Приложение МААМ

Конспект НОД «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т» в старшей группе

елена осипова
Конспект НОД «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с согласными глухими звуками Т, Ть, дифференцировать их на слух. Познакомить с буквой Т (тэ)

Образовательные задачи. Повторить понятия «гласные, согласные звуки»; повторить пройденные гласные звуки и буквы. Учить определять место звука в слове; составлять звуковые схемы слов.

Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, развитие мелкой моторики пальцев.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы: вопросы, совет, поощрение, контроль.

Демонстрационный материал: презентация, картинки: «веселый и грустный смайлики», предметные картинки, игрушка Буратино, набор букв.

Раздаточный материал: наборы для фонематического разбора слов, карточки с изображением букв, листы для раскрашивания «Спрятанные буквы», цветные карандаши.

Ход НОД:

Организационный момент.

Колокольчик поёт, ребятишек в круг зовет!

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Приветствие

Давайте, мы с вами громко поздороваемся: Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, покажите мне ваши язычки. Для чего нам нужен язычок?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте выполним гимнастику для язычка.

«Как язычок искал себе домик»

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. (Высунуть его вперед и удерживать). Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома?

Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь,

зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе

дом. Какой? Рот (открыть широко рот). Дом должен быть крепостью, поэтому

Язычок установил дверь - зубы (зубы сомкнуть вместе и широко улыбнуться).

Язычок часто глядел на улицу (Высунуть язык вперед, потом спрятать). Язык

был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко

лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". (Высунуть и спрятать сначала

медленно, а потом быстро). А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был.

Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а -

а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". (произнести звук а-а-а). Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", (узенькую щелку в дверке сделает

и запоет: "И - и - и"). Услышит, как поезд гудит "у - у - у", (кругленькую

дырочку в дверке сделает и запоет "У - у - у".) Так незаметно у Язычка и день

пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

Сюрпризный момент.

В гости к детям пришел Буратино. Он хочет, чтобы вы познакомили его со звуками и буквами.

Садимся за столы.

Воспитатель: Можно ли увидеть звуки? Ответы детей

Воспитатель: Люди придумали одежду для звуков. Это – буквы.

Игра «Поймай звук, обозначь его буквой». На экране вы увидите картинки. Какой первый звук слышится в названиях этих картинок? Покажите букву, обозначающую этот звук.

Слова для игры: улитка, осень, индюк, арбуз.

Воспитатель: Какую букву вы ни разу не показали? Почему?

Дети: буква «Ы». Нету слов, начинающихся с этой буквы.

Воспитатель: Назовите все звуки, которые обозначаются буквами, лежащими перед вами. Что общего в этих звуках? Почему мы называем их гласными? В каком домике живут эти звуки?

Физкультминутка: «Гласные звуки».

«А, У, И, О, ы»

А – ротик шире детвора ААА руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны

О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой

ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди

Воспитатель: Какие буквы живут в синем домике? (согласные) Повторите, какие согласные буквы и звуки вы уже знаете?

Игра: «Твердый, мягкий». Если услышите в начале слова мягкий звук, показывайте зеленую карточку, если твердый – синюю. (Настя, нитки, ноты, Нина и Москва, мишка, мост, Маша, мир и мама). Дети определяют, где твердый, а где мягкий звук.

Буратино: буква ЭМ – моя самая любимая. С нее начинается слова МАМА.

Воспитатель: Давайте, порадуем Буратино и составим в парах слово МАМА.

Воспитатель: Сегодня Буратино, мы, познакомимся с новой буквой и новыми звуками.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Я стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом.

Будут дети жить в нем. (Молоток)

Послушайте как стучит молоток -Т-т-т!

Многократное изолированное произношение звука

«Как стучит молоток? - т-т-т»

Пальчиковая гимнастика: «Тук да тук».

Представим, что у вас молоточки, давайте постучим.

Целый день тук, да тук

Раздается громкий стук

Молоточки стучат

Строим дом для ребят.

Одновременно дети выполняют следующие движения:

1 – постукивают поочередно кулачок на кулачок

2 – наоборот;

3– поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.

Воспитатель: Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем будет жить? Знакомьтесь гном Том и гном Тим (Появляется картинка)

Какой первый звук мы слышим в имени Том? Звук [Т] Давайте познакомимся

Характеристика звук: Воспитатель показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Т].

Артикуляция звука [т] (губы растянуты в улыбке, широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной).

Различие мягкого и твёрдого звука [т-ть] в зависимости от речедвигательных ощущений (при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена). Губки в свободном положении; зубки сближены, но не сомкнуты; кончик язычка стучит за верхними зубками (дети выполняют перед зеркалом)

Звук [Т]– согласный, так как он не поётся (язычок и зубки создает преграду воздуху, твердый, глухой. Горлышко «спит», чтобы убедился в этом, приложите тыльную сторону руки спереди к шее. Произносим звук [Т]: тихо.

Обозначение: синий квадратик (картинка)

Символ звука: Большой молоток стучит: ТТТТ.

Воспитатель: Ребята, у звука т, есть еще братец по твердости/мягкости. Мы сказали, что звук т у нас твердый, но есть еще и мягкий звук ть.

Воспитатель: Давайте с вами постучим маленьким молоточком ть-ть-ть…

Воспитатель: Ребята, звук ть у нас поется (нет) Значит он у нас какой? (согласный, т. к. встречается преграда язычок и зубы, мягкий или твердый? Глухой или звонкий? (положим ладошку на горлышко). Обозначение: зеленый квадратик (картинка).

Воспитатель: Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик – буква ТЭ. (картинка буквы Т, т.). Напомните мне чем звук отличается от буквы? Давайте построим звуковые домики для слов Тим и Том.

Знакомство с буквой Т. Звуки Т, Ть, живут в букве Т. Посмотрите на нее – на что похожа буква?

Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из карандашей.

Отыскать букву Т среди других букв. Найди и обведи букву Т.

III. Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались на занятии?

С какой новой буквой познакомились? Какие звуки обозначает эта буква?

Дать характеристику звукам [т], [т’]

Придумайте слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.

Рефлексия: ребята, если вам все понравилось на занятии и вы со всеми заданиями справились, покажите веселый смайлик. Если было тяжело и вы не со всеми заданиями справились, покажите грустный смайлик.

Список используемой литературы:

-Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа.

-Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5-6 лет

-Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет

-Картотека артикуляционных сказок

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т» в старшей группе
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 20:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем елена осипова (УИ 494426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД