Татьяна Манакова
Конспект образовательной деятельности по реализации удмуртского НРК «В гости к бабушке Чуж Анай»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к занятию по познавательному развитию
«В гости к бабушке Чуж Анай».
Занятие для детей старшей группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., а также в соответствии с перспективно - тематическим планом. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
•Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Темочки:
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой Родине. Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут:
-духовно обогатить ребёнка;
- поддержать его интерес к прошлому и настоящему;
-воспитать любовь к своей малой Родине.
Цель занятия: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю.
Задачи:
- познакомить ребёнка с прекрасным миром удмуртской природы;
- пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;
- научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, людям;
- знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;
- развитие речи, расширение словарного запаса;
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине, а так же интерес и уважение к обычаям удмуртского народа.
Методы и приемы:
• наглядный метод (мультимедийная презентация об Удмуртии, одежда удмуртов, старинная посуда).
• наглядно-практический метод (рассматривание глобуса и флага Удмуртии).
• словесный метод (чтение стихов).
• прием эмоциональной заинтересованности (Гостья – бабушка Чуж Анай).
• игровой прием (игра «Сложи правильно удмуртский орнамент», «Вумурт»).
• Использование проблемных ситуаций.
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких образовательных областей :
• социально – коммуникативное развитие (игры);
• речевое развитие (составление рассказов о старинной посуде, чтение стихов, речевое сопровождение к игре);
• физическое развитие (физминутка);
• познавательное развитие (рассказ воспитателя, просмотр слайдов);
• художественно – эстетическое развитие (перепечи из соленого теста)
Применение инновационных технологий (ИКТ, презентация, позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно начинается, с организационного момента, где активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятия дети путешествуют по родному удмуртскому краю. Дети отвечают на наводящие вопросы воспитателя, читают стихи, играют и даже сами, лепят форму для перепечей.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Список литературы:
1. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.
2. Николаева Е. А. Друг к другу с добром. Ог-огедлы зечен: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2004.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика - Синтез, 2005.
4. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т. 2.
5. Сборник информационно – методических материалов по развитию национального образования в Удмуртской Республике (к 80-летию государственности УР). – Ижевск, Мин. нар. образов. УР, 2000.
6. Рыбалова И. Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – с. 45 – 55.
7. Сборник стихов Флора Ивановича Васильева.
Предварительная работа:
• Беседы о Удмуртии;
• Заучивание стихотворений;
• Рассматривание карты Удмуртии;
• Знакомство с подвижными играми народов Удмуртии
Работа с родителями:
• Привлечение родителей к сбору атрибутов национальных костюмов и предметов быта.
Материалы:
Флаг, герб, национальная одежда, природа, предметы быта, фартуки, солёное тесто, салфетки, тарелочки, презентация, макет печки и избы.
Ход занятия:
Слайд 2.
В. В какой стране мы с вами живём? (Россия). В какой республике? (Удмуртия). Сегодня мы с вами поговорим о нашей республике Удмуртии. Удмуртия – край прекрасной природы, богатых недр, интересной истории, замечательных тружеников Удмуртию воспевало множество поэтов
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей,
И для меня бы не было России,
Без маленькой Удмуртии моей.
Дети:1 Люблю тебя, Удмуртия моя,
Весь твой народ, как дружная семья,
Твои просторы, как прекрасный сад,
Они чудесной музыкой звучат.
2 Твоя вода, как серебро чиста,
Твоя природа, как сама весна
От соловьёв ночами не до сна.
3. Люблю твой хлеб, душист и мягок он,
Святую силу чувствуем мы в нём,
Ты им вскормила нас, своих детей
И нет тебя, Удмуртия, родней!
Слайд 3.
Ведущий: У нашей республики есть свой флаг, посмотрите какой красивый удмуртский флаг.
Черный цвет является символом земли и стабильности. Красный цвет –символ жизни и солнца. Белый – красоты и чистоты. А восьмиконечный солярный знак является оберегом. Этот знак можно увидеть на каждом доме у удмуртов. И мы хотим, чтоб этот знак оберегал вас тоже.
Слайд 4-5.
Ребята, вы знаете как называют Удмуртию? Край родниковый – почему его так называли? (Потому что в Удмуртии очень много родников, рек.) . Крупная река Кама берет свое начало в Удмуртии.. Начинаясь в Удмуртии скромным ручейком, она возвращается в пределы республики могучей рекой. Много в реках разной рыбы: леща, плотвы, окуня, язя, налима.
Слайд 6-7-8
У нас в Удмуртии много лесов - это Лиственные леса. Довольно много в Удмуртии лесов из мелколиственных пород - березы и осины. В центральной Удмуртии на ровных местоположениях располагаются смешанные липово-березовые леса. Существование животных в тайге тесно связано с хвойными деревьями, а также с некоторыми другими сопутствующими им растениями. Тайга даёт животным пищу, укрытие от непогоды и врагов.
Слайд 9.
Ребята, в Удмуртии живёт многонациональный народ, все мы являемся соседями Кто знает какие национальности живут в Удмуртии? (русские, удмурты, татары, бессермяне и другие). Правильно, много народов живёт в Удмуртии, каждый народ имеет свою культуру, свой язык,свой костюм.
Внимание на экран,сейчас будут появляться изображения людей разных национальностей в своих национальных костюмах, пожалуйста отгадайте костюмы каких народов появляются на экране. (Показ слайдов)
Подведение итогов. Все вы Молодцы! Вы хорошо знаете свою малую родину – Удмуртию.
Ребята, а я вам сейчас предлагаю сходить в гости к бабушке Чуж Анай в гости.
Слайд 10.
Б. Чуж Анай. Здравствуйте гости дорогие (Зеч бур)
Живем мы в деревянных домах, главное украшение жилища удмурта – ворота.
А как прекрасны наши удмуртские наряды! Дети рассматривают костюм бабушки Чуж Анай. Она называет предметы национальной одежды. Головной убор - айшон, сюлык; платье; мониста - нагрудник с серебряными монетами; передник.
Слайд 11.
Народные умельцы Удмуртии делают ювелирные изделия из золота и серебра, катают валенки и шьют шляпы, красиво вышивают, режут по дереву, делают гончарные изделия. В украшении изделий используют рисунки деревьев, зверей и солнца; геометрические узоры, главный элемент орнамента – ромб.
Слайд 12.
Воспитатель: Давайте поиграем в любимую удмуртскую подвижную игру- «Водяной». Как «Водяной» по - удмуртски?
Дети: «Вумурт».
Игра с речевым сопровождением:
Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час посмотреть, который час.
Ты глаза не открывай по одежке узнавай.
Чуж Анай :
Слайд 14.
- Удмуртский народ славится своими национальными блюдами - табанями, перепечами.
- А вы хотите научиться делать перепечи?
Для того чтобы приготовить перепечи, надо сделать тесто. Из готового теста катаем шарики (круговыми движениями, раскатываем скалкой лепешку. Края лепешки защипываем, делаем бортики. В серединку заливаем начинку. Начинка у перепечей бывает разной (мясной, капустной, с картошкой).
После объяснения и показа дети стряпают перепечи.
Чуж Анай : Молодцы, вы очень постарались и перепечи у вас получились.
Положим наши перепечи в печь. Вот они уже и готовы. (Сюрпризный момент – достаём готовые перепечи из макета печи).
Чуж Апай:
Хорошо веселиться
Пора и угоститься!
Чуж Анай : - От души Вас угощаю
Из самовара вкусным чаем.
К чаю- с жару, из печи-
Удмуртские перепечи.
Кушайте, не стесняйтесь,
Здоровья набирайтесь!
- А в следующий раз я приглашаю вас посетить Дом ремёсел, где я вам расскажу и покажу, как в старые времена удмурты ткали ткань для одежды и быта. Зеч луэ! (До свидания.)