний я убеждаю родителей, что необходимо уделять должное внимание детскому экспериментированию.
На стенде для родителей помещаю буклеты, памятки и рекомендации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Проведение опытов дома», «Экспериментирование с водой» и др.
Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др.
Для повышения результативности работы у нас оборудован передвижной уголок опытно-экспериментальной деятельности.
Заинтересовавшись опытами, ребенок может свою любовь к исследованиям пронести через всю свою жизнь. И, думаю, какую бы профессию ни выбрали для себя в будущем наши обучающиеся, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Использованная литература:
1. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова / Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128с., ил. -, (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
2. «Детство». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гобиридзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -352 с.
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
4. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / авт. -сост. Л. А. Королева. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 64с. - (Методический комплект программы «Детство»).
5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128с.
6. Программа экологической направленности: С. Н. Николаева «Юный эколог», 2002г.
7. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», 2007г. ;
8. Энциклопедическая литература «Научные опыты», 2003г.
9. Интернет ресурсы.