Имамутдинова Алсу
Конспект ООД «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа: Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области
«Речевое развитие"
Цель: формирование нравственных ценностей по отношению к хлебу.
Задачи:
1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок о хлебе.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.
Подготовительная работа:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба;
- заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Материал:
- Букет хлебных колосьев;
- презентация «Как выращивали хлеб в старину»;
- песня Ольги Воронец «Хлеб всему голова»;
- хлеб соль на полотенце;
- плетенка, круглый сеянный хлеб.
Способы:
1. Мотивация «Букет хлебных колосьев»
2. Чтение стихотворения «Хлеб»
3. Презентация «Как выращивали хлеб в старину»
4. Психогимнастика «Росточек»
5. Чистоговорка «Ч»
6. Физкультминутка «Замесим тесто»
7. Игра: «Каким бывает хлеб?»
8. Активизация словаря: щедрая земля, борона, жатва, молотьба.
Ход занятия:
Дети сидят за столиками и входит воспитатель с вазой колосьев ржи и пшеницы
Мотивация: Ребята, а что у меня в руках.
Ответы детей: Ваза…., цветы, трава, колосья
Воспитатель: Правильно это букет хлебных колосьев, а где их взяли?
Ответы детей: На поле
Воспитатель: А вы бы хотели узнать историю этих хлебных колосьев?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем со своими родными и близкими. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
Воспитатель: Ребята, а что значит щедрая земля?
Ответы детей: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые.
Воспитатель: Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Выходит ребенок с хлебом солью и читает стихотворение «Хлеб»
«Хлеб»
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Песня Ольги Воронец «Хлеб всему голова!»
Воспитатель: Правильно говорят в народе, хлеб – всему голова!
Воспитатель показывает белый и черный хлеб.
Воспитатель: А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Ребенок: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом.
Ребенок: Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать.
Ребенок: А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать.
Ребенок: Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?
Презентация «Как выращивали хлеб в старину»
Слайд-1 «Пахота»
Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем сейчас. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали.
Воспитатель: Затем этот участок земли распахивали сохой и плугом, а боронили землю боронами.
Слайд-2 «Сев»
Воспитатель: К севу наши предки готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо.
Психогимнастика
В землю зернышко упало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой ладошки вместе)
Дождик землю поливал (встряхивание кистями рук)
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (встать на носочки)
И красавец обернулся (руки на пояс, повороты вправо, влево)
Воспитатель: Как вы думаете, какая должна быть погода?
Дети: Безветренной.
Слайд-3 «Хлеб растет»
Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?
Дети: Солнце, и дождей в меру.
Воспитатель: Вот и надеялись люди на хорошую погоду, чтобы солнца и дождя было в меру и песенку пели:
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки
Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб.
Слайд-4 «Жатва»
Воспитатель: Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Хлеб убирать помогали и дети.
Слайд -5 «Молотьба»
Воспитатель: Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары.
Воспитатель: Не гром грохочет, не пальба
Идет, грохочет молотьба.
Воспитатель: Ребята я хочу вас познакомить с чистоговоркой. А вы хотите?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Тогда повторяйте за мной.
Чистоговорка «Ч»
Чу-чу-чу я зерно молочу (дети стучат кулаками друг о друга)
Чу-чу-чу жернова кручу (потирают ладони друг о друга вращательными движениями)
Чу-чу-чу муку получу (щелкают пальчиками)
Ач-ач-ач испеку калач («пекут пирожки» - то одна рука сверху, то другая)
Чо-чо-чо в печке горячо (то вытягивают руки вперед ладонями вверх, то прижимают их к груди)
Ачики-ачики-вкусные калачики (хлопают в ладоши)
Слайд -6 «На мельницу»
Воспитатель: А часть зерна отвозили на мельницу молотить, а с мельницы везли муку.
Слайд-7 «Выпечка хлеба»
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Станьте поудобнее.
Физкультминутка «Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки
/хлопки ладонями/
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно
/имитируют помешивание по кругу/
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол
/присели/
Тесто убежало
Начинай сначала.
/прыжки на месте/.
Слайд 8 «Хлеб на столе»
Песня Ольги Воронец «Хлев всему голова»
Воспитатель: Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Ребенок: Без хлеба – нет обеда.
Ребенок: Много света – много хлеба.
Ребенок: Хлеб да каша-пища наша.
Ребенок: Будет хлеб – будет и песня.
Ребенок: Не трудиться – хлеба не добиться.
Ребенок: Хлеб – всему голова.
Слайд 9 «Булочная»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Каким бывает хлеб?» (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они отвечают на вопрос)
Игра «Каким бывает хлеб?»
Дети: вкусным, горячим, хрустящим, свежим, аппетитным, мягким, душистым…
Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали?
Ответы детей: Познакомились с чистоговоркой «Ч», вспомнили пословицы и поговорки о хлебе, узнали, как тяжело доставался хлеб в старину
Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем сможешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
Каждому знакомы,
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Всему он голова!