Инга Ивановна Рыбакова
Нейрогимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Нейрогимнастика, как средство развития речи детей дошкольного возра
Актуальность.
В последнее время каждый педагог может отметить увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с задержкой речевого развития, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью.
Публикация «Нейрогимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста (4–5 лет)» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейрогимнастических упражнений.
Цель: Развитие речи детей с помощью нейропсихологических упражнении.
Задачи:
-способствовать развитию речи, памяти и внимания;
- стимулировать развитие мелкой и более крупной моторики рук;
- повышать физическую и умственную работоспособность.
Теоретическое обоснование.
Упражнения представляют собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Данные упражнения – это практически волшебный эликсир, который раскрывает супер возможности каждого ребенка. Этот элексир может использоваться как детьми всех возрастных групп так и взрослыми.
Особенности нейрогимнастики для детей
Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон
Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.
Как работает наш мозг
Его составляют 2 полушария, которые разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие.
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Когда лучше начать заниматься
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т. е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
Следует выполнять ряд несложных правил:
• Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
• Важна регулярность нейрогимнастики, т. е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.
• Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т. д.
• Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
• Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
• Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.
Нейрогимнастика.
Игровые упражнения:
Упражнение «Кольцо»
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя
их в кольцо с большим пальцем ( последовательно: указательный,
средний,
Обратите внимание
безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от
указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до
указательного).
Упражнение «Гусак – курочка – петух»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно
сменяют друг друга:
Гусак – ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и притиснуты
один к другому. Указательный палец полусогнутый и опирается на
большой.
Курочка – ладонь немного согнута. Указательный палец опирается на
большой. Остальные накладываются один на другой в полусогнутом
положении.
Петух – ладонь поднята вверх. Указательный палец опирается на
большой. Остальные пальцы раскинуты в стороны и подняты вверх – это
«гребешок».
Упражнение «Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.
Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение
рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Зеркальное отражение»
Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а
потом на бумаге.
Упражнение «Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно
сменяют друг друга.
Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.
Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.
Камень – ладонь сжата в кулак.
Упражнение «Цепочка»
По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в
кольцо с большим пальцем ( поочередно: указательный, средний,
безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца»
из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в
обратном. Вначале движения выполняются в привычном для ребенка
захвате, потом его необходимо обязательно поменять.
Упражнение «Ножницы – собака – лошадка»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно
сменяют друг друга.
Ножницы – указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и
безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.
Собака – ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и
поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты.
Важно
Лошадка – большой палец правой руки поднят вверх, остальные
сомкнуты. Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом
так, чтобы вышла грива.
Упражнение «Фонарики»
Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и
напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются
положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой
руке, и наоборот.
Упражнение «Симметричные рисунки»
Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые
последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь
ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений
вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!»,
«Ладонь!».