Вероника Атнагулова
Проект в старшей группе «Мой край родной, Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
. Тема: "Мой край родной, Башкортостан"
Вид проекта :познавательно-творческий, практико-ориентировочный
Срок реализации :сентябрь-ноябрь
Учaстники проекта :воспитaнники старшей группы, родители (законные представители)
Продолжительность проекта :долгосрочный
Aктуaльность проекта.
Публикация «Проект в старшей группе „Мой край родной, Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании пaтриотических чувств дошкольников. У детей развивaется интерес к истории своей мaлой Родины, к народному искусству, формируется любовь к природе, расширяется кругозор. Родина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает. Проведя опрос детей и беседуя с ними о республике Башкортостан, мы выявили, что знания детей в этой области недостаточные. Необходимо дать детям больше сведений о республике Башкортостан, поближе познакомить с культурой, народным искусством республики.
Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
I этап: организационный
Особенно актуально в наше время стала звучать тема возрождения республики Башкортостан. Когда мы еще не можем отойти от старых идеалов, а новые не имеют четких представлений. Как объяснить детям изменения, происходящие в нашей стране и республике? Как прививать детям любовь к родному краю? Как сформировать познавательный интерес у детей к быту, к истории, к национальной культуре башкирского народа?
На сегодняшний день решение проблемы воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине является трудной задачей. В силу возраста дети не до конца понимают значение таких слов как «Родина», «патриотизм». Но хочется отметить, что именно с дошкольного возраста необходимо прививать любовь к Родине, знакомить их со своей республикой. Детские впечатления – самые яркие, поэтому все зависит от того, что и как мы вложим в детей, то у них и будет отложено в памяти. Поэтому понятие о чувстве гражданства, о патриотизме, о чувстве гордости за свою Родину лучше всего закладывать с детства.
В нашей республике проживают люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои традиции. Данный проект разработан в соответствии с ФГОС с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, коллектива детского сада к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.
Цель:
• развитие познавательного интереса к национальной культуре башкирского народа;
• воспитание патриотических чувств.
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае;
• продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;
• продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа (с легендами);
• продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Развивающие:
• развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;
• обогащать словарный запас и расширять кругозор;
• развивать двигательную активность.
Воспитательные:
• воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;
• формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;
• формировать чувства толерантности.
Методы и приемы:
1. диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
2. игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
3. проблемные ситуации;
4. проектирование;
5. конкурсы, викторины;
6. экспериментирование;
7. коллективно-творческие дела;
8. наблюдения;
Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
1. Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
2. Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
3. Символику города и края.
4. Писателей и поэтов города и края, их творчество.
5. Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
1. Вести самостоятельные наблюдения в природе.
2. Узнавать изученные растения и животных.
3. Работать с элементами народного творчества.
4. Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
5. Применять полученных знания о добрых делах и поступках на благо родного города.
Используемая литература:
1. Р. Л. Агишева «Я Башкир». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.
2. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду». «Детство-Пресс» 2014 г.
3. «Народная литература и традиции». Занятие с детьми 3-7 л. Автор составитель В. Н. Косарева-Волгоград:Учитель, 2014г
4. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов
5. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
Продутивная деятельность.
Лепка «Флаг Башкортостана»
Рисование национального костюма: «Раскрасим башкирское платья»
Рисование «Разукрасим тарелку»
Д/И «Башкирское домино»
Октябрь: Мой детский сад -формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов;
-расширять словарный запас;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать умение вести себя в детском саду Д / и «Что изменилось?»; иллюстрации о д / с;
День рождения республики -познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, автором гимна;
-продолжать учить детей слушать пояснения ведущих;
-развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок;
-развивать координацию, ловкость, быстроту, выносливость;
-развивать речевую активность детей;
-воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике.
Известные люди в городе - познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, воспитывать уважение к известным людям города;
- приобщать к прошлому и настоящему своей культуры через связь поколений;
-активизировать словарь детей на основе углубления знаний о великих людях;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
-знакомить детей с прошлым своего народа;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к людям Отечества.
репродукции картин, в том числе портретов знаменитых деятелей науки, искусства, фотографии памятников известным людям.
Мустай Карим – известный башкирский писатель -познакомить обучающихся с творчеством поэта;
-развивать навыки анализа текста;
-воспитывать интерес к предмету, любовь.
Портрет М. Карима
Октябрь: Башкирская народная одежда -познакомить детей с названиями башкирской народной одеждой;
«Мой край родной - Башкортостан»
Национальный костюм башкир.
-воспитывать интерес к истории башкирского народа;
Национальная одежда, иллюстрации,
Д / и «одень куклу»
С. Юлаев – славный сын Башкортостана -познакомить с национальным героем башкирского народа;
-возбудить живой интерес к личности С. Юлаева, к его поэзии;
-желание познакомить с произведениями поэта-героя;
-формировать нравственное и эстетическое сознание;
-обогатить духовный мир подростков, их кругозор;
- пробудить интерес к национальной башкирской поэзии, музыке, искусству;
- учить оценивать поступки героя, воспитание нравственности, гордости
Портрет С. Юлаева
Уфа –главный город Башкортостана -познакомить детей с городом, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями Уфы,
а мы живем в республике Башкортостан г Нефтекамск;
-воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к истории родного края, к тем, кто создал достопримечательности города. открытки с видом г. Нефтекамск.
Россия родина моя - формировать у детей представление о России;
-закрепить знания детей о народах, символике, традициях России;
-воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину.
Иллюстрации флага и герба России
Ноябрь: Башкирское народное творчество -сформировать представление о народном творчестве как о части культуры;
-познакомить с основными жанрами фольклора;
- прививать чувство уважения к народному творчеству. Книга «Башкирское народное творчество»
Башкирский народный орнамент -познакомить обучающихся с башкирским орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;
-уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.
Рисование «Юрта»
Подвижная игра «Юрта»
-продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;
-научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.
-воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.
Записи башкирских мелодий; плакаты и рисунки башкирского орнамента; сапожка.
Аппликация «Украсим башкирский сапожок».
Животный мир Башкортостана -обобщать и систематизировать представления детей и животных и их детенышей;
-расширять знания о внешнем виде, образе, поводках;
-умение различать следы животных;
-развивать интерес; Следы животных, карточки животных, Красная книга, Д / и «Назови детеныша»
Реки и озера Башкортостана - дать краткую характеристику рек и озёр Башкортостана; Фотографии и иллюстрации рек и озер РБ.
Растительный мир Башкортостана - сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности;
-рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах. Фотографии и иллюстрации растений РБ, гербарий, Красная книга.
Башкирские национальные блюда -ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами;
-объяснение новых слов бишбармак,чак-чак (сэк- сэк,) зур балеш,вак-балеш (вауак бэлеш, блины (коймак, корот (корот, айран, кыстыбый, мёд (бал);
Лепка: «Национальное блюдо башкир»
-продолжать развивать интерес к башкирским национальным блюдам. Набор открыток из серии Башкирские блюда чак-чак, блины, книга "Башкирской национальной кухни"
Башкирские народные игры -создание условий, способствующих сохранению и укреплению знаний о татарских, национальных праздниках;
-воспитывать уважение к народным традициям, укреплять творческих, умственных способностей, физического и психического здоровья.
Картотека на тему: «Башкирские национальные игры»
Башкирский национальный костюм -формировать представление детей о России как о многонациональном государстве, но единой стране, посредством приобщения к истокам русской народной культуры, обычаев и традиций других народов;
- воспитывать чувство любви к родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;
-развивать познавательные интересы, умение активно участвовать в беседе.
Шаблоны узоров, изображения башкирского народного костюма, женский башкирский костюм. Кумыс – башкирский национальный напиток -познакомить с национальным башкирским напитком - кумыс, его изготовлением и лечебными свойствами;
-знакомство с обычаями и традициями башкирского народа. рисунки посуды из дерева и кожи
Башкирский мед -пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел;
-познакомить детей с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы», вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики. фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами, репродукция картины Адии Ситдиковой “Башкирский мед”
Башкирские народные игры -приобщение к культурному наследию родного края, национальной игровой культуре, к изучению башкирского народного творчества;
-развитие физических и творческих способностей;
-формирование чувства любви и уважения к народным традициям;
-воспитание толерантности. рисунки с видами праздников, фотографии, рисунки национального костюма, реквизит для соревнований, музыкальное сопровождение (башкирские мелодии, мелодии курая)
Итоговое занятие -воспитать чувство гордости за свою родину, побуждать желание лучше узнать свои родные места;
- закрепить знание о достопримечательностях;
-выявить остаточные знания детей по всем пройденным темам;
-развивать память, внимание;
-воспитывать умение слушать объяснения воспитателя; фотографии, иллюстрации, карта РБ, гимн, флаг, герб.