Аида Цховребова
Занятие по познавательному развитию «Круговорот воды в природе»
Тема «Круговорот воды в природе»
Цель: развитие наблюдательности детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. совершенствовать представления детей о трёх состояниях воды.
«Познавательное развитие»
развивать познавательные способности у детей через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
«Речевое развитие»
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Активизировать словарный запас детей;
развивать умение рассуждать и сопоставлять, делать выводы;
«Социально-коммуникативное развитие»
умение общаться во время проведения опытов, развивать экологическую культуру.
развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение высказывать гипотезы, формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы.
«Художественно-эстетическое развитие»
формировать умение отображать в рисунке полученные знания.
«Физическое развитие»
уточнение правил безопасности при проведении опытов.
Накопление и обогащение двигательного опыта детей через подвижные игры.
Материалы для занятия
Электрический чайник. Холодное стекло для демонстрации круговорота воды в природе.
Схема круговорота воды в природе.
Иллюстрации на тему» В ОДА».
Глобус или карта мира.
ХОД
1. В-ль предлагает посмотреть на иллюстрации и вспомнить и вспомнить то, что узнали на прошлых занятиях, а затем поиграть в игру «Разрезные картинки»
Описание игры: на столе разложены картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. У каждой картинки «рубашка» своего цвета. Все картинки лежат «рубашками «кверху. Дети получают задание взять по фрагменту картинки и подойти к столу. Помеченному таким же цветом что и «рубашка «на картинке. Сложить картинки, рассмотреть их и сказать, что общего во всех изображениях- источники воды.
Затем с помощью вопросов обобщить знания. Полученные ранее.
-На Земле вода содержится во многих водоемах
-В морях и океанах вода соленая. она непригодна для питья
-В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки пригодна для питья
2. А теперь поговорим о том как вода попадает к нам в квартиры (вода поступает со станции очистки, туда – из рек. озер и подземных водохранилищ)
Наш город большой и воды требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Скажите, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы (ответы детей).
Сейчас я покажу вам опыт, а вы мне поможете сделать выводы.
Опыт заключается в следующем. В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей.
В-ль: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся? Я туда наливала только воду.
С помощью детей в – ль формирует первый вывод: вода при нагревании превратилась в пар.
Затем к струе пара в - ль подносит холодное стекло. Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирают в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда?
Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым и сухим. Дети делают вывод: когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
В-ль: так происходит и в природе каждый день. Солнце нагревает воду в морях и океанах,реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде
Пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда- снежинки- и выпадают на землю в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
(Свой рассказ в-ль иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды).
3. Игра «Умные капельки».
В-ль предлагает встать в круг, взяться за руки. Наш круг,как и вода может менять свою форму (вытягиваются в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас двигаться (дети бегают по группе) и каждый из вас движется сам по себе- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно. надо встать поближе друг к другу. Обнять друг друга. Посмотрите. теперь нашу группу нельзя растянуть. Она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа – это все те же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному. Расскажите, как связаны частички друг с другом.
Дети делают выводы.
-Когда вода находится в виде пара, связей между частичками практически нет. Каждая частичка движется как будто сама по себе
-В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные. Но они очень гибкие и эластичные. по этому вода в жидком состоянии не имеет своей формы.
-А когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом: вода в твердом состоянии –это лед, имеющий свою форму.
4. Ребята,кто-то к нам стучится. (входит»капелька», плачет) Что с тобой случилось, почему ты плачешь?
Рассказ капельки: на земле много водоемов, в которых собирается и хранится так необходимая нам вода. Каждый водоем- это живой организм. В нем живут, развиваются, рождаются и умирают растения и животные. И сама вода в водоеме меняется. Иногда это зависит не только от времени года или растений и животных. Которые в нем живут.
Изменения воды связано с деятельностью человека. Иногда люди берут из водоемов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязненную, испорченную, в которой уже не могут жить обитатели водоема. Иногда возле водоемов моют машины, выбрасывают отходы пищи. бумагу. осколки стекла. консервные банки. Все это сильно вредит жизни водоемов, они заболевают: вода в них становится грязно, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть.
Поэтому, загрязняя водоемы люди вредят сами себе: они получат меньше чистой воды и рыбы. И какой мы делаем вывод? (ответы детей).
Правильно :надо ценить чистую воду. Помогите мне создать книгу добрых идей и дел.
5. Создание книги : «Книга добрых идей и дел».
В-ль записывает предложения детей с идеями. Можно нарисовать плакаты – что нельзя делать. Подарить ее Капельке. Она благодарит детей и уходит.
Итог. Рефлексия:
-О чем мы сегодня говорили?
-Что нового узнали?
Молодцы, ребята. Я вами горжусь