Наталья Волкова
Конспект занятия по основам туризма «Я и мое имя» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Я среди людей Конспект занятия по основам туризма «Я и мое имя» (старшая группа)
Цель: формирование представления о важности своего имени, воспитание чувства гордости за свое имя, фамилию, семью.
Задачи:
Образовательная:
• знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;
Развивающая:
Публикация «Конспект занятия по основам туризма „Я и мое имя“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
• развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы; формировать представление о правах детей (право на имя)
• развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики
Воспитательная:
• воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;
• активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
• развивать осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени.
Интеграция:
«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, своем имени.
«Коммуникация» - развитие всех компонентов устной речи детей
«Физическое развитие» - продолжать внедрение здоровье сберегающих технологий в работу с детьми.
Предварительная работа с родителями:
Беседа родителей с ребенком о членах их семьи, обсуждение возникновения имени в семье (почему его так назвали).
Словарная работа: право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник
Материал:
- иллюстрации: «Имя».
- Документ «Конвенция о правах ребенка».
Литература:
1. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
2. И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»
3. А. Е. Мамонтов «Большая книга имен»
4. В. Агапова стихотворение «Дорожите именем своим!»
Интернет ресурсы:
https://dettext.com/fizminutki/grisha-shel/
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Настя дала руку Диме,
А Дима дал руку Кириллу….
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг,
(покачать руками вместе)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Скажите, а приятно ли вам, когда с вами здороваются?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего люди здороваются друг с другом?
Дети: Чтобы было хорошее настроение, когда люди здороваются друг с другом, то желают здоровья.
Воспитатель: А вы заметили ребята, что когда мы собирались в наш дружный круг мы подавали руку и произносили что… (имя) Правильно, имя стоящего рядом. Вы уже знаете, что нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.
И вот сегодня я хочу поговорить с вами об именах.
1. Беседа об имени (сидя на стульчиках на коврике)
Воспитатель: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена можно произносить ласково и грубо. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать пренебрежительную форму имени: Димка, Сашка, Варька. Приятно ли слышать такое? Почему? Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в группе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, добрыми, справедливыми. Вот и имена им давали такие, как например:
Богдан - данный богами.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Владислав - владеющей славой
Благомир - приносящий благо
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.
Воспитатель: Допустим, к одному человеку обратились «Юленька», а к другому «Юлия Николаевна»? Кто они?
Дети: «Юленька» - это девочка, а «Юлия Николаевна» - это взрослый человек, т. е. женщина, воспитатель.
Воспитатель: Если ребенка позвали «Дима», а другого «Варя». Что можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству (Ответы детей)
Проводится игра «Угадай, кто это?»
По имени много можно узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик. Давайте попробуем угадать, о ком я говорю: о маленьком или взрослом человеке, о мужчине или женщине
1. Александр Иванович очень любит играть в футбол. (О взрослом мужчине).
2. Ай, люли, люли, люли,
Все давно уснули.
Один Ванечка не спит,
Он в окошечко глядит. (О маленьком мальчике).
По имени и отчеству обращаются к старшим людям (воспитатель, учитель, проявляя тем самым уважение к ним. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.
А теперь я предлагаю немного размяться
(дети встают в круг на физкультминутку).
Гриша шел
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.
(Ходьба на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
2. Тёзки (беседа проводится на ковре, стоя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете - что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?
Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.
Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»
В группе было восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Дети: Может быть по фамилии?
Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?
Дети: В этом случае поможет отчество.
Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки? Хорошо, разобрались в тёзках.
3.«Право на имя»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?
Дети: Может быть – это право на имя?
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя. Это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь. Как нужно относиться к своему имени?
Послушайте внимательно стихотворение В. Агапова «Дорожите именем своим!»
Дорожите именем своим!
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна
Дорожите именем своим!
Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком, спросонок,
Слушайте их звучный перезвон:
Света, Миша, Сашенька, Максим…
Сколько знает каждый, сосчитайте!
Никого, друзья, не обижайте…
Дорожите именем своим!
Проводится пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять,
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, Ну а этот пальчик я, вот и вся моя семья, а зовут меня (дети называют каждый свое имя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали? А как вас называют ласково дома? (ответы детей) В ваших семьях у каждого члена семьи есть свое имя, так? А объединяет их всех фамилия.
В конце беседы воспитатель предлагает рассказать каждому ребенку, что обозначает его имя. Воспитатель: Вот и заканчивается наша беседа. О чем вы сегодня узнали?
Дети: О праве на имя.
Воспитатель: Да, вы узнали, что означают ваши имена, которые дали вам родители, вы все имеете право носить и гордиться своим именем, потому что оно лучшее, неповторимое. Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.