елена осипова
Конспект НОД «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с согласными глухими звуками Т, Ть, дифференцировать их на слух. Познакомить с буквой Т (тэ)
Образовательные задачи. Повторить понятия «гласные, согласные звуки»; повторить пройденные гласные звуки и буквы. Учить определять место звука в слове; составлять звуковые схемы слов.
Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, развитие мелкой моторики пальцев.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Методы и приёмы: вопросы, совет, поощрение, контроль.
Демонстрационный материал: презентация, картинки: «веселый и грустный смайлики», предметные картинки, игрушка Буратино, набор букв.
Раздаточный материал: наборы для фонематического разбора слов, карточки с изображением букв, листы для раскрашивания «Спрятанные буквы», цветные карандаши.
Ход НОД:
Организационный момент.
Колокольчик поёт, ребятишек в круг зовет!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Приветствие
Давайте, мы с вами громко поздороваемся: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, покажите мне ваши язычки. Для чего нам нужен язычок?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте выполним гимнастику для язычка.
«Как язычок искал себе домик»
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. (Высунуть его вперед и удерживать). Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома?
Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь,
зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе
дом. Какой? Рот (открыть широко рот). Дом должен быть крепостью, поэтому
Язычок установил дверь - зубы (зубы сомкнуть вместе и широко улыбнуться).
Язычок часто глядел на улицу (Высунуть язык вперед, потом спрятать). Язык
был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко
лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". (Высунуть и спрятать сначала
медленно, а потом быстро). А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был.
Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а -
а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". (произнести звук а-а-а). Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", (узенькую щелку в дверке сделает
и запоет: "И - и - и"). Услышит, как поезд гудит "у - у - у", (кругленькую
дырочку в дверке сделает и запоет "У - у - у".) Так незаметно у Язычка и день
пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.
Сюрпризный момент.
В гости к детям пришел Буратино. Он хочет, чтобы вы познакомили его со звуками и буквами.
Садимся за столы.
Воспитатель: Можно ли увидеть звуки? Ответы детей
Воспитатель: Люди придумали одежду для звуков. Это – буквы.
Игра «Поймай звук, обозначь его буквой». На экране вы увидите картинки. Какой первый звук слышится в названиях этих картинок? Покажите букву, обозначающую этот звук.
Слова для игры: улитка, осень, индюк, арбуз.
Воспитатель: Какую букву вы ни разу не показали? Почему?
Дети: буква «Ы». Нету слов, начинающихся с этой буквы.
Воспитатель: Назовите все звуки, которые обозначаются буквами, лежащими перед вами. Что общего в этих звуках? Почему мы называем их гласными? В каком домике живут эти звуки?
Физкультминутка: «Гласные звуки».
«А, У, И, О, ы»
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
Воспитатель: Какие буквы живут в синем домике? (согласные) Повторите, какие согласные буквы и звуки вы уже знаете?
Игра: «Твердый, мягкий». Если услышите в начале слова мягкий звук, показывайте зеленую карточку, если твердый – синюю. (Настя, нитки, ноты, Нина и Москва, мишка, мост, Маша, мир и мама). Дети определяют, где твердый, а где мягкий звук.
Буратино: буква ЭМ – моя самая любимая. С нее начинается слова МАМА.
Воспитатель: Давайте, порадуем Буратино и составим в парах слово МАМА.
Воспитатель: Сегодня Буратино, мы, познакомимся с новой буквой и новыми звуками.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Я стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом.
Будут дети жить в нем. (Молоток)
Послушайте как стучит молоток -Т-т-т!
Многократное изолированное произношение звука
«Как стучит молоток? - т-т-т»
Пальчиковая гимнастика: «Тук да тук».
Представим, что у вас молоточки, давайте постучим.
Целый день тук, да тук
Раздается громкий стук
Молоточки стучат
Строим дом для ребят.
Одновременно дети выполняют следующие движения:
1 – постукивают поочередно кулачок на кулачок
2 – наоборот;
3– поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.
Воспитатель: Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем будет жить? Знакомьтесь гном Том и гном Тим (Появляется картинка)
Какой первый звук мы слышим в имени Том? Звук [Т] Давайте познакомимся
Характеристика звук: Воспитатель показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Т].
Артикуляция звука [т] (губы растянуты в улыбке, широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной).
Различие мягкого и твёрдого звука [т-ть] в зависимости от речедвигательных ощущений (при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена). Губки в свободном положении; зубки сближены, но не сомкнуты; кончик язычка стучит за верхними зубками (дети выполняют перед зеркалом)
Звук [Т]– согласный, так как он не поётся (язычок и зубки создает преграду воздуху, твердый, глухой. Горлышко «спит», чтобы убедился в этом, приложите тыльную сторону руки спереди к шее. Произносим звук [Т]: тихо.
Обозначение: синий квадратик (картинка)
Символ звука: Большой молоток стучит: ТТТТ.
Воспитатель: Ребята, у звука т, есть еще братец по твердости/мягкости. Мы сказали, что звук т у нас твердый, но есть еще и мягкий звук ть.
Воспитатель: Давайте с вами постучим маленьким молоточком ть-ть-ть…
Воспитатель: Ребята, звук ть у нас поется (нет) Значит он у нас какой? (согласный, т. к. встречается преграда язычок и зубы, мягкий или твердый? Глухой или звонкий? (положим ладошку на горлышко). Обозначение: зеленый квадратик (картинка).
Воспитатель: Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик – буква ТЭ. (картинка буквы Т, т.). Напомните мне чем звук отличается от буквы? Давайте построим звуковые домики для слов Тим и Том.
Знакомство с буквой Т. Звуки Т, Ть, живут в букве Т. Посмотрите на нее – на что похожа буква?
Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из карандашей.
Отыскать букву Т среди других букв. Найди и обведи букву Т.
III. Итог занятия:
Чем мы сегодня занимались на занятии?
С какой новой буквой познакомились? Какие звуки обозначает эта буква?
Дать характеристику звукам [т], [т’]
Придумайте слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.
Рефлексия: ребята, если вам все понравилось на занятии и вы со всеми заданиями справились, покажите веселый смайлик. Если было тяжело и вы не со всеми заданиями справились, покажите грустный смайлик.
Список используемой литературы:
-Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа.
-Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5-6 лет
-Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет
-Картотека артикуляционных сказок