Мария Горобченко
Конспект НОД в старшей группе «Как казаки на Дону жаворонков выпекали и весну ими встречали»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Донцы удальцы».
Тема: «Как казаки на Дону жаворонков выпекали
и весну ими встречали»
Автор - составитель: воспитатель
Горобченко Мария Вячеславовна
Данный конспект познавательного занятия, разработан для детей старшей группы.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Как казаки на Дону жаворонков выпекали и весну ими встречали“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Использованы следующие образовательные технологии:
Игровые: подвижные игры «Золотые ворота», «Жаворонок». Казачьи подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной запевалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.
Цель игр: развитие фонематического слуха, активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций. Формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Здоровье сберегающие технологии (Пальчиковая игра «Полетушки»)
Цель: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, снять напряжение, избежать утомления и переутомления детей, повысить эмоциональный уровень занятия.
Технология исследовательской деятельности: Ребенок лепит из теста жаворонка со словами : «Жаворонки, жаворонки!
Нясите нам висну!
Нам зима надоела,
Фсе сена поела,
Салому даидалаить.»
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Расширять представления детей о жизни в старину. Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
Цель: Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями на основе приобщения к исторически сложившейся культуре Донского края
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о жизни Донского казачества, их обычаях, традициях.
Ход НОД:
-ЗДОРОВО ЖИВЕТЕ КАЗАЧАТА! Нынче какое у нас время года?
Дети - Весна!
- Какие явления весной происходят в жизни пернатых обитателей лесов и полей?
-Д-Птицы возвращаются домой из теплых стран.
В- А как называются эти птицы?
Д- Перелетные!
В-Молодцы! Давайте вспомним, какие птицы прилетают первыми?
Д-Грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, журавли, лебеди, жаворонки.
В –Все верно! Сегодня мы с вами вспомним праздник Сороки! А речь в нем будет идти о жаворонке и не только!
Играет музыка, пение жаворонков.
Воспитатель- Особая значимость этого праздника в народной среде была связана с его близостью ко дню весеннего равноденствия. Церковь не внесла день весеннего равноденствия в свой календарь, но дала возможность народным традициям обрести новый христианский смысл. И булочки в виде жаворонков стали символом сорока воинов-христиан (Севастийских мучеников, погибших в 320 г. в горах Армении во время гонений римского императора Ликиния (воспитатель показывает фото иконы, а праздник получил второй народное название — Сороки (с ударением на первый слог). Издавна в этот день пекли булочки-фигурки в виде маленьких птичек. Почему именно жаворонков? Во-первых, жаворонки символизируют души мучеников, возносящихся к Богу. Во-вторых, летящая птица — что молитва святого к Господу о даровании сил в перенесении подвига. (Просмотр картинки с 40 мучениками)
В- Заговорилась я с вами, совсем про тесто забыла. А вы помните, что на Сороки разных птичек из теста пекут, теплом солнышка ясного заряжают!
Дети- Помним, Помним!
В-Пекут обычно целую стайку птичек (40 штук) обязательно дополняя тельце раскрытыми крыльями. В каждой станице у донских казаков бытовал свой способ приготовления «жавор нков» (которых еще называли пичушки или г люшки). Так в станице Сиротинской нашего Иловлинского района: раскатывали небольшую круглую лепешку и ножом вырезали головку (вместо глаз иногда вставляли изюминки, крылья и хвост. В станице Котовской (Урюпинский р-н Волгоградской области) из теста вырезали половинку «птички», затем разрезали ее вдоль и разворачивали. В хут. Донском (Азовский р-н Ростовской обл.) делали из теста два небольших брусочка – «туловище» и «крылышки» (второй брусок оборачивали вокруг первого).
(Воспитатель показывает готовые булочки)
-Давайте угостим наших гостей и поделимся с ними рецептом Донских казаков станицы Сиротинской.
-А теперь я предлагаю и вам испечь своих жаворонков.
У меня и тесто подоспело и столы для работы готовы. Надевайте фартуки и за работу принимайтесь!
(Пальчиковая игра) Сова летит, сама летит! - дети поднимают и опускают пальцы.
Петушок летит, кочеток летит! - дети поднимают и опускают пальцы.
Козелок летит, сам летит! - воспиатель говорит, поднимая и опуская палец, дети повторяют. Смотрите, будьте внимательны!
Грачи летят, черные летят!
Чечетки летят, сами летят!
Телятки летят, на всю Русь мычат! - хозяйка говорит, поднимая и опуская палец.
Журавли летят, на всю Русь кричат!
Пчелки летят, на всю Русь жужжат!
Кукушки летят, сами летят!
Жаворонки летят, на всю Русь кричат!
Пальчики и ручки размяли начинаем работу.
-Вот и у нас птички появились.
Жаворонки, жаворонки!
Нясите нам висну!
Нам зима надоела,
Фсе сена поела,
Салому даидалаить;
Записано в ст. Букановской Кумылженского района Волгоградской области.
-Осталось посадить птах в печь (уносит противень).
- Пока наши жавороночки выпекаются, мы с вами Весну покличем!
(воспитатель убирает столы, дети переодеваются в казачью одежду.)
Звучит музыка:
В-Давайте поиграем в ручеек?
Дети-Да!
Хоровод-игра «Ручеёк».
Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
В-Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна.
В-Ребятки садимся на стульчики.
Давайте вспомним приметы весны.
Дети -перечисляют приметы.
В- а я вам расскажу Народные приметы на 22 марта
«Сороки» тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет.
Если же холодные «Сороки» – жди сорок холодных утренников».
Если после «Сорок» утренние морозы продлятся 40 дней, то лето
будет теплое.
На «Сороки» день с ночью меряются.
Увидел скворца – весна у крыльца.
Сколько проталинок – столько и жаворонков.
Ребята как вы думаете о чем эти поговорки?
Ответы детей.
В-Правильно молодцы а сейчас мы с вами поиграем! Становитесь казачата парами!
Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода»
Игра «Золотые-ворота»
В- пока мы с свами веселились, Жаворнки подоспели. Хозяйки угощали булочками детям — нехай по улице бегают (залезают на сенные прикладки, на крыши сараев, поют песни-веснянки и весну кличут :
Хоровод под песню закликалку!
Жаворонки-господа,
Прилетите вы сюда,
Унесите зиму,
Принесите весну.
Зима надоела,
Всю сену поела;
Записано в ст. Усть-Бузулукская.
Чаепие с готовыми булочками.