Балакирева Татьяна
Мини-музей как средство развитя познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мини-музей как средство развитя познавательной активности дошкольников»
Обоснование актуальности опыта
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна, необходимо чтобы ребенок осознал уникальность своего народа, знал историю своей страны, полюбил свою родину.
С первых лет жизни ребенка необходимо приобщать к культуре, общечеловеческим ценностям, это помогает заложить в нем фундамент нравственности и патриотизм. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.
Публикация «Мини-музей как средство развитя познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
При чтении русских народных сказок детей заинтересовал вопрос: Что такое изба? Поэтому я решила познакомить детей с традициями нашего народа, историей русского быта, устройством деревенской избы, разнообразием предметов домашнего быта.
Если знакомить дошкольников с историей и культурой нашей родины, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Основная идея.
Основная идея направлена на формирование у детей, что музейная экспозиция может выступать эффективным средством нравственно-патриотического воспитания при выполнении следующих условий:
- вариативность выставок, использование художественно-краеведческой направленности;
- дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; моделирование проблемной ситуации;
- интегрированные формы деятельности в экспозиции.
Теоретическая база опыта.
В своей работе по мини-музею я использую методическую литературу, которую взяла за основу -Петрова И. М. Театр на столе. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2003.-144с. Предлагаемое пособие содержит практические материалы для занятий ручным трудом с детьми старшего дошкольного возраста (с последующим использованием поделок в театрализованной деятельности). Предназначено для воспитателей детских садов и родителей.
2. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, руководителей художественных студий. Под ред. Т. С. Комарова. М. : Изд-во «Российское педагогическое агентство»,1997-208с.
В книге раскрывается содержание и методика ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с народным искусством: музыкальным, изобразительным, словесным во взаимосвязи и его роль в интеллектуально- эстетическом воспитании. Представлены конспекты занятий и уроков с детьми по каждому виду народного искусства и интегрированных занятий, сценарии праздников и развлечений. Книга предназначена педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Мы в Мордовии живем: пример. Регион. Модуль программы дошк. Образования/(О. В. Буляева и др.). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.-104с.
Материалы пособия отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия. Примерная программа предназначена педагогам ДОУ и рекомендуется для разработки основной общеобразовательной программы в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордвы.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. -2-е изд. ,перераб. и доп. -СПб:ДЕТСТВО-Пресс,1998. -304с:ил.
Образовательная программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, основные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы,рекомендации/ Сост. Н. В. Нищева. -СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 206.-128с. ,ил.
В сборник вошли методические рекомендации, посвященные теме организации и рационального использования предметно- пространственной среды в различных группах детского сада. Представлено содержание и назначение развивающих центров групповых помещений всех возрастных групп ДОУ общего типа, а также логопедических.
6. ТихоноваМ. В., СмирноваН. С. КРАСНАЯ ИЗБА…
Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. -СПб: «Детство-пресс» ,2000.-208с.
В книге представлены рекомендации по организации музея народного быта в дошкольном учреждении; примерное месячное планирование самостоятельных и совместных с педагогом занятий детей, организуемых в музе; конспекты занятий; описание игр; тексты фольклорных произведений.
7. Детский сад: будни и праздники / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. Т. Н. Доронова, Н. А. Рыжова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006-320с.
Пособие состоит из двух частей. В первой рассказывается о региональных программах развития дошкольного образования, о способах взаимодействия ДОУ и органов власти различных уровней.
Вторая часть знакомит с опытом российских детских садов: в нее включены сценарии праздников, конспекты занятий, практические рекомендации по организации работы с дошкольниками разного возраста.
8. Российский Этнологический музей-детям:Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О. А., Зязева Л. К., Прокофьева С. А. и др. - СПб: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001-.192с.
В сборнике из цикла «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» опубликована созданная научными сотрудниками Российского этнологического музея (Санкт-Петербург) воспитательно – образовательная программа для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с бытом и занятиями русских крестьян.
9. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Новизна программы определяется тем, что в ней / Т. И. Бабаева, А. Г. гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528с.
Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена представляет обновленный вариант примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» .
Данный вариант программы «детство» полностью соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, опирается на лучшие традиции петербургской (ленинградской) педагогической научной школы реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъектной деятельности и поведения.
Новизна опыта.
Новизна опыта работы состоит в том, что на базе детского сада в отдельном помещении на первом этаже расположен мини-музей. Я попыталась определить и свести в определенную систему содержание, формы и методы нравственно-патриотического воспитания средствами музейной экспозиции.
.
Технология опыта
Работая в данном направлении,я создала условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея и как следствие - ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом мордовского и русского народа. Целью моей разработки является формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и в быту.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы.
2. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, люлька, лавка, сруб.) Привить интерес к предметам старины.
3. Расширить словарный запас детей. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
4. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр и умении рассказать о быте и благоустройстве русской избы.
5. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)
6. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
7. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
В своей работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса как:
1. Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.
2. Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
3. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп
4. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Свою работу по мини-музею я начала с того, что разработала программу дополнительного образования «Красна изба», которая направлена на формирование дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми. Совместно с детьми изготовила настольно-печатные и дидактические игры, подобрала иллюстративный и художественный материал, совместно с детьми создали альбомы «Русская изба и её убранство», «народный костюм», организовали выставку детского творчества «По мотивам народных промыслов».
Также были совместно с детьми проведены виртуальные экскурсии. Совместно с родителями мы собирали экспонаты мини-музея. Отличительная черта нашего мини-музея заключается в том, что все экспонаты можно трогать, играть с ними, а при большом желании даже взять на время домой. Мною был создан и реализован проект «Мини-музей «Красна изба», целью которого является повышения уровня интереса к русской национальной культуре в быту. В качестве установления прочных знаний по данной теме были разработаны и использованы циклы бесед,игр, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность, театрализованные постановки, развлечения Совместно с детьми провели виртуальную экскурсию нашего мини-музея «Русская печь» «Знакомство с колыбелькой», где имели возможность рассказать детям всего детского сада о том, что узнали интересного о экспонатов. В заключении мы пригласили детей из других групп нашего детского сада посетить наш мини-музей.
Я разработала диагностический инструментарий, который использовала в работе с детьми. Данный мониторинг проведенный в начале моей работы показал, что преобладает низкий и средний уровень знаний. В завершении моей работы мониторинг показал высокий уровень познания дошкольниками.
Результативность опыта.
Подводя итог в своей работе я пришла к выводу о том, что мини музеи- это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 3-4лет, так и для старшего и подготовительного возраста. Экспонаты музея не пылятся на полках. Они используются для проведения различных видов детской деятельности. Главное, чтобы экскурсии по мини музеям не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.