Ирина Соболева
Конспект образовательной деятельности «Сказочно прекрасное царство, Фольклорное государство»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид детской деятельности : Коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, двигательная активность.
Тема образовательной деятельности
«Сказочно - прекрасное царство, Фольклорное государство».
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Сказочно прекрасное царство, Фольклорное государство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Методы и приемы реализации содержания занятия: словестные, наглядные, игровые, объяснение.
Форма: занятие.
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки, легенды);
Задачи:
Образовательные : Обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи через знакомство с малыми формами устного народного творчества.
Развивающие: развивать связную речь и диалогическую форму речи;
развивать умение сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать;
развивать зрительное восприятие, внимание, слух, пространственное воображение.
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству, традициям и на основании их – патриотические чувства.
Интеграция образовательных областей : Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Планируемые результаты:
Подготовительная работа: Беседа о малых формах фольклора (пословицах, загадках, сказках, потешках); разучивание считалки, рассматривание альбома о Байкале.
Оборудование: аудиозапись (колыбельная, проектор, шапочка Бабки – Ежки, кокошники для девочек, пояски для мальчиков.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Здравствуйте, люди добрые, милые детки, дорогие гости!
Рада видеть вас! Ждет нас сегодня путешествие необычное. Приглашаю вас сказочно - прекрасное царство, Фольклорное государство. Ребята сегодня мы с вами поговорим о том, что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, об устном народном творчестве. Много веселых песенок, замысловатых загадок, сказок и мудрых пословиц сочинил русский народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать. Вот это и называется русское народное творчество.
2. Мотивация
Коль вспомните изученные жанры УНТ, да все загадки разгадаете и задания выполните, да в игре себя проявите, то достойны будете зваться добрыми молодцами и красными девицами.
3. Основная часть.
Воспитатель: Для начала давайте вспомним, что же такое пословица и что же такое сказка?
- Ребята, кто может ответить мне на эти вопросы? Молодцы, сказали все правильно. Но давайте все же обобщим сказанное. Сказки - это произведения, которые сочинил русский народ, и передавал «из уст в уста» через поколения, «от отца к сыну», таким образом, они и дошли до нас. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается. Назовите, пожалуйста, какие р. н. сказки вы знаете. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Народной мудрости нас учат также и пословицы. Пословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.
Подумайте, чему учит пословица «НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ПОСПЕШИ ДЕЛОМ». Когда и кому так говорят? (ОБОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ) Вы все верно заметили – данная пословица говорит нам о том, что прежде чем хвалиться своими способностями, лучше сделать какое-нибудь доброе дело. Вот оно, то (дело) покажет, на что вы способны. Эта пословица учит нас быть трудолюбивыми, а не хвастливыми.
Повторите и запомните эту пословицу.
Почему говорят «Трусливый умирает сто раз»? Чему учит эта пословица? Что высмеивает? (обобщение ответов детей). Молодцы! Все правильно. Если человек труслив и постоянно всего очень боится, то ему все будет казаться смертельно страшным. Эта пословица высмеивает людей, которые трусливы и всего боятся. Трусость - это плохая черта человеческого характера, таких людей не любят и стараются с ними не дружить. Вот мы с вами сейчас еще раз повторим эту пословицу и решим каждый для себя, что никогда не будим трусливыми и боязливыми.
Воспитатель: К устному народному творчеству относятся и считалки. Когда мы используем считалки?
Давайте ребята, поиграем в народную игру «Баба Яга». С помощью считалки выберем бабу Ягу.
Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель напоминает правила игры «Баба Яга»
Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят:
Баба Яга –
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!
Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.
Дети играют в игру. После игры вновь садятся на стульчики.
(звучит запись «Колыбельная»)
Воспитатель: Вам знакома эта песенка? Для чего их сочиняли?
Колыбельными называются те песенки, которые вам пела мама или бабушка, когда вас укладывала спать.
Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Давайте ребята, вспомним потешки, прибаутки которые мы с вами учили.
Дети рассказывают потешки, прибаутки.
Воспитатель: Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Отгадайте мои загадки:
Кто-то за кого-то ухватился цепко.
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но ее помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд!
(«Репка»)
А дорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)
Ах ты, Петя – простота,
Оплошал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(«Петушок – золотой гребешок»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка»)
Воспитатель: Молодцы! Со всеми загадками справились.
Дети, а сейчас я вам расскажу еще об одном жанре устного народного творчества – легендах и преданиях. Легенда - это произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Легенды и предания создавались так давно, когда народ не умел писать, но старался сохранить в памяти потомков все то, что с ним происходит. В них можно узнать о происхождении рек, гор, поселениях и о народных героях. Сейчас я вам расскажу легенду о нашем крае, о том, как появился Шаман камень на озере Байкал. (Презентация 6 слайдов)
Итог образовательной деятельности подводится вместе с детьми
Воспитатель: Впереди раскинулись острова фольклорных жанров. Давайте их вспомним. Я буду пример приводить, а вы их назовите.
1. Сидит девица в темнице,
а коса на улице (Загадка).
2. Хорош творожок,
Внутри творожок (Скороговорка).
3. Раз, два, три, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть,
к нам сорока прилетела и тебе водить велела (Считалка).
4. Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала гребешком (Частушка).
5.«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»
(Сказка).
6. Уж и где же это видано,
Уж и где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросеночек яичко снес,
Чтоб по поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал. (Небылица).
7. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).
8. Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошечко –
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка. (Закличка).
9. Федя – бредя съел медведя,
Упал в яму, кричал маму. (Дразнилка).
10. С гоголя – вода,
С младенца – худоба
Укатись вся (Приговорка)
Воспитатель: Молодцы, добры молодцы и красны девицы! Вот вам за это награда (девочкам кокошники, мальчикам пояса)
Хорошо малые фольклорные жанры знаете!
Рефлексия
Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, об устном народном творчестве. Вам понравилось занятие? Что особенно было для вас интересным и не очень? Спасибо всем.