Ольга Мирошниченко
Конспект занятия «Насекомые»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия
Цель: Активизировать память и внимание; обогащать словарный запас;
развивать связную речь; фонематический слух; воображение; мелкую
моторику; логическое мышление. Работать над звукопроизношением;
совершенствовать изобразительную технику.
Дидактическое обеспечение: Магнитофон декорации леса бумажные
цветы: для детей большие, для насекомых маленькие шапочки с изображением
насекомых; волшебная палочка Бейджик с номером на каждого ребёнка
Публикация «Конспект занятия „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
насекомые игрушечные : стрекоза, пчела, муравей, божья коровка, бабочка и жук
опорные картинки для рассказов детей домики насекомых : муравейник, улей,
камыш, трава, цветок, кора дерева. Карточки к игре «Четвёртый лишний»
картинки: бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, мотылёк, клещ, таракан,
сороконожка, капустница. Камешки различной формы, цвета и величины.
Гуашевые краски, кисточки палитры, стаканчики с водой, салфетки клеенчатые,
салфетки бумажные. Магнитная доска с набором магнитных букв и цифр,
игрушечный или картинки жук, оса, комар, таракан, муха, стрекоза (с номерками)
.Коробочка под насекомых, листочки для насекомых. Коробочка с сюрпризам
Способы достижения цели:
(Группа оформлена под сказочный и волшебный лес. Звучит тихо музыка «Сказки
Венского леса»).
Воспитатель: Ребята я хочу сегодня побыть немного волшебницей, у меня даже
есть волшебная палочка. И я хочу, чтобы мы с вами отправились в лес и
познакомились с самыми маленькими обитателями леса. А кто из вас знает кто
самые маленькие обитатели леса? (ответы детей) Правильно. А каких насекомых
вы знаете? (ответы детей) Ребята, чтобы оказаться волшебном лесу, а он
действительно волшебный, потому что в нём творятся настоящие чудеса, я вас
должна превратить в красивых бабочек, пчёл и шмелей и мы сможем полететь в
лес. Другого способа просто нет, чтобы попасть в лес.
(Воспитатель говорит слова дети одевают шапочки с изображением насекомых
«превращаются в насекомых» выполняя движения рук в виде взмахов крыльев
бабочки)
Воспитатель:
Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
(После этих слов по музыку «Полёт шмеля» «дети летят в лес». Прилетели на
лесную поляну и приземлились на полянку из разноцветных цветов в сердцевине
цветка изображены цифры от 1 до 10).
Воспитатель: Ребята послушайте, какая вокруг тишина. А почему в лесу
такая тишина? (ответы детей) А почему в лесу так тихо вы знаете? (ответы детей)
Правильно если шуметь то ни одного обитателя леса вы не увидите, они все
100
попрячутся от страха в укромные места. Но нас ведь это не устраивает! Для чего
мы сюда прилетели? (ответы детей). Ребята, а посмотрите какая вокруг красота,
сколько здесь цветов. А кого привлекают цветы? (ответы детей) Для чего нужны
цветы насекомым? (ответы детей). Вы тоже насекомые и можете сесть на него, но
посмотрите, цветы не простые у них в серединке есть цифра, у каждого из вас
тоже есть цифра, ваша задача найти цветок с такой, же цифрой как у вас, назвать
её и спокойно занять место на цветке.
Беседа о насекомых.
Воспитатель: Кто такие насекомые? Каких вы знаете насекомых? Каких
насекомых можно встретить не только в лесу, но и в городе? Что произойдёт с
лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
(Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и
растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других.
Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять).
Дидактическая игра «Найди цифру и назови её»
(Воспитатель сидит на пеньке рядом с ней полянка из маленькие цветов, на
которых разместились игрушечные насекомые. Загадываю загадки, дети
отгадывают и находят насекомое, называя цвет цветка на котором оно сидит).
Воспитатель : Ребята, вы любите загадки отгадывать? (ответы детей). Сейчас я
вам загадаю загадки, а вы должны отгадать, о каком насекомом идёт речь. И
посмотрите рядом со мной, на цветах спрятались насекомые из моих загадок, вы
должны будете найти то насекомое, о котором будет загадка и сказать на цветке
какого цвета оно сидит.
Загадки о насекомых
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называем её … (стрекоза)
Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её … (пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
101
Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки. (Божья коровка)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду называть насекомое,
и передавать его, а вы должны будете, ответить на вопросы: какой? какая? -
подбирая слова – определения к насекомым.
Дидактическая игра «Цепочка»
Воспитатель: Ребята, на цветах нашим насекомым очень хорошо, но всетаки у каждого из них есть свой домик, давайте вспомним, кто, где живет, и
найдём на этой полянке их домики и отправим насекомых по домам. Но непросто
найдём и отправим их домой, а ещё и расскажем, что мы знаем, о самых
маленьких жителях леса используя опорные картинки.
Дидактическая игра «Кто, где живёт»
Воспитатель: Замечательно все насекомые у себя в домиках. Ну, а мы сейчас
давайте немного разомнём наши ножки, как это делают кузнечики.
Физкультминутка «Прыгайте кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Воспитатель: А сейчас я хотела бы узнать, не путаете ли вы насекомых с
птицами и животными. Возьмите карточки и скажите, кто на них изображён, а
потом скажите кто же лишний, кто не относится к насекомым.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Ребята, я хочу вам подарить портреты насекомых. Портрет:
бабочки, жука, комара, кузнечика, стрекозы, мотылька, клеща, таракана, клоп,
капустницы.
(раздаю детям картинки с изображением различных насекомых, и называю их,
выделяя в каждом слове звук «к»).
Воспитатель: Ребята, в каждом из этих слов есть звук «к». Скажите, а что вы
знаете об этом звуке, он какой (ответы детей). Мне хотелось бы, чтобы вы
определили, где он находится в слове: в начале, в середине или в конце слова,
твёрдый он или мягкий (ответы детей).
Дидактическая игра «Охарактеризуй звук»
Воспитатель : Ребята нам уже пора отправляться обратно в детский сад, но
прежде чем мы туда отправимся, давайте, что-нибудь сделаем приятного для
этого леса и его обитателей. Как вы думаете, что можно сделать хорошего?
(ответы детей). Ребята, а я вот что предлагаю сделать. Посмотрите на этой чудной
полянке лежат разноцветные камешки и мешают расти траве. Муравьям
приходится ходить через эту огромную гору камней ведь для маленьких муравьёв
102
это настоящая гора. Так вот я предлагаю превратить камни в насекомых. А
совершить это чудо нам помогут чудо -краски и чудо - кисти. С помощью красок
и кисточек мы разрисуем камешки. Мы их разукрасим так, чтобы они были
похожи на насекомых.
Рисование на камешках по замыслу «Превращения камешков»
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый по камешку посмотрите на него и вы
увидите, на какое насекомое похож ваш камешек, то насекомое вы и нарисуете.
(Дети рассказывают, кого они будут изображать).
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнём наши
пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Жук»
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу… (Дети рисуют под музыку. Затем рассаживают своих насекомых на
цветы, идут мыть руки.).
Воспитатель: Ну, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Приготовились к полёту и повторяем за мной.
Подвижная игра с дыхательным упражнением «Жуки»
Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - поси-ж-ж-ж-у.
Поднимусь, полечу;
Громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж…
Воспитатель: Ну вот вы и вернулись, я тоже хочу побыть волшебницей и
хочу вас из насекомых превратить обратно в детей.
(Говорю волшебные слова, снимаем шапочки с изображёнными насекомыми)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять.
Воспитатель: Ребята пока вы были в лесу, я принесла насекомых, а они
разбежались и попрятались. Надо их найти пока кто-нибудь на них не наступил и
не раздавил, и сложить обратно в коробочку.
(Дети садятся перед магнитной доской на доске «заколдованные слова», вместо
пропущенных букв стоят цифры, каждая цифра обозначает какую-то букву, возле
каждого слова под листочком спрятано насекомое, дети решают примеры, узнают
ответ, каждая буква под номером, чтобы заменить цифру на букву, читают слово
и открывают насекомое)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске написаны слова, но они
заколдованные в них не хватает букв, вместо буквы стоят цифры, чтобы узнать
каких букв не хватает надо решить примеры. Решив пример, вы по полученному
ответу находите нужную букву и читаете слово, и мы узнаём, что за насекомое
спряталось под этим листочком.
Дидактическая игра «Заколдованные слова»
Жук - 1+1=2; Оса - 1+2=3; Муха - 1+3=4; Комар 1+4=5; Таракан - 1+0=1.
103
Воспитатель: Ребята мы с вами нашли скольких насекомых? (ответы детей).
Мы у каждого насекомого есть свой номер, вот коробочка давайте в неё положим
наших насекомых по порядку в соответствии с их номером.
(Дети называют насекомое и его номер и кладут в коробочку).
Воспитатель: А сейчас давайте сделаем небольшую разминку, прежде чем
мы будем искать остальных насекомых ведь это ещё не все насекомые
Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крыльями)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Ох, считать, не сосчитать! (Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком)
Воспитатель: Посмотрите, вот под этим листочком кто-то спрятался, но
чтобы узнать, кто надо отгадать загадку.
Загадка
Вот загадка не простая:
Прилетела – не кусает,
Не жужжит и не пищит,
Над поляною кружит.
В сеточку её глаза –
Кто же это? (Стрекоза)
(На мольберте - загадка. Рядом под цветком стрекоза картинка. Четыре образца
выложенные стрекозы из спичек по пластилиновой плоскости).
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь не одна стрекоза. Скажите, из чего
сделаны вот эти стрекозы. (ответы детей). Давайте с вами сделаем таких же
стрекоз (ответы детей).
Дидактическое упражнение «Выкладывание из спичек»
Воспитатель: Ребята у этих стрекоз посмотрите, тоже есть номера, давай те
вложим их в нашу коробочку и сосчитаем, сколько у нас насекомых.
(Кладём наших насекомых в коробочку коробочка заполняется полностью,
считаем. Счет прямой и обратный).
Дидактическое упражнение «Сосчитай от 1 до 10 и обратно»
Воспитатель: Ребята я думаю, что мы всех насекомых собрали потому что, в
коробочке больше нет места. Ребята проверьте, нигде не спрятались насекомые.
(Пока дети ищут, переворачиваю коробку с другой стороны, где лежат сладости).
Воспитатель: Мы справились с заданием. А сейчас я возьму волшебную
палочку и совершу ещё одно волшебство. Я превращу насекомых в сладости.
(Говорю волшебные слова, открываю коробочку, раздаю сладости).
Воспитатель:
Стрекоза, оса и муха,
Таракан, комар и жук,
104
Мы вас любим очень сильно,
И без Вас неможем жить.