Кубекова Ботагоз
Из опыта работы «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщённый педагогический опыт работы
воспитателя Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения
«Детский сад № 40 «Голубок» г. Орска»
Кубековой Ботагоз Жмабековны
высшей кв. категории
Тема опыта :
Публикация «Из опыта работы „Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
«Сенсорное развитие младших дошкольников через дидактические игры и упражнения»
ОРСК 2022
Содержание информационно-педагогического модуля.
ИПМ №1. Сведения об авторе.
ИПМ №2. Условия формирования опыта.
ИПМ №3. Теоретическая база опыта.
ИПМ №4. Актуальность и перспективность опыта.
ИПМ №5. Новизна опыта.
ИПМ №6. Адресная направленность.
ИПМ №7. Трудоёмкость опыта.
ИПМ №8. Технология опыта.
ИПМ №9. Результативность опыта
ИПМ-1. Сведения об авторе.
Фамилия Кубекова
Имя Ботагоз
Отчество Жмабековна
Дата рождения 12 января 1988г.
Образование Высшее, «Орский гуманитарно-технологический институт» филиал Оренбургского государственного университета.
Специальность Педагогика и методика начального образования
Место работы МДОАУ «Детский сад №40 «Голубок» г. Орска»
Педагогический стаж 9 лет 2 месяц
Должность Воспитатель
Категория высшая кв. категория
ИПМ - 2. Условия формирования опыта
Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.
ИПМ № 3. Теоретическая база опыта
Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Проблема сенсорного воспитания детей всегда был в центре внимания русских и зарубежных педагогов и психологов. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.
Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет- это время возникновения устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
ИПМ № 4. Актуальность и перспективность опыта
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.
Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю :
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;
- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;
- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения; - успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.
ИПМ № 5. Новизна опыта.
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
ИПМ № 6. Адресная направленность
Адресность моего опыта может быть полезна для молодых, начинающих педагогов. Но следует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель должен очень хорошо владеть методикой проведения дидактических игр. Недопустимо, чтобы игра превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, а не партнера- в результате чего ограничивается и активность и самостоятельность детей. А самое главное условие- эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к этим играм, они начнут играть в них и самостоятельно. Область применения данного опыта группы раннего возраста. Также использование опыта, возможно, на отдельных занятиях и в группах коррекции раннего возраста.
ИПМ №7. Трудоёмкость опыта
Считаю этот опыт не трудоемким и не требует больших материальных вложений, так как наряду с покупными играми можно сделать дидактические игры своими руками из подручных средств, что значительно сокращает финансовые затраты.
ИПМ № 8. Технология опыта.
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести: усвоение сенсорных эталонов. Что такое сенсорные эталоны? Как отмечает Л. А. Венгер, В. С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического исследования: способствовать сенсорному развитию детей 1 младшей группы в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
использовать элементы сенсорного развития во все виды деятельности;
формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины);
воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.
Этапы реализации опыта
1 этап – подготовительный:
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.
- Изучение литературы по данной теме.
- Посещение ГМО
Свою работу я начала с создания предметно - развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно - развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала :
- индивидуальные социально- психологические особенности детей;
- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;
- возрастные особенности.
Дидактический материал подбирала с учё том следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.
2 этап –практический. На данном этапе, мной был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по сенсорному развитию детей. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
Например:
Дидактические игры по сенсорному развитию :
1. Игра «Разноцветные палочки»
Цель: закрепление знаний по цвету.
Дидактическая задача : закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Игра «Полянка»
Цель: учить соотносить предметы по цвету.
3. Игра «Найди окошко для фигуры»
Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
4. Игра «Напои гнома чаем»
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.
5. Игра «Веселые прищепки»
Цель: закрепление детей названия цвета
6. Дидактическая игра «Картинки – половинки»
Дидактическая задача : совершенствовать логическое мышления, развивать внимание, упражнять детей узнавать предметы, составлять целую картинку из двух половинок.
Дидактический материал : картинки, разрезанные на две половины.
7. Игра «Панно-найди пару!»
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, мыщление, восприятие, учить группировать предметы по цвету и размеру.
8. Игра «Радужная осьминожка»
Цель: развивать мелкую моторику, сенсорику, изучать цвета радуги, соотносить цвета, научиться застегивать и расстегивать кнопки.
9. Пособие по сенсорному развитию «Книжка малышка»
Цель: обогащение и накопление сенсорного опыта детей в познавательно-практической деятельности детей раннего возраста.
10. Игра «Волшебная коробочка», «Волшебный домик»
Цель: способствует развитию сенсорных способностей, развитию мелкой моторики рук, координаций движений, развитию творческого воображения, фантазии.
11. Игра «Гусеничка»
Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику рук, логическое мышление.
12. Игра «Волшебные крышечки»
Цель: учить детей различать и называть цвета, соотносить цвет крышки с цветом лепестков, учить закручивать и раскручивать крышки, развивать мелкую моторику рук.
13. Игра «Развивающая подушка»
Цель: Способствование накоплению сенсорного опыта детей через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия.
3 этап – заключительный.
- Подведение итогов.
- Мониторинг сенсорного развития детей.
- Самоанализ.
- Презентация работы на педагогическом совете.
ИПМ №9. Результативность опыта
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика:
- дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
- способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
- умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.