Приложение МААМ

Мини-музей как средство развитя познавательной активности дошкольников

Балакирева Татьяна
Мини-музей как средство развитя познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Мини-музей как средство развитя познавательной активности дошкольников»

Обоснование актуальности опыта

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна, необходимо чтобы ребенок осознал уникальность своего народа, знал историю своей страны, полюбил свою родину.

С первых лет жизни ребенка необходимо приобщать к культуре, общечеловеческим ценностям, это помогает заложить в нем фундамент нравственности и патриотизм. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.

Публикация «Мини-музей как средство развитя познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

При чтении русских народных сказок детей заинтересовал вопрос: Что такое изба? Поэтому я решила познакомить детей с традициями нашего народа, историей русского быта, устройством деревенской избы, разнообразием предметов домашнего быта.

Если знакомить дошкольников с историей и культурой нашей родины, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Основная идея.

Основная идея направлена на формирование у детей, что музейная экспозиция может выступать эффективным средством нравственно-патриотического воспитания при выполнении следующих условий:

- вариативность выставок, использование художественно-краеведческой направленности;

- дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; моделирование проблемной ситуации;

- интегрированные формы деятельности в экспозиции.

Теоретическая база опыта.

В своей работе по мини-музею я использую методическую литературу, которую взяла за основу -Петрова И. М. Театр на столе. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2003.-144с. Предлагаемое пособие содержит практические материалы для занятий ручным трудом с детьми старшего дошкольного возраста (с последующим использованием поделок в театрализованной деятельности). Предназначено для воспитателей детских садов и родителей.

2. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, руководителей художественных студий. Под ред. Т. С. Комарова. М. : Изд-во «Российское педагогическое агентство»,1997-208с.

В книге раскрывается содержание и методика ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с народным искусством: музыкальным, изобразительным, словесным во взаимосвязи и его роль в интеллектуально- эстетическом воспитании. Представлены конспекты занятий и уроков с детьми по каждому виду народного искусства и интегрированных занятий, сценарии праздников и развлечений. Книга предназначена педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Мы в Мордовии живем: пример. Регион. Модуль программы дошк. Образования/(О. В. Буляева и др.). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.-104с.

Материалы пособия отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия. Примерная программа предназначена педагогам ДОУ и рекомендуется для разработки основной общеобразовательной программы в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордвы.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. -2-е изд. ,перераб. и доп. -СПб:ДЕТСТВО-Пресс,1998. -304с:ил.

Образовательная программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, основные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы,рекомендации/ Сост. Н. В. Нищева. -СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 206.-128с. ,ил.

В сборник вошли методические рекомендации, посвященные теме организации и рационального использования предметно- пространственной среды в различных группах детского сада. Представлено содержание и назначение развивающих центров групповых помещений всех возрастных групп ДОУ общего типа, а также логопедических.

6. ТихоноваМ. В., СмирноваН. С. КРАСНАЯ ИЗБА…

Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. -СПб: «Детство-пресс» ,2000.-208с.

В книге представлены рекомендации по организации музея народного быта в дошкольном учреждении; примерное месячное планирование самостоятельных и совместных с педагогом занятий детей, организуемых в музе; конспекты занятий; описание игр; тексты фольклорных произведений.

7. Детский сад: будни и праздники / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. Т. Н. Доронова, Н. А. Рыжова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006-320с.

Пособие состоит из двух частей. В первой рассказывается о региональных программах развития дошкольного образования, о способах взаимодействия ДОУ и органов власти различных уровней.

Вторая часть знакомит с опытом российских детских садов: в нее включены сценарии праздников, конспекты занятий, практические рекомендации по организации работы с дошкольниками разного возраста.

8. Российский Этнологический музей-детям:Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О. А., Зязева Л. К., Прокофьева С. А. и др. - СПб: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001-.192с.

В сборнике из цикла «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» опубликована созданная научными сотрудниками Российского этнологического музея (Санкт-Петербург) воспитательно – образовательная программа для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с бытом и занятиями русских крестьян.

9. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Новизна программы определяется тем, что в ней / Т. И. Бабаева, А. Г. гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528с.

Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена представляет обновленный вариант примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» .

Данный вариант программы «детство» полностью соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, опирается на лучшие традиции петербургской (ленинградской) педагогической научной школы реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъектной деятельности и поведения.

Новизна опыта.

Новизна опыта работы состоит в том, что на базе детского сада в отдельном помещении на первом этаже расположен мини-музей. Я попыталась определить и свести в определенную систему содержание, формы и методы нравственно-патриотического воспитания средствами музейной экспозиции.

.

Технология опыта

Работая в данном направлении,я создала условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея и как следствие - ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом мордовского и русского народа. Целью моей разработки является формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и в быту.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы.

2. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, люлька, лавка, сруб.) Привить интерес к предметам старины.

3. Расширить словарный запас детей. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

4. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр и умении рассказать о быте и благоустройстве русской избы.

5. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)

6. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

7. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

В своей работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса как:

1. Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.

2. Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

3. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп

4. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

Свою работу по мини-музею я начала с того, что разработала программу дополнительного образования «Красна изба», которая направлена на формирование дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми. Совместно с детьми изготовила настольно-печатные и дидактические игры, подобрала иллюстративный и художественный материал, совместно с детьми создали альбомы «Русская изба и её убранство», «народный костюм», организовали выставку детского творчества «По мотивам народных промыслов».

Также были совместно с детьми проведены виртуальные экскурсии. Совместно с родителями мы собирали экспонаты мини-музея. Отличительная черта нашего мини-музея заключается в том, что все экспонаты можно трогать, играть с ними, а при большом желании даже взять на время домой. Мною был создан и реализован проект «Мини-музей «Красна изба», целью которого является повышения уровня интереса к русской национальной культуре в быту. В качестве установления прочных знаний по данной теме были разработаны и использованы циклы бесед,игр, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность, театрализованные постановки, развлечения Совместно с детьми провели виртуальную экскурсию нашего мини-музея «Русская печь» «Знакомство с колыбелькой», где имели возможность рассказать детям всего детского сада о том, что узнали интересного о экспонатов. В заключении мы пригласили детей из других групп нашего детского сада посетить наш мини-музей.

Я разработала диагностический инструментарий, который использовала в работе с детьми. Данный мониторинг проведенный в начале моей работы показал, что преобладает низкий и средний уровень знаний. В завершении моей работы мониторинг показал высокий уровень познания дошкольниками.

Результативность опыта.

Подводя итог в своей работе я пришла к выводу о том, что мини музеи- это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 3-4лет, так и для старшего и подготовительного возраста. Экспонаты музея не пылятся на полках. Они используются для проведения различных видов детской деятельности. Главное, чтобы экскурсии по мини музеям не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство развитя познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 13 июля 2024 в 19:42
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей как средство развитя познавательной активности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Балакирева Татьяна (УИ 532886) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД