Татьяна Пивоварова
НОД по познавательному развитию «Зубы, друг мой, береги — утром чистить их беги!»
▼ Скачать + Заказать документы
(с использованием крупных пластилиновых макетов)
Возраст детей: старшая группа, 5-6 лет
Цель: дать детям элементарные знания о строении зубов, уходе за зубами, развивать доверие и уважение к профессии врача-стоматолога.
Задачи.
Образовательные: сформировать знания о строении зубов, актуализировать знания о правильном уходе за зубами: чистке зубов, гигиене полости рта, правильном питании.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Зубы, друг мой, береги — утром чистить их беги!“» размещена в разделах
- Зубы, уход за зубами. Конспекты занятий, НОД
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Развивающие : создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы. Развивать наблюдательность и интерес детей, воображение.
Воспитательные: содействовать развитию интереса к собственному здоровью, к строению своего организма. Воспитывать потребность выполнять правила личной гигиены. Воспитывать доверие и уважение к профессии стоматолога.
Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: крупные пластилиновые макеты «коренной зуб», «зуб в разрезе», «зубы в десне» (из воткнутых в «десну» из розового пластилина «зубов» из пузырьков от маникюрного лака, покрашенных белой краской, крупный шуруп или сверло («бормашина, подготовленные на интерактивной доске изображения хищных и травоядных животных, зубная щетка, паста белого и желтого (синего) цвета,разрезные картинки с изображениями спеленутого младенца, жабы, бабочки, птицы и червяка.
Предварительная работа: Чтение стихотворений П. Прядко
«Доктор маме говорил», Н. Карповой
«Разболелся зуб у Волка», просмотр мультфильма «Королева Зубная щетка». «Птичка Тари», д/и с мячом «Вредное – полезное».
Словарная работа: резцы, клыки, коренные зубы, нерв, пломба, стоматолог, налет, микробы, бормашина.
Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:
Ребята! Отгадайте, что у меня в коробке!
На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся,
И смирными станут
До новых затей.
Есть и еще одна загадка:
2 ряда камней друг о друга стучат
Все, что между ними, они размельчат.
(Ответы детей)
Давайте рассмотрим зубы. Как вы думаете, все зубы одинаковые? Нащупайте свои зубы языком, и подумайте.
Правильно, не одинаковые. Передние зубы называются резцы, они так называются, потому что разрезают пищу. У травоядных животных большие резцы, особенно у грызунов – мышей и зайцев)
(Рассматриваем соответствующие картинки на интерактивной доске).
По бокам от резцов у нас клыки, тонкие и острые, они отрывают кусочки пищи. Посмотрите, какие большие клыки у хищников.
(Также соответствующая картинка).
А в глубине рта – коренные зубы. (показываем пластилиновый макет).
Как вы думаете, почему они коренные?
Вот такие, широкие, с глубокими корнями, они перетирают, измельчают пищу.
Как вы думаете, зуб и внутри как белый камешек? Тогда почему же он может болеть? Знаете, что внутри у зуба?
Давайте посмотрим.
(Показываем следующий пластилиновый макет – 2 половинки зуба, внутри «нерв»)
Видите, в середине зуба нерв - – как красная ниточка? Он живой, мягкий, если его тронуть, будет очень больно. Но он далеко, в глубине зуба. Хорошо защищен твердой частью.
Сейчас мы поэкспериментируем. Посмотрим, как получается, что зуб может заболеть и как его вылечить.
Когда мы едим, особенно сладкое, микробы во рту тоже кушают и переделывают остатки еды в кислоту, она разъедает зубы. На зубах остается налет, стенка зуба портится. Получается маленькая дырочка. Вот сейчас мы сделаем маленькую дырочку в стенке нашего «зуба» стекой.
Видите? Маленькая дырочка, до нерва далеко, зуб еще не болит… Что нужно сделать? А если ничего не делать? Тогда дырочка будет все больше и больше, пока не дойдет до нерва, и тогда то зуб будет очень сильно болеть…
Нужно что то сделать…
Правильно, идти к зубному врачу. Как называется такой врач? Правильно, стоматолог.
Сейчас мы с вами посмотрим, как стоматолог будет лечить наш зуб. На дырочку в зубе надо поставить заплатку, которая называется…Кто знает как? (Пломба.) Пломба делается из мягкого материала, напоминающего пластилин, а потом стоматолог светит на нее специальным инструментом, и пломба твердеет.
Но дело в том, что наша дырочка – грязная, ее стенки уже тоже крошатся. Посмотрите (обмазываем стенки дырочки желтым пластилином).
Нельзя сразу взять, и залепить дырочку пломбой. Нужно сточить лишнее. У врача есть бормашина. Это машина со специальным сверлом. Смотрите! (Достаем крупный шуруп, или сверло) Вот так врач высверливает края дырки.
(делаем) – вот дырочка чистая, но она стала немного больше. Бояться не надо, посмотрите, до нерва еще далеко!
А теперь поставим пломбу. Например, Алеша (даем заранее подготовленный кусочек пластилина белого цвета, в который добавлено чуть-чуть голубого или желтого, чтобы получился другой оттенок. Залепляем… Теперь нужно разгладить. А доктор еще отшлифует специальным инструментом, чтобы было совсем ровно и гладко. По твердому уже совсем не больно! Вот и все, зуб снова целый!
Что нужно делать, чтобы дырочка в зубе вообще не появилась (Чистить зубы, полоскать рот после еды…) А какой еды боятся зубы? Правильно, сладкого, булочек, печенья, которые липнут к зубам…Нужно есть поменьше сладкого и обязательно чистить зубы.
Разомнемся немножко…Физминутка «Для чего животным зубы» :
Покажем, как высокий жираф срывает зубами листья с деревьев, тянемся высоко.
Плывет щука… (Изгибаем сложенные руки). Раз, и схватила зубами карасика!
Пасутся лоси, щиплют траву. (Наклоны).
А теперь мы кошки… Встанем на четвереньки, изогнем спину. Кошка поймала мышку!
Бегемот широко разевает рот. (Показываем, разводя руки – одну вниз, другую вверх).
Покажем пальцами, как быстро грызет зерно мышка (быстрыми движениями соединяем пальцы рук)
И медленно жует траву корова (медленными движениями соединяем пальцы рук, успокаиваемся).
Животным то не надо чистить зубы – они не едят никаких конфет!
А теперь давайте проверим, правильно ли вы чистите зубы. Покажите мне движением руки, как вы их чистите.
(Выясняется, что большинство детей чистят зубы из стороны в сторону). Значит, многие показали, что щетка двигается из стороны в сторону? Проверим, правильно ли это.
Проведем эксперимент:
(Достаем макет «Зубы», сделанный из воткнутых в «десну» из розового пластилина «зубов» из пузырьков от маникюрного лака, покрашенных белой краской). Посмотрите, это зубы. Между зубами есть пустые места.
Когда мы едим, там остаются маленькие кусочки пищи. Например так: (выдавливаем между зубов слой желтой или голубой зубной пасты). Вот тебе, щетка, и работа!
Давайте чистить как вы показали. Из стороны в сторону. Что же мы видим? Щетка то ничего и не вычистила!
А если так? Сверху вниз?
Вот сейчас щетка смогла справиться! Значит так и нужно чистить зубы : верхние – сверху вниз, а нижние? (снизу вверх)
Давайте сыграем в пальчиковую игру, чтобы закрепить то, как надо чистить зубы. Заодно и пальчики разомнем.
Пальчиковая игра «Чистим зубы» (Т. Пивоварова)
(Чистить зубки начинаем,
Ходит щетка сверху вниз. (повторяемое движение сверху вниз рукой с воображаемой щеткой около рта)
Чисто-чисто вычищаем,
Всем микробам скажем: "Брысь! " (отмахиваемся ладошкой)
Микробы лапками цеплялись, (движение "хватаемся" двумя руками одновременно)
Тянули щупальца свои, (шевелим вытянутыми пальцами)
Грызть наши зубы собирались, (понарошку "царапаем" поднятую вверх руку пальцами другой)
А мы их щеткой вон смели. ("подметающее" движение)
Не спасется ни один. (грозим пальчиком)
Щетка, торопись вперед! (указываем вперед вытянутой рукой)
Все микробы победим! (поднимаем руки вверх)
Вкусной пастой пахнет рот. (гладим рот) .)
А у кого-нибудь уже выпали зубы? (Дети отвечают). Это молочные зубы, на их месте вырастут постоянные, на всю жизнь. Послушайте стихотворение –шутку про молочные зубы :
В. Лейкин
Человек в молочный суп
Уронил молочный зуб.
Есть, конечно, перестал,
Но печалиться не стал.
Он отправился к коту,
Показал дыру во рту,
Дал колбаски и за это
У кота спросил совета.
Кот сказал ему: - Плевать
Можно очень далеко
И со свистом внутрь вливать
Лимонад и молоко.
И к тому же, если рот
Содержать в тепле и сырости,
То примерно через год
Новый зуб сумеет вырасти.
И мы будем свои зубы очень беречь. А теперь поиграем:
Дидактическая игра «Да-нет» (Автор неизвестен)
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. На не правильный совет говорите: нет, нет, нет.
1. Постоянно нужно есть для зубов для ваших
фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший Вы похлопайте в ладоши.
2. Не грызите лист капустный, он совсем, совсем не вкусный,
лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
3. Говорила маме Люба: я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы дырка в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
4. Блеск зубам чтоб придать, нужно крем сапожный взять,
выдавить полтюбика и почистить зубки.
Это правильный совет?
5. Ох, неловкая Людмила на пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает, чистить зубки продолжает. Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда?
6. Навсегда запомните, милые друзья,
не почистив зубы спать идти нельзя.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
7. Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет?
8. Запомните совет полезный, нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
Настя шьет и вышивает, Настя нитки разгрызает. Кто даст правильный совет?
Молодчина Настя? Нет?
Отгадали, молодцы! Если купим леденцы, можно грызть? Каков ответ? Неужели тоже нет!
Молодцы, все отгадали! Все запомнили, узнали!
Зубы, друг мой, береги – утром чистить их беги!
Если зуб болит – не плачь, тут тебе поможет врач!
(Воспитатель задевает коробку, из которой доставал макеты, и оттуда высыпаются пакетики). Ой, совсем забыла! Это разрезные-картинки загадки, на них изображены те, у кого совсем нет зубов. Как вы думаете, кто это может быть? (Догадки детей) Давайте разделимся на команды, и соберем картинки. Посмотрим, отгадали ли вы.
(Дети собирают изображения спеленутого младенца, жабы, бабочки, птицы и червяка). Дети рождаются без зубов, они вырастают потом. Жаба…Птица, ее вы отгадали! Бабочка…Червяк. Им и не нужны зубы.
А вот нам нужны!
Давайте встанем рядом и улыбнемся так, чтобы были видны наши зубки, такие нам нужные, и сделаем веселую фотографию на память.