Татьяна Нарцисовна
Конспект занятия «Лес — наш зелёный друг, береги и охраняй его»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Уточнить и расширить представления детей о лесе, как многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определенный этаж и находятся в тесных взаимосвязях.
Задачи: Учить детей использовать имеющие знания о лесе.
Закреплять знания детей об основных правилах поведения в лесу.
Формировать у детей убеждения, что красота и творение природы бесценны, а потому их надо охранять и беречь.
Развивать любознательность, умственную активность.
Упражнять детей в умении правильно строить предложение при ответах.
Развивать связную, грамматически правильно построенную речь.
Методические приемы:
Публикация «Конспект занятия „Лес — наш зелёный друг, береги и охраняй его“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
1) Показ и объяснение
2)Беседа, вопросы по теме
3) Использование загадок, пословиц, игровых упражнений с текстом
4)Сюрпризный момент (Лесовичок)
5)Использование наглядно-демонстрационного материала
Материал к занятию : Панно — модель «многоэтажного леса», запись с голосами птиц «лесная полянка» - модель из природного материала, карточки-правила поведения в лесу, кукла-старичок «Лесовичок», поделки из бумаги — корзинки, корзинка с ягодами калины, шиповника, боярышника.
Речевой материал: Загадки о деревьях, физминутка «Станем мы деревьями». Игровое упражнение «На прогулку в лес пойдем».
Предварительная работа: Беседы «Дары природы», «Что делают из древесины», «Лес и наше здоровье», «Кто заботится о лесе?»
Чтение книг о природе, о лесе (И. Сладков «Азбука леса», «Запущенный лес», Ю. Дмитриев «Что такое лес?», М. Пришвин «Глаза Земли»). Изготовление коллажей, поделок из природного материала; оформление альбома. Правила поведения в лесу. Знакомство с народными изречениями о лесе (пословицы, загадки).
Ход занятий:
День сегодня необычный, удивить хочу я вас. Мы с вами в гости отправляемся сейчас, а куда: догадайтесь.
«В этом доме сто осин,
сто берез и сто рябин.
Сосны, ели и дубы, травы,
ягоды, грибы. Много жителей
в нем. Назовите этот дом»
(лес)
=Когда идут куда-то в гости, что необходимо знать? (правила поведения)
=Мы вспомним основные правила поведения в лесу, подойдите к столу и расскажите какие правила изображены на картинках. (дети рассказывают)
=Вижу вы готовы — игровое упражнение:
«В лес отправимся гулять
Будем весело шагать (по кругу маршем)
По тропиночке пойдем друг за дружкою
гуськом (руки в локтях, с пятки на носок)
Тропинка, тропинка, ты нас проводи
Пойдем за тобою, а ты впереди (змейкой)
На носочки встали, к лесу побежали
Ноги выше поднимаем (врассыпную)
На кочки, грибочки, цветочки не наступаем.
=Вот и лес — полон сказок и чудес!
=Свежим воздухом подышим (1-2 — носом вдох, 3-4 — выдох ртом)
=Слышу кто-то тихонько листиком шуршит, я догадалась кто это:
«В маленькой избушке на
лесной опушке живет старичок
старичок -(Лесовичок)
=Здравствуй, добрый Лесовичок.
=Что надо сказать Лесовичку?
=Лесовичок с вами тоже здоровается и говорит, что очень рад вашему приходу в лес. Но сегодня не может показать вам свои лесные богатства, т. к. всю ночь трудился вместе с лесничим, потому что в лесном доме случился сильный переполох. Кто-то очень напугал лесной народ.
=Поможем навести порядок в лесном доме (дети выполняют задание по очереди, остальные сидят на пеньках).
=Дом лесной оказывается многоэтажный!
=Вот мы с вами живем в домах на разных этажах, кто выше, кто ниже, и в разных квартирах. В лесу есть тоже этажи и я проверю правильно ли вы расселили лесных жителей и растения.
=Скажите, на первом этаже живет (трава, грибы, цветы, ягодные кустарники, мхи, насекомые, птицы, звери) (ставлю цифру 1)
=Кто поселился на втором этаже? (кустарники, птицы, насекомые (ставлю цифру 2)
=Кто поселился на третьем этаже? (дятел, сорока, деревья — береза, клен, рябина,осина) (обозначаю цифрой 3)
=И на последнем, который по счету он (живут белка, крупные птицы, растут самые высокие деревья ---сосна, ель, лиственница). В лесном доме все жители и растения друг другу нужны очень!
=Давайте, дети, оживем наш многоэтажный лесной дом :1,2,3 — лес оживи (музыка «Звуки леса»--- постепенно затихает)
=С каждым днем в лесу птичьих голосов становится все меньше.
=Как вы думаете, почему?
=Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные, насекомоядные)
=как называются птицы, которые остаются на родине? (зимующие)
(дети называют зимующих птиц)
=Дети, пока вы трудились, Лесовичок приготовил для вас лесные загадки, они лежат в лесной книге: «У лесной красавицы на пушистых ветках тонкие иголочки, как маленькие детки». (ель) «Листик колюч, ствол липуч».
=Ель относится к какому виду деревьев?
=Какие еще хвойные деревья вы знаете?
=Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (хвойный, сосновый бор, ельник, краснолесье)
=Еще одна загадка «Она любимица России. Всех и каждого спроси. Белоствольная краса украшает нам леса» (береза)
=Береза — это «хвойное» дерево?
=Назовите еще лиственные деревья?
=Как называется лес, в котором растут клен, береза, липа, рябина? (лиственный, березовая роща, дубрава)
=Дети, в какой лес мы с вами пришли? (смешанный)
=Какой лес называют смешанный? (хвойные/лиственные деревья)
Физмунутка: «Станем мы деревьями (руки к плечам вверх) сильными, большими.
Ноги наши (руки корни, их расставим шире, чтоб покачивать на поясе) держали дерево, падать не давали.
Из глубин подземных воду доставали (наклоны вперед).
Наше тело прочный ствол, он чуть-чуть качается (с ноги на ногу покачиваясь)
И своей верхушкой в небо упирается (руки вверх, на носки)
Наши руки — ветви, крону образуют (в стороны, вверх — соединить в виде круга)
Им не страшно вместе, если ветры дуют (покачивание руками вправо, влево)
=Дети, мне Лесовичок показал чудесную полянку, пойдем вместе и посмотрим. Полянка-то. грибная
=Назовите грибочки и положите в корзину. Наполним грибочками лукошко и про запас оставим немножко.
=Какие грибочки мы собрали (съедобные)
=Какие грибы остались на полянке? (дети называют мухомор, бледная поганку) Для кого они полезны? (зверей, птиц — как лекарство)
Конечно, животным сейчас и подлечиться надо перед наступлением холодов. Много у них забот.
=Дети, какие же у них осенью заботы? (утеплить свои жилище, заготовить запасы на зиму, поменять свои шкурки на теплые зимние, хорошо откормится)
=Дети, Лесовичок очень любит делать сюрпризы. Посмотрите какие фотографии он нам подарил. (дети называют зверей) Узнали назовите. Игра «Чей, чья, чьи?» (лисья, лисьи, волчьи, медвежий и т. д.)
=Лесные загадки и тайны бесконечны, много можно увидеть и услышать в лесу, если сидеть тихо и смотреть зорко.
=Нам пришло время прощаться и Лесовичок приготовил нам угощение (корзинка с ягодами)
Д/игра «Назови, какие ягоды в корзинке и какую пользу приносят?» (дети рассказывают)
= Возьмем корзинку скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в детском саду ты окажись!»
=Дети, скажите какое значение имеет лес для нас?
ответы детей: Лес — это место отдыха
Лес — это зеленая аптека
Лес - это кладовая ягод, грибов
Лес — это источник чистой воды, топлива, древесины
Лес — это чистый воздух
Лес - защитник полей, водоемов и почв
Лес — это красота
Лес нужно ценить и беречь, он красив во все времена года. Он открывает свои тайны только добрым людям,
«Давайте, дети, к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птицы,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!»
Вспомним мудрую пословицу: я начну, а вы кончайте, дружно вместе отвечайте:
Много леса — не губи
Мало леса — береги
Нет леса — посади
Дарю вам на память эмблему «Активному защитнику природы» и ваши любимые раскраски о лесе.