Эльмира Курманова
Составление творческих рассказов по сюжетной картине
▼ Скачать + Заказать документы
Сначала я предлагаю рассмотреть традиционную методику составления рассказов по картине :
1. Картина предъявляется детям в начале занятия, т. е. не демонстрируется им заранее.
2. Воспитатель готовит вопросы детям по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов.
3. Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине.
4. На занятии всей группы детей заслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами.
Публикация «Составление творческих рассказов по сюжетной картине» размещена в разделах
5. Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо — плохо».
По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного занятия в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. Но ведь такой вид работы необходим!
Как заинтересовать ребенка?
В своей работе я начала использовать методы общей теории сильного мышления (ОТСМ — автор Н. Н. Хоменко) и элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ — автор Г. С. Альтшуллер)
Основная дидактическая задача этой методики — не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Реализация этой задачи позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.
Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5–7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.
Давайте познакомимся с этапами работы над сюжетной картиной.
Содержание этапов:
Этап 1. Определение объектов на картине.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами, изображенными на картине.
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор.
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.
Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.
Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.
Слайд № 3
Э т а п 1 Определение объектов на картине
Цели:
— учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их;
— учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»;
— активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Пример занятия
Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов.
(Педагог, по мере называния объектов, обозначает их схемами.)
Дети: Девочка, еще девочка…
П. : Давайте их назовем.
Д. : Девочка Света, которая держит куклу, и девочка Таня, кото-
рая плачет. Мальчика зовут Сережа.
П. : Кто еще что видит?
Д. : Лужу, прутик, мяч, куклу, елочку, еще елочку.
П. : Хорошо. Много елочек: одна в левой, другая в правой части картины.
Д. : Цветы, много разных цветов, больше всего ромашек. Небо, земля, трава… Кофта, юбка…
П. : Что мы сейчас делали?
Д: Играли в игру «Кто больше назовет предметов».
П. : Вот эмблема этой игры (показ эмблемы Приложение 1) и ее правило: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».
Информация для педагогов
Этот этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий.
Степень подробности выделения объектов зависит от возраста детей и может быть разной:
— очень подробной (с выделением всех объектов и их частей);
— подробной (выделение основных и второстепенных объектов без их частей);
— упрощенной (выделение только крупных объектов).
При наличии однородных объектов на картине их группируют по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру; по функциональному назначению; форме; цвету и т. д. Например: «Назови предметы одного цвета» или «Назови предметы, круглые по форме» и т. п. Группы или классы выявленных объектов обозначаются словом, но не схематизируются.
Слайд № 4
На этом слайде фото, как мы с детьми определяем объекты.
Слайд № 5
Этап 2. Найдите на картине взаимосвязи между объектами
Цель:
- Учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.
- Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Один объект связан с другим».
- Активизации словаря дошкольников по сюжету картины (называние действий и взаимодействий объектов).
Пример:
- П. : Давайте поиграем в сыщиков и узнаем тайну картины : Все объекты между собой связаны. Найдем эти связи.
- Д. : «Мячик и вода в луже связаны между собой, мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым». Ребенок на листе бумаги с выделенными объектами рисует контрастным фломастером стрелку от мяча к воде.
- «Мячик и прутик связаны, потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи», проводится стрелка от прутика к мячу.
- «Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, рука мальчика держит прутик, во-вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч, поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику».
- «Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню». Проводится стрелка от Светы к Тане
- П. : Что мы сейчас делали?
- Д: Играли в игру «Сыщики»
- П. : Вот эмблема игры (показ эмблемы этапа 2) и ее правило: «Один объект связан с другим, потому что….».
Информация для педагогов.
Для составления осмысленного рассказа по картине нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два объекта, и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление, на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит, на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети).
Слайд № 6
На этом слайде фото как мы с детьми устанавливаем взаимосвязи между объектами.
Слайд № 7
Этап 3. Составьте сравнение, загадку или метафору по картине
Цель:
- Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).
Пример:
1. Сравнение составляем по алгоритму со всеми педагогами.
-Ребята, какой объект вам больше всего нравится на картине.
- Какой он по форме?
- Что бывает ещё такой же формы?
- Теперь давайте составим словосочетания (Мяч по форме круглый, такой же, как Колобок.)
- Давайте назовё м правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
-А вот эмблема этого этапа.
2. Загадку. Вызываю трёх человек и составляем по алгоритму :
- выбери объект
- какой этот объект?
- как, что?
- составьте словосочетания со словами «но не» или «как».
- составляем загадку.
- находим эмблему и повторяем правила этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку».
Пример: прутик
Какай? Длинный, тонкий, упругий.
Как что? Указка, провод, смычок.
Составляем загадку :
Длинный, но не указка
Тонкий, но не провод
Упругий, как смычок. (прутик).
Таким же образом загадки могут быть составлены и с помощью вопросов:
Что делает? Кто или что делает также?
На что похоже? Чем отличается?
Загадки, самостоятельно составленные детьми :
по модели «Что делает? Кто или что делает так же?»
Отражает, как зеркало,
Лежит, как коврик,
Вредит, но не старуха Шапокляк. Лужа
по модели «На что похоже? – Чем отличается?»
Как бабочка, но не порхает,
Как речка, но не течет,
Как облачко, но не на небе. Бантик.
Слайд № 8
2. Метафора. Знакомлю с примером.
Метафора - это более сложная форма образной речи, поэтому модели метафоры предлагаются детям старшего дошкольного возраста в виде загадочных фраз.
Алгоритм Пример
1. Выбери объект 1 на картине Слезы.
2. Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном объекте. Признак - действие.
По признаку действия - слезы капают.
3. Найди проявление данного признака в другом объекте 2. Дождик по действию тоже капает.
4. Укажи местонахождение объекта 1 Слезы на глазах у Тани.
5. Соедини объект 2 с местонахождением объекта 1.
Объект 1 не называется. Составляется метафора. Слезы на глазах + Дождик = Дождик глаз
«Дождик глаз» - метафора
6. Составь загадочную фразу : «От расстройства у Тани на лице появился дождик глаз».
7. Скажи правило этого этапа «Я могу сравнить объект и составить загадочную фразу».
8. Узнай эмблему этапа.
Информация для педагогов.
Метафоры вначале составляются педагогом, детям предлагается их отгадать: «Про кого или про что я здесь говорю?». После отгадывания детьми объекта, взрослый повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.
Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Слайд № 9
Этап 4. Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств
Цель:
- Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
- Учить детей узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Пример:
- Ребята, давайте посмотрим на картину и попытаемся «войти в неё», а помогут нам это сделать три волшебника:
1. Волшебник «Я нюхаю» : вот его эмблема, и так, какие запахи помог вам почувствовать волшебник «Я нюхаю».
2. Волшебник «Я слышу» : вот его эмблема, какие звуки мы можем услышать глядя на эту картину?
3. Волшебник «Я ощущаю» : вот эмблема этого волшебника. Что мы с его помощью можем почувствовать глядя на картину?
- А теперь давайте проговорим правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
Информация для педагогов.
Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств, необходимо с детьми уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами. У человека пять органов чувств: нос, ухо, язык, рука, глаз. В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников - помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
Слайд № 10
Этап 5. Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины
Цель:
- Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.
- Активизировать речь за счет рифмующихся слов.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».
Пример:
- Ребята, а кто из вас помнит стихотворение А Барто «Мяч».
-Чтение детьми стихотворения А. Барто «Мяч»
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише Танечка не плач.
Не утонет в речке мяч.
- Давайте найдём созвучные слова.
- Это слова-рифмовки
Рифмовка-это созвучные слова.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Складушки-ладушки» (вызываю 4 человек). Я вам называю объект, а вы придумываете рифмовку.
Мячик — зайчик;
бантик — фантик;
девочка — припевочка;
палочка — помогалочка и т. д.
- Давайте покажем эмблему этапа и проговорим правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».
Информация для педагогов.
Работа по созданию рифмовок строиться в определенной последовательности.
Сначала с детьми проводятся игры: «Складушки-ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой.
Далее детям предлагается из пары слов составить двустрочник так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом.
После проведенной предварительной работы переходят к этапу создания рифмовки. Пятая строчка рифмовки содержит вывод и не рифмуется.
Слайд № 11
Этап 6. Определите местонахождение объекта на картине
Цель:
- Учить детей пространственной ориентировке на картине.
- Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».
1. Вызываю одного человека.
- Выбери объект, где находится объект на картине?
- А теперь представь, что ты этот объект и опиши, что ты видишь вокруг себя?
- Скажи правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». Узнай эмблему этапа.
Информация для педагогов.
Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства.
Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас детей, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины; правый – левый, верхний – нижний углы картины.
Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в глубине…
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры : плоскостная «Да – Нет», «Ожившая картина».
Игра «Да - нет» на плоскости.
Игра «Да – Нет» организуется следующим образом: педагог загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливают его местонахождение.
Вопросы задаются таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «Да» или «Нет». Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости.
Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо дополнительные ориентиры: веревочки, палочки, мел и т. д.
Слайд № 12
Этап 7. Составьте речевые зарисовки, используя разные точки зрения
Цель:
- Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
- Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
- Учить узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».
- Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Пример:
Вызываю троих человек
- выберите себе объект на картине.
- представьте, что вы …. грустный
…. воображала
…. Трудолюбивый
- опишите, что вас окружает, и какие события происходят вокруг вас.
- показываем эмблему этапа, и проговариваем правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».
Информация для педагогов.
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить:
• возможные эмоциональные состояния и настроения :
Грустный – веселый.
Спокойный – возбужденный.
Сытый – голодный.
Здоровый – больной…
• разнообразные свойства характера:
добрый – злой,
трудолюбивый – ленивый,
вежливый – грубый,
умный – глупый…
• признаки проявления эмоциональных состояний :
веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех)
грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый)
больной (раздражается, ворчит, требует повышенного к себе внимания, жалуется на свое здоровье, добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет)
• разнообразные средства интонационной выразительности речи и правила их применения:
темп речи,
сила голоса,
тембр.
Ребенок сам выбирает объект перевоплощения. От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.
Перед тем, как обучить ребенка составлению речевых зарисовок от первого лица необходимо провести следующие творческие задания :
- «Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».
- «Покажи действием и мимикой изменение твоего эмоционального состояния».
- «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации. Опиши твое эмоциональное и физическое состояние с использованием междометий и разных средств выразительности речи».
Для обучения речевым зарисовкам от первого лица одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет описание состояния объекта, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Рекомендуется побуждать детей использовать приемы решения проблем и объяснение стабилизации его эмоционального состояния.
При выборе объекта и эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка. В старшем дошкольном возрасте следует побуждать ребенка брать на себя роль не только объектов, но и частей объекта (глаза куклы) или места происходящего (я – полянка, на которой происходят события).
От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый – злой) осуществляется переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).
Формы организации работы с детьми могут быть разными:
коллективные (вся группа детей сочиняет рассказ с точки зрения одного героя);
подгрупповые (педагог дает задания подгруппам детей по составлению рассказа с противоположными характеристиками одного героя);
индивидуальные (задания по составлению рассказа даются индивидуально каждому ребенку, или самостоятельно выбираются ими).
Слайд № 13
Этап 8. Опишите объект, изменяя его во времени
Цель:
- Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
- Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того).
Пример:
Ребята, давайте с вами выберем объект, и посмотрим, что происходит с ним в настоящее время? А как вы думаете, что с ним происходило в прошлом? А теперь давайте подумаем, что с ним будет в будущем?
- Вывешиваем эмблему этапа и проговариваем правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
Информация для педагогов.
Картина рассматривается детьми, как остановившийся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом изменений его признаков. Объекты растительного мира описываются по линии времен года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования.
Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Могут составляться речевые зарисовки фантастического плана: объект и его изменение в далеком прошлом или будущем.
В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того).
Слайд № 14
Этап 9. Найдите смысловые характеристики картины
Цель:
- Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
- Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
- Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
- Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Пример:
- Ребята, я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая называется «Ромашка мудрости». Перед нами цветочек ромашка, она необычная на каждом её лепесточке написана пословица, а наша с вами задача определить подходит пословица к нашей картине или нет. Дети с воспитателем срывают лепестки, читают пословицу и определяют подходит пословица картине или нет и объясняют почему?
- Показываем эмблему этапа и проговариваем правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Информация для педагогов.
Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку по-разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать» житейскую мудрость к картине любого содержания. Важно при этом обосновать эту связь, подобрать к одной и той же картине разные пословицы и поговорки. В конечном итоге идет отбор логически обоснованных пословиц. На основе этого строятся речевые зарисовки, типа рассуждений, которые зависят от жизненного опыта ребенка его позиции по отношению к ситуации на картине.
Итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине
Цель:
- Закрепить знание этапов составления рассказа по картине.
- Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине.
Пример:
Ребята, сегодня мы прощаемся с картиной, и я предлагаю сделать нашей картине подарок. Вы согласны? Мы с вами подарим картине наши рассказы о ней. Я тоже придумала собственный рассказ и сейчас я вам его расскажу.
Жила-была девочка Таня. Однажды ей на день рождения подарили мяч. Таня вышла на прогулку после дождя и стала играть одна в мяч. Но вдруг мяч полетел в лужу. Девочка заплакала: она испугалась, что мячик утонет. Дети прибежали на помощь. «Тише,
Таня, не плач, не утонет в луже мяч! — сказал ей Сережа. — Я помогу тебе». Он взял веточку и быстро достал мяч. «Спасибо тебе, Сережа!»
А сейчас, ребята, вы подойдёте ко взрослому и расскажите рассказ который придумали сами. Вызываю двух человек (садятся на стульчики один в роли ребёнка, а другой в роли взрослого).
Информация для педагогов.
Воспитатель заранее составляет и записывает собственный рассказ по данной картине на пределе своих речевых возможностей. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По объему рассказ должен быть не более чем на 2-3 мин.
Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. В группу придут гости. На занятие приглашаются взрослые по количеству детей в группе. Это может быть обслуживающий персонал, родители, педагоги.
В начале занятия предлагается детям рассказать гостям, в какие игры с картиной они играли, и объяснить «секреты» эмблем.
Воспитатель в качестве подарка картине предлагает детям составить свои рассказы и рассказать их взрослым.
Работа идет в паре: взрослый – ребенок. Ребенок индивидуально создает свой собственный рассказ, и тихо рассказывает его взрослому, который записывает текст на бумаге.
Я конечно, итогового занятия не проводила так как сами понимаете, что найти на каждого ребёнка взрослого это проблематично, но приготовила для вас два видео, где дети расскажут вам, рассказы собственного сочинения. Не судите нас строго мы только учимся составлять рассказы по картине.
Слайд № 15, 16.
Благодарю за внимание!